Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Контрольная работа Особенности воспитания детей игрой

Ахунова Светлана Юрьевна Ахунова Светлана Юрьевна
DOC
7
0
Предпросмотр

Особенности воспитания детей игрой


Введение
Актуальность ориентации личности в мире ценностей обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. [2, с.50]
Каждое государство, считающее себя цивилизованным, заботится о подрастающем поколении. И наша страна не исключение. В России многоуровневый охват проблемы воспитания детей, в том числе и законодательный. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», ст. 4: «целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, умственному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».[14,с.5]
Также в статье 7, гл. 1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» говорится, что педагоги, медики, психологи несут ответственность за воспитание. О сети дошкольных заведений говорится в Законе «Об образовании», ст.18. [6, с.30]
В этом контексте значимым является вопрос об особенностях воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ребёнка происходит в семье, а также в образовательно-воспитательных учреждениях. Существует много методов воспитания и одним из них является воспитание в процессе игры.
В изучении этой темы нам помогают такие человековедческие науки, как: психология, социология, история. Психология позволяет понять, как в процессе игры у ребёнка развивается тип мышления, логика, воображение и т.п. Социология показывает, как по средствам игры ребёнок приобретает первые навыки общения. А в истории можно проследить этапы воспитания в различных эпохах.
Над данной темой работали Н.К. Крупская (она впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом); Е.А. Радина (доказала значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста); Н.П. Аникеева (утвердила игры и занятия по знакомству с окружающим миром);
С.Л. Новосёлова (разработала игры и занятия с предметами-орудиями); Н. П. Волкова (раскрыла влияние образной игрушки на игры детей); В.А Гелло (определил роль игры в воспитании положительного отношения к школе); З.В. Лиштван (определил воспитание дружеских отношений в игре); А.С. Макаренко (утверждал, что игра и труд неразрывно связаны между собой); Б. П. Никитин (изучал особенности развивающих игр).
Таким образом, с одной стороны, вопросы правильной организации жизни детей с учётом их возрастных и индивидуальных способностей в процессе игры, организации игрового коллектива находятся в центре внимания общества и государства. Это подтверждают исследования учёных. Однако, с другой стороны, существующие проблемы (метод воспитания игрой не единственный) требуют их осмысления.
Понятие воспитания
Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление» и «социализация». Социализация- процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. «Становление» - термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. [4, с. 150]
Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом. Воспитание как компонент педагогической науки включает три существенных признака:
1. целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;
2. соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;
3. наличие определённой системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. [4, с. 152]
Ведущей формой обучения на ступени раннего детства является игровая деятельность. Маленькие дети очень эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание, поэтому первостепенное значение имеет занимательность занятий. Большая часть занятий проводится либо в форме игры, либо с использованием игровых приёмов. Игра носит социальный характер , так как в ней отражаются явления жизни, а также она является средством расширения представлений об окружающем мире. Для дошкольника игра – это учёба, труд и форма воспитания. Социальный характер обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе, он хочет быть участником взрослой жизни, но это не соответствует его возможностям. Следовательно, ребёнок подражает действиям взрослых и таким образом он приобщается к взрослой жизни. Источником игры является социальная жизнь людей, условий в которых живёт ребёнок. В игре отражается быт, отношения людей и т.п. особенностью игры является то, что она отражает жизнь, деятельность людей и их отношения. Однако доля воображения и фантазии просто необходима в игре. Дети придают окружающей обстановке то значение, которое обусловлено замыслом и содержанием игры. Такой характер игры отличает её от других видов деятельности и роднит её с искусством. Другой особенностью игры является её самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, её создателями. В игре ребёнок живёт действиями, чувствами героя. Дети не играют молча. Даже когда ребёнок, один он разговаривает с игрушками или воображаемыми героями. Так слово является сопровождением к игре и полнее раскрывает образ и отношение к образу самого ребёнка. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игры и служит средством отражения действительности. [3, с.30-31]
Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. [1, с.65]
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.[1,с.67]
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.[10, с.50]
Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.
Игровая деятельность строится, таким образом, что в результате возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, но и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл. [10,с.50-52]
Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.
Средствами игры являются:
а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребёнка;
б) способы действия с определённым предметами в определённых обстоятельствах;
в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей. Основными этапами игры являются:
1. игровой замысел (определение, во что и как играть ребёнку). По игровому замыслу игра может делиться на:
а) игры, отражающие бытовые явления;
б) игры, отражающие труд;
в) игры, отражающие общественные события и праздники;
2. сюжетное создание игры (то, что составляет живую материю игры и определяет взаимоотношения людей);
3. роль, которую выполняет ребёнок. По этому значению роли в процессе игры, многие игры получили названия «ролевых», «сюжетно-ролевых». Ребёнок не просто играет роль, а верит в её правдивость.
4. установление правила, которое регулирует поведение и взаимоотношение детей. Это помогает робким детям активно участвовать в игровом процессе. [3, с. 50-51]
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно – ролевыми . В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. [11, с.33]
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «взаправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой. [3,с.52]
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения . Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. [2,с.215].
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Из этого следует, что игра – всегда импровизация. [11, с.38]
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива , справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно – ролевыми . В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. [3, с.80-83]
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры . Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
а) от начала к концу;
б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;
в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. [1, с. 90-92]
Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей 3-4-летнего возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. [11, с. 60]
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира , а имитация определенных отношений между людьми , в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. [11, с. 62]
Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре – это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т.п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, например куклы. [12, с.55-56]
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая «символическая игра» . Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Род игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно или лишь обозначается словами. [12, с.58-61]
Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование . В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам. [1, с.101]
В особый класс выделяются игры – соревнования , в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха. [1, с.102]
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. [1, с.103]
Кроме творческих или ролевых игр, особое место в игровой деятельности дошкольника занимают развивающие игры. Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.[3, с.110]
В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.).
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал. [10, с. 58-62]
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. [11, с.182]

Классификация игр

Сюжетно – ролевые игры дошкольников
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры, подразделяются на следующие темы:
- труда;
- бытовые;
- с общей тематикой .
Длительность сюжетной игры:
- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
Содержание игры
предметная поведение
В структуре ролевой игры выделяют компоненты :
· роли, которые исполняют дети в процессе игры;
· игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
· игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
· отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Театрализованные игры
игры- игры на темы
драматизации литературных произведений
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
cюжет игры последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.
отличие. детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.
помогает глубже понять идею произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства.


Строительно – конструктивные игры
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов .

Виды материалов

Примеры

1

большой строительный материал, для возведения сооружений на полу.

куб, цилиндр, паралеллипипед и другие.

2

настольный строительный материал.

приблизительно те же формы, но меньшие размером.

3

полуфабрикаты.

наборы досточек, арок, фронтонов и другие.

4

конструкторы.

усложненный строительный материал.

Последовательность усложнения конструирования:

1.

возведение сооружений воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснение действий.

2.

показ образца строения выполненного воспитателем, с последующим анализом его составляющих частей.

3.

показ приемов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек.

4.

предложение образца незаконченного строения, которое дети должны закончить самостоятельно.

5.

конструирование по теме или заданным условиям.

6.

возведение детьми сооружений по их собственному усмотрению.

Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Виды

Характеристика

1.

Отображения

отношения связанные с ролью, с позицией собственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия.

2.

Связь с детским трудом

в игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие.

3.

Умственное воспитание

формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).

4.

Умственная активность

связана с работой воображения (выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет). Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень.

5.

Систематическое воспитание

способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам.

6.

Двигательная деятельность

быстрое развитие осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.

Необходимо заметить, что переживания в игре влияют на её характер.
Показатели развитого игрового интереса
1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
3. Наличие любимой роли.
4. Нежелание заканчивать игру.
5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
Умение руководить играми.

Виды

Содержание

аналитические

умение анализировать и диагностировать уровень развития игровой деятельности детей, учитывать группу и каждого ребёнка.

проектированные

умение проектировать уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал бы достигнуть как для группы, так и для каждого в отдельности.

организаторские
и коммуникативные

умение организовывать детей, проявлять интерес к детский игре.

Влияние воспитателя

Содержание

1.

планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов.

2.

воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное, в событиях, в которых берут участие или наблюдают.

3.

воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи.

4.

в процессе игры воспитатель организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета.

[13, с.90-101]
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известный в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Кроме того, цель игровой деятельности - подготовка ребёнка к школе и следующим этапам его жизни. Рассмотрим данную цель. [2, с.100-102]
Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению , которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно, лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. [5, с.35]
Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям:
1. способность пробуждать непосредственный интерес у детей;
2. обеспечение детям возможности проявить свои способности;
3. вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
4. предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
5. доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;
6. получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.
Применяя обычные, традиционные, соревновательные, учебно-дидактические игры с детьми, важно обращать их внимание на три последние из перечисленных выше пунктов: "4", "5", "6".
К концу дошкольного периода доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги .[12, 70-71]
Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально – познавательной готовности ребёнка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо обеспечить дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми бы они смогли свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их самостоятельному исследованию окружающих предметов. [5, с.45]
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Не стоит обременять детей, особенно трех – четырехлетнего возраста, технически сложными и дорогостоящими игрушками. Такие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес, и малополезны в их интеллектуальном развитии, связанном с подготовкой к школьному обучению. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.[13,с.102]
Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий; сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. [2, с.112]
Роль игры в организации жизни детей такова:
1. Игра является основным видом деятельности детей, так как через игру дети получают знания, у них формируются навыки и умения.
2. Игра как вид деятельности занимает основное время дошкольников.
3. Игра воспитывает определённые качества личности.
4. В игре ребёнок удовлетворяет потребность быть тем, кем он хочет.
5. В игре у ребёнка формируются нравственные качества.
6. Игра помогает воспитать решительность, умение преодолевать трудности и доводить дело до конца.
7. Игра помогает совершенствовать физические возможности ребёнка.
8. В игре ребёнок учится общению со сверстниками.
9. Игра развивает творческие способности. [5, с.80-85]
Всего этого можно достичь, если игра будет организована и руководить, ей будет взрослый. Руководя игрой, воспитатель воздействует на сознание, поведение, чувства и волю детей. Ведь помимо вышеперечисленного, в игре ребёнок развивает фантазию, мышление, расширяет свою речь, учится выигрывать и проигрывать.
Надо заметить что, во все времена и во всех народах девочки играли в куклы, но содержание игры при этом было разным. Отсюда следует, что игры зависят от социума. С помощью игровой деятельности ребёнок узнаёт окружающий мир. Игра помогает объединить детей, готовит к школе и удовлетворяет потребность детей в общении друг с другом. [4, с.180]
Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности. [2,с.120]
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. [4, с.182]
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Процесс развития творческих способостей детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые для самого существования животного. [3, с.220]
Изучив тему данной курсовой работы, мы сделали выводы, что особенностями игры являются:
1. Игра носит социальный характер.
2. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
3. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
4. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
5. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
6. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
7. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
8. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
а) от начала к концу;
б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;
в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
9. Игра развивает логическое и творческое мышление.
10. Игровая деятельность имеет сюжет.
11. Игры помогают подготовить ребёнка к школе и к адаптации в ней.
Игра является неотъемлемой частью жизни ребёнка. С помощью игры ребёнок готовится к школе и к дальнейшей жизни в кругу своих сверстников.[1, с. 91-92]
















Список литературы:
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: «Просвещение» , 1997. – 250с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихолог. анализа / А. Г. Асмолов. – М.: изд-во Моск. ун-та. , 1990. – 300с.
3. Бондаренко, А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: «Просвещение», 1983. – 450с.
4. Волкова, Н. П. Педагогика / Н. П. Волкова. – Киев: издат. центр Академия, 1999. – 500с.
5. Гелло, В.А. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе / В. А. Гелло. – М.: «Просвещение», 1983. – 100с.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: «Омега-Л», 2008. – 92с. – (Законы Российской Федерации).
7. М.: «Просвещение», 1988. – 250с.
8. Крупская, Н. К. Пед. соч. / Н. К. Крупская. – М.: изд-во Академии пед. наук, 1959, т. 6, - 205с.
9. Макаренко, А. С. Игра. Соч. / А. С. Макаренко – М.: Учпедгиз, 1957, т. 4. – 96с.
10. Менджрицкая, Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджрицкая – М.: «Просвещение», 1982. – 300с.
11. Никитин, Б. П. Ступень творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин – М.: «Просвещение», 1991.- 200с.
12. Новоселова, С.А. Игры и занятия с предметами / С.А. Новоселова – М.: «Просвещение», 1977. - 96с.
13. Радина, Е.А. Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей / Е.А. Радина – М.: «Просвещение», 1977 - 112с.
14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации». – М.: «Омега-Л», 2008. – 21с. – (Законы Российской Федерации).Начало формы
Конец формы







ПРИЛОЖЕНИЕ
Джаз тела 
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение 
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Танец огня 
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
Зеркальный танец 
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.


Танец морских волн 
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
Этюд «Насос и надувная кукла» 
Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.
Лес 
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
– на тихий, нежный ветерок;
– на сильный холодный ветер;
– на ураган;
– на мелкий грибной дождик;
– на ливень;
– на сильную жару;
– на ласковое солнце;
– на ночь;
– на град; на заморозки».
Этюд «Согласованные действия» 
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
– пилка дров;
– гребля в лодке;
– перемотка ниток;
– перетягивание каната;
– передача хрустального стакана; парный танец.
«Огонь-лед» 
По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Сосулька 
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай 
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Спящий котенок 
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Конкурс лентяев 
Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук –
Лентяй изрядный –
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского «Лентяй».
Пылесос и пылинки
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.