Публикации воспитателей детских садов
О проекте

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Зотова Анастасия Михайловна Зотова Анастасия Михайловна
DOC
233
1
Предпросмотр

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ
Игра «Почемучки»
Задача:развить фантазию детей, умение форму­лировать и задавать вопросы.
Оборудование:сюжетные картинки с изображе­нием каких-либо интересных ситуаций.
Описание.Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы фор­мулируют с помощью картинок.
Например: «Почему люди меняют одежду? Поче­му осенью улетают птицы? Почему летом не катают­ся на санках?» и т. д.
Игра «Загадочные письма»
Задача:развить воображение, представления, со­образительность детей, тренировать умение состав­лять предложения из отдельных слов.
Оборудование:карточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стре­лок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке - одна фраза, где символы идут друг заДругом, как слова в предложении.
Описание.Лучше играть с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно соста­вить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.
Взрослый объясняет, как разгадывать письмо:картинки (или схемы) предъявляются по одной, ос­тальные - прикрыты.
Сначала идет картинка - существительное, затемсхема - глагол (могут быть заслушаны несколько ва­риантов, из которых выбирается самый подходя­щий) и так все загаданные слова. Затем слова объе­диняются в целое предложение.


Игра «Несмеяна»
Задача:развить мимику, подражательность, фантазию детей.
Описание.
Iвариант.Играющие становятся вокруг водяще­го (Несмеяны). Каждый из них по очереди стараетсярассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.
//вариант.Водящий встает в центр между игра­ющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разгова­ривать.
Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют попытку.
Если же ребенок добился успеха, он меняется ме­стами с тем, кто рассмеялся.


Игра «Волшебные очки»
Задача:развить связную речь, представления де­тей.
Описание.Взрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, которыйсоздал волшебные очки. Если их одеть, можно уви­деть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных со­бытиях в своей жизни ».
Игра «Обижалка»
Задача:развить у детей чувство сострадания, умение сопереживать, ставить себя на место другого человека.
Оборудование:сюжетные картинки с плохими поступками героев (обида, насмешка, злость и т. п.)
Описание.Взрослый и дети обсуждают непра­вильное поведение героев, затем каждый из детейвспоминает случай из своей жизни, когда он, как ему кажется, кого-то обидел, какие чувства, по его мнению, испытывал этот человек. Чтобы показать пример такого рассказа, начинает игру взрослый.


Игра «Фото на память»
Задача:развить воображение, подражатель­ность, мимику детей.
Описание.Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) - артис­тами, которые будут изображать мимикой и жеста­ми различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и пред­лагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть - фотографдолжен сделать фото на память.
Следующий герой: вспомните, как хитро улыба­лась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобра­зите, как она это делала, а теперь снова сделаем фо­то и т. д.



Игра «Перестановки»
Задача:тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы в одном слове для обра­зования другого, расширить словарный запас.
Описание.Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могутпревращаться в другие, если переставить в них бук­вы: нос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел. Посте­пенно по мере тренировки слова можно усложнитьи увеличить в них количество букв.
Например:

банка - кабан;
мышка - камыш;
волос - слово;
баян - баня;
марка - рамка;
насос - сосна;
колос - сокол;
масло - смола;

шнурок - коршун;
вобла - обвал;
вилка - валик;
майка - кайма;
атлас - салат;
марш - шрам;
Мария - армия.


Игра «Превращалки»
Задача:расширить словарный запас детей, уме­ние переставлять, изменять буквы в словах.
Описание.Взрослый дает задание придумать и вписать в клеточки такие слова, чтобы первое слово превратилось в последнее или цепочка опять вернулась к исходному слову. В каждом следующемслове меняется только одна буква.
МЯЧ - меч - мел - мол - ГОЛ
СОК - сак - лак - лай - ЧАЙ
ЛУГ - лук - лик - лис - ЛЕС
УРОК - срок - сток - стон - СЛОН
РОЗА - роса - рост - тост - тест - тент - тень -пень - пена - вена - вина - виза - риза - РОЗА


Игра «Обиженный котенок»
Задача:научить ребенка (детей) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.
Описание.Каждый из детей по очереди играет роль обиженного котенка, рассказывая о самойобидной ситуации в своей жизни. Остальные играю­щие стараются утешить его, подбирая для утешения подходящие слова.
Игра «Неизвестное животное»
Задача:развить воображение, мелкую моторику детей.
Оборудование:листы бумаги по количеству игра­ющих, карандаши или ручки.
Описание.Каждый играющий на своем листе ри­сует вверху голову человека, животного, птицыи т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот дол­жен продолжить рисунок верхней частью тела и, за­гнув, снова передать листок следующему игроку, ко­торый рисует конечности. Таким образом дорисовы­ваются листы всех играющих, не зная, чья головаили туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.


Игра «Потрогаем слово»
Задача:развить у детей воображение.
Описание.Взрослый предлагает ребенку мыслен­но потрогать какой-либо предмет: подушку (какая она мягкая), елку (колючая), кошку (пушистая), во­ду (мокрая), пол (твердый) и т. д. и рассказать о сво­их ощущениях.



Игра «Двигай фишку»
Задача:развить воображение, представления де­тей, умение мысленно передвигать предметы, пред­ставляя изменение их положения.
I вариант.Оборудование:нарисованный на листе бумаги квадрат 4x4, расчерченный на клетки, на одной изкоторых нарисована фишка.
Описание.Взрослый называет ребенку ходы, а тот старается мысленно передвигать фишку по до­ске. Рисовать или вести фишку пальцем запрещает­ся. Ребенок должен мысленно привести фишку в по­лучившуюся точку и указать ее на доске.
Ходы:
2 клетки влево; 2 клетки вниз;

  1. клетку вправо;

  1. клетки вверх;
    1 клетку влево;

Iклетку вниз.
IIвариантболее сложный. Вся игра проводится мысленно. Взрослый указывает начальное местофишки и диктует ходы, а ребенок должен предста­вить себе доску, как в I варианте игры, и мысленно передвигать фишку по ней. Например, фишка нахо­дится в левом верхнем углу.
Ходы:
1 клетку вниз;
3 клетки вправо;
1 клетку вверх;

  1. клетку влево;

  1. клетки вниз;
    2 клетки влево;
    1 клетка вниз.

В итоге фишка должна оказаться в левом ниж­нем углу.


Игра «Услышим слово»
Задача:развить воображение и представления у детей.
Описание.Взрослый предлагает ребенку предста­вить звук, издаваемый каким-либо предметом:жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской си­рены, звон колокольчика, стук молотка, гудок ма­шины, пение кукушки и другие знакомые, многораз слышимые звуки.
Игра «Увидим слово»
Задача:развить воображение и представления у детей.
Описание.Взрослый объясняет ребенку, что сло­ва можно увидеть в своем воображении, предста­вить, как они выглядят. Например, закрыть глаза и представить себе живую бабочку, яркий одуван­чик, зеленую елку и т. д. (озеро, дерево, дом, облако и другие слова). Взрослый должен предупредить ре­бенка, что поначалу он может ничего не увидеть или видеть какое-то пятно. Постепенно образ предметастанет похожим на фотографию (или картинку), а затем на настоящий предмет, как наяву.
Игра «Придумай продолжение»
Задача:развить фантазию, воображение, связ­ную речь детей.
Оборудование:начало рассказа или сказки, при­думанное взрослым.
Описание.Взрослый читает ребенку придуман­ное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. По­началу взрослый может направлять мысли ребенка, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.
Например: «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из нихпобедил, как вели себя друзья после спора».
Или: «Однажды летом папа и его сыновья пошлив поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. При­думай, как и почему это случилось, как Андрейкабродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.


Игра «Понюхаем попробуем слово»
Задача:развить у детей воображение.
Описание.Взрослый говорит ребенку, что неко­торые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин), роза, ромашка, хлеб,костер, шоколад и т. д., после этого дети должнырассказать о своих впечатлениях.
Игра «Елочные шары»
Задача:расширить словарный запас детей, тре­нировать навыки послогового чтения и составленияслов из заданных слогов.
Оборудование:вырезанная из картона и раскра­шенная елка, отдельно вырезанные елочные шарысо слогами внутри.
Описание.Взрослый прикрепляет на елку елоч­ные шары со слогами внутри и предлагает ребенкусоставить из них слова.



Игра «Арифметика в словах»
Задача:развить у детей умение отгадывать загад­ки, составлять отгадку из заданных частей.
Описание.Взрослый на одном из слов показыва­ет, как решить такой словесный пример, затем ребе­нок пробует сделать это самостоятельно.
БА + большой деревянный сосуд = летающее на­секомое (БАБОЧКА)
БА + водное животное с клешнями = временное жилье (БАРАК)БА + полезный фруктовый напиток = низкий го­лос (БАСОК)
БА + музыкальный звук = белый хлеб вытянутой
формы (БАТОН)
БА + мягкая кожа + первая буква алфавита - те­семка с подвесками (БАХРОМА)
Игра «Оживи рисунок»
Задача:развить воображение, мелкую моторику детей.
Оборудование:лист бумаги, разделенный на не­сколько квадратов, простой карандаш.
Описание.В каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треуголь­ник), который затем нужно превратить в какую-ли­бо картинку

Игра «Звездочки»
Задача:совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, тренировать в умении состав­лять слова из заданных букв, располагая их в нуж­ном порядке.
Оборудование:подготовленные взрослым «звез­дочки» с буквами.
Описание.Взрослый предлагает ребенку соста­вить и прочитать слова с помощью букв и звездочек, располагая их в правильной последовательности.


Игра«Заданиянасмекалку»
Задача:научить детей вдумываться в условие (текст) задачи, развить их слуховое внимание, сооб­разительность.
Оборудование:тексты подготовленных, доступ­ных ребенку в этом возрасте заданий.
Описание.Взрослый старается медленно и выра­зительно читать текст загадки. Затем дает время ре­бенку поразмышлять над ней, при необходимостизадавая ему наводящие вопросы и тем самым подво­дя к правильному решению.
1.В доме четыре угла. В одном углу стоит стол, у него четыре ножки. В другом углу лежит кошка, у нее четыре лапы. У кошки появилось четверо ко­тят. Вошел в дом хозяин.
Сколько стало ног?
ОТВЕТ: Две ноги, так как у кошки и котят лапы,а у стола - ножки.
2.Шли гурьбой: теща с зятем да муж с же­ной, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом.
Много ли всех?
ОТВЕТ: Четверо - бабушка, мать, отец, дочь.
3.Летели утки: одна впереди и две позади, однапозади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
ОТВЕТ: Всего летело три утки, одна за другой.
4.Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив
три, бросили их в четыре, чтоб четыре оставили одну.
ОТВЕТ: Человек сидел на стуле, у которого триножки. Вдруг пришла собака и утащила куринуюногу. Человек бросил стул в собаку, чтобы она оста­вила куриную ногу.
5. Два отца и два сына поймали трех зайцев,каждому досталось по одному зайцу.
Возможно ли это?
ОТВЕТ: Это были дедушка, его сын и внук. Из троих двое являются отцами и двое - сыновьями. Каждому досталось по одному зайцу.


Игра «Кроссворды»
Задача:развить сообразительность, внимание, воображение детей, расширить их словарный запас.
Оборудование:доступные ребенку по возрасту кроссворды.
Описание.Совместно со взрослым ребенок учится подбирать подходящие по смыслу и количеству буквслова в ответ на прочитанное взрослым задание (за­гадку).



Игра «Кроссворд»
По горизонтали:

  1. куча снега, наметенная ветром;

  1. ледяная площадка для катания на коньках;

  1. сильный ветер со снегом.
    По вертикали:


  1. кто рисует на окне зимние узоры;

  1. стальные полозья для катания по льду.


Игра «Слово в слове»
Задача:совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умение придумывать и состав­лять слова из заданных букв.
Оборудование:ряд заданных слов.
Описание.Совместно со взрослым ребенок учится подбирать слова (не менее двух), входящих в исход­ные слова.
ДУДОЧКА - дочка, удочка.
ДУБРАВА - дуб, вар, раб, ура.
ДНЕВНИК - веник, вид, дни.
ДРАМА - рама, дама, дар, рад.
ЖАВОРОНОК - ворона, вор, кожа, вар, кран.


Игра «Слова и буквы»
Задача:совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, развить у детей умение составлятьи придумывать слова, расширить их словарныйзапас.
Описание.
I вариант.В течение ограниченного времени иг­рающие должны вспомнить и записать как можнобольше названий определенной группы предметов:городов, животных, цветов, профессий, фруктов и т. д.
По мере тренировки задание можно усложнить,придумывая слова определенной группы, которые начинаются на выбранную участниками букву.
Например: животные - кошка, собака, тигр, лев,медведь, лиса, зубр и т. д.; животные на букву К:кенгуру, коза, корова, крот, кот, куница и т. д.
//вариант.Играющие должны написать опреде­ленное количество слов - существительных, в которых часто встречается выбранная буква (например, буква А: барабан, карандаш, атаман, саламандра и др.) или которые начинаются и заканчиваются на эту букву (на­пример, на букву О: окно, озеро, одеяло и др.)
Ill вариант.Играющие должны написать в ал­фавитном порядке слова определенной группы (на­звания городов, рек, животных, профессий и т. д.) по одному слову на каждую букву алфавита, кроме ы, й, ъ, ь.
Например: животные - антилопа, белка, волк, гепард, дикобраз, енот, еж, жираф, зубр, крот, лось, мышка, носорог и т. д.


Игра «Рифмы»
Задача:развить у детей языковое чутье, умение подбирать слова, заканчивающиеся похожими зву­ками, расширить словарный запас детей.
Оборудование:слова, к которым будут подби­раться рифмы.
Описание.Один из играющих называет слово, желательно простое и короткое, к которому следую­щие игроки подбирают рифмующиеся слова. Тот, кто не сможет придумать слово в рифму, получает минус. Если у игрока набирается три минуса, он вы­ходит из игры. Выигрывает последний оставшийся.
Примеры рифмующихся слов:
Торт - корт - сорт - борт - порт - лорд - рекод -аккорд.
Сок - носок - песок - лесок - кусок - поясок - ко­лосок.
Этаж - стаж - монтаж - трикотаж - репортаж.




Игра «Записка»
Задача:расширить словарный запас детей, со­вершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение придумывать слова на заданную букву и объ­единять слова в небольшие фразы.
Оборудование:заданные слова.
Описание.За основу записки берется одно из главных слов. Каждый играющий должен приду­мать фразу, в которой каждое слово начинается с од­ной из букв этого слова.
Например, взяли слово «СУМКА». Из букв этого слова можно придумать записку (объявление) из зо­опарка: «Сегодня Убежал Медведь. Караул. Адми­нистрация». Или слово: «УБОРКА» - «Утром буду. Очень рада каникулам. Аня».
По мере тренировки можно усложнить игру, что­бы играющие придумывали записки на определен­ные темы: шуточные, деловые, объявления и т. п.
Игра «Инсценировки»
Задача:развить подражательность, эмоциональ­ность, воображение детей, умение перевоплощатьсяв изображаемый персонаж.
Оборудование:атрибуты по теме инсценировки: маски, некоторые детали для костюмов (шапочкис ушками, усы, хвосты, короны, шляпы, фартуки, косынки и т. п.), несложные декорации (елки, бе­резки, грибы, цветы).
Описание.Взрослый выбирает доступную по объ­ему и речевому материалу сценку, затем распреде­ляет роли между детьми и в виде вопросов - ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какиесвойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и неболь­шие репетиции. В ходе них взрослый показывает де­тям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво), говорит им, чтобы они смотрели на собе­седника при разговоре, старались держаться естест­венно, не опускали голову.
На начальном этапе проводится разыгрываниенебольших диалогов, можно в стихах, причем каж­дый «актер» должен знать свои слова наизусть.В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.
Игра «Небылицы»
Задача:развить связную речь и фантазию ре­бенка.
Описание.Взрослый предлагает ребенку предста­вить себя в какой-либо невероятной ситуации, поду­мать, как он будет себя вести, что делать, и расска­зать об этом. Для этого взрослый дает ребенку нача­ло рассказа, а ребенок старается его продолжить так, чтобы в нем было выдуманное и невыдуманное, и его было интересно слушать.
Например: «Вы с родителями и братом отправи­лись в путешествие на корабле. Но вдруг начался шторм, и тебя унесла большая волна. Ты не утонул,а попал на небольшой необитаемый остров. Что ты будешь делать дальше? » (Начало рассказа для маль­чика.)
Или: «Фея перенесла тебя в образе принцессыв сказку на бал в Королевском дворце. Что произош­ло с тобой там?» (Начало рассказа для девочки.) Или: «Представь(те), что окружающие нас неживые предметы могут думать и разговаривать. О чем ониговорят? Какие у них характеры? »


Игра «Что на что похоже?»
Задача:развить ассоциативное мышление детей, умение сравнивать предметы между собой, фантази­ровать, совершенствовать связную речь.
Описание.Взрослый предлагает для сравнения любые знакомые детям слова. На начальном этапеможно использовать соответствующие им картинки. Взрослый может также прочитать ребенку стихотво­рение по теме игры, написанное Р. Сефом, и сампридумать какое-либо сравнение для примера, объ­яснив, почему он сравнил именно эти два предмета.Например, фары у машины как глаза у человека,стрекоза похожа на самолет и т. п. На свете все на все похоже, Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, Кот полосатый - на пижаму, Ты на меня, а я - на маму.
При обучении грамоте для быстрого и эффектив­ного запоминания букв полезно сравнивать их с ка­ким-либо предметом, придумывать, фантазировать, на что они похожи.
Например, буква Д - на дом, У - рогатка, Ж -жук, Т - молоток, О - пирожок, блюдо или дуплои т. д.


Игра «Отчего — почему» («Сочиним свою сказку»)
Задача:развить связную речь, воображение детей, умение рассуждать, объяснять и делать вы­воды.
Оборудование:начало рассказа или вопрос, придуманные взрослым, карандаши или краски, альбом.
Описание.
Iвариант.Взрослый предлагает ребенку сочи­нить свою сказку, например про героя любимогомультфильма, и начинает ее рассказывать: «Жил-был в лесу медвежонок Винни-Пух. Однажды пошел он гулять и встретил Ежика, который на спине нес яблоко. Винни-Пух был большим сладкоежкой, и ему тоже захотелось вкусных яблок поесть...» Ре­бенок должен придумать продолжение сказки.
IIвариант.Взрослый задает ребенку интересные вопросы, а тот должен придумать оригинальный от­вет-объяснение .
Например: «Почему идет дождь? Отчего лето на­зывают красным? Почему снег зимой белый?»
На начальном этапе взрослый направляет мысли ребенка, задавая уточняющие вопросы или начиная фразы, которые ребенок заканчивает. При необхо­димости можно использовать иллюстрации к обсуж­даемым вопросам или самим вместе нарисовать кар­тинки о сказанном-рассказанном. Через какое-то время с помощью этих картинок можно вспомнить и пересказать составленную сказку, похвалить ре­бенка, отметить его старания и хорошую память, по­ощрять его желание добавить какие-то новые дета­ли, рассказать историю по-своему.





Игра «Ребусы и шарады»
Задача:развить сообразительность, логику де­тей, совершенствовать навыки звукобуквенного ана­лиза, расширить словарный запас.
Описание.Взрослый должен объяснить ребенку, что ребусы и шарады - это загадки, в которых задан­ное слово или фраза изображены в виде сочетания фигур, букв или других знаков.
По мере тренировки взрослый рассказывает о су­ществовании нескольких правил для разгадыванияребусов.
1.Кавычка означает, что нужно убрать одну букву в начале или конце слова; две кавычки – две буквы, «стрекоза» получим «трек».
2.Если над картинкой написана зачеркнутая - буква, то ее необходимо выбросить из слова, обозна­ченного картинкой.

  1. Буквы могут находиться друг в друге или сто­ять ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД чем-либо.

  1. Стрелка означает движение, т. е. заменяетсябуквой «К».

  1. Если рисунок или предмет перевернут, то егозначение читается с конца. Кавычки в этом случаедействуют на перевернутое слово.

  1. Если под картинкой или словом даны цифры, это означает порядковый номер буквы в новом сло­ве. Чтобы получить это слово, следует переставить буквы согласно этим цифрам.

Игра «Твоя комната»
Задача:развить воображение, представления и связную речь детей, выявить их предпочтения: ка­кие вещи, предметы и игрушки им нравятся, есть ли интерес к книгам.
Оборудование:лист бумаги - «пустая комната» -на каждого ребенка, маленькие карточки с изобра­жением предметов мебели, игрушек, бытовых при­боров, книг, комнатных растений, домашних жи­вотных и т. д.
Описание.Взрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки, расставить их по своим мес­там в пустой комнате, затем рассказать о своем вы­боре.
Игра «Правильные поступки»
Задача:сформировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках чело­века в повседневной жизни.
Оборудование:серия картинок, на которых изоб­ражены правильные и неправильные поступки де­тей, стихотворение В. Маяковского «Что такое хоро­шо и что такое плохо?»
Описание.Взрослый предлагает рассмотреть кар­тинки, дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрица­тельными поступками, объясняя свое решение.
Игра «Посмотри свой фильм»
Задача:развить у детей зрительное внимание, память и воображение, умение мысленно просматривать события уже прошедшие или представлятьбудущие.
Оборудование:
Iвариант:ряд любых слов для запоминания и фантазии.
IIвариант:предложенная взрослым ситуация для придумывания продолжения или вопрос, требующий для ответа воспоминаний о прошедших собы­тиях или впечатлениях.
Описание.
I вариант.Взрослый предлагает ребенку запом­нить последовательность любых слов. А чтобы сделать это лучше и интереснее, можно представить слова как героев какой-либо истории. Например, даны слова:жираф, газета, ветер, ромашка, вечер, река. Можномысленно представить себе, как идет по африканскойсаванне ЖИРАФ. Вдруг он видит под ногами ГАЗЕ­ТУ и начинает ее разглядывать. Легкий теплый ВЕ­ТЕР переворачивает страницу, а там нарисована боль­шая яркая РОМАШКА. Она выглядит как настоя­щая, так и хочется ее потрогать и понюхать. Потом наступает тихий летний ВЕЧЕР. Жираф укладывает­ся спать и ему снится голубая, бегущая РЕКА.
Если нужно вспомнить заданные слова, пусть ре­бенок попробует закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз. Слова вспоминаются в заданной по­следовательности сами собой.
//вариант.Взрослый предлагает ребенку вспом­нить, например, как он отдыхал прошлым летом (ез­дил на море, в деревню к бабушке, гулял в парке и т. д.). Пусть он вспомнит, как теплая прозрачная вода качала его на волнах, как весело было ездить с друзьями на велосипеде, как захватывало дух от быстрой карусели и т. д., и потом как бы мыслен­но просмотрит эти свои воспоминания еще раз, как фильм.
Или взрослый предлагает ребенку представитьсебя, например, в роли президента (короля) какой-нибудь страны: какие приказы он отдавал бы своим подчиненным, где бы он хотел побывать, какие зако­ны принять и т. д.
Игра «Дизайнеры»
Задача:закрепить у детей представления о пред­метах мебели, посуды, бытовых приборах, их назна­чении, развить воображение, умение украшать и на­водить порядок в квартире.
Оборудование:листы бумаги разной величины («пустые комнаты» в квартире), карточки с изобра­жением предметов мебели, бытовых приборов, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок раз­личных оттенков, домашних животных или игра«Моя квартира» с отдельными элементами.
Описание.В игре могут участвовать несколько детей, каждый из которых оборудует какое-то одно помещение (спальню, гостиную, кухню и т. д.): под­бирает обои, ковры, расставляет мебель и другие предметы быта в зависимости от назначения ком­наты.
Затем листы - «комнаты» выставляются в опре­деленном порядке, а каждый «дизайнер» рассказы­вает, почему он выбрал именно эти предметы и цве­та для своей «комнаты».


Игра«Четыре сезона»
Задача:уточнить и расширить представления де­тей о смене сезонов в природе, расширить словарный запас, умение сравнивать и придумывать слова-при­знаки, характеризующие времена года.
Оборудование:лист ватмана, разделенный на че­тыре части для каждого времени года, карточкис изображением природных явлений (дождь, снего­пад, ветер, листопад, сбор урожая, отлет птици т. д.).
Описание.В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них должен выбрать карточки для своего времени года и положить их на соответствующуючасть ватмана.
Затем ребенок рассказывает о природных явле­ниях «своего» времени года, придумывая по ходу рассказа сравнения, слова-признаки, характеризу­ющие его.
Например: снежная, лютая, суровая зима; долго­жданная весна-красна; жаркое, знойное веселое ле­то; золотая, урожайная осень.
Игра «Все трудятся»
Задача:развить у детей интерес и уважение к труду, представления о физическом и умственном труде людей, выявить у детей склонности к опреде­ленному виду труда.
Оборудование:картина, разделенная на две час­ти: на одной изображен человек за столом, на дру­гой - человек с молотком; картинки с изображением людей разных профессий: учителя с детьми, врача в медкабинете, рабочего на заводе, инженера с чер­тежами, водителя грузовика, строителя на стройке, продавца в магазине и т. д.
Описание.Двое играющих должны рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий, выбрать и назвать те, которые относятся к умствен­ному и физическому труду. Затем каждый из них может составить предложения о каждой из профес­сий. Например: «Продавец продает разные товары. Учитель учит детей в школе. Врач лечит людей».
Игра «Ресторан»
Задача:сформировать у детей умение планиро­вать, представлять свою деятельность, выявитьи расширить знания детей о продуктах, которые нужны для приготовления какого-либо блюда, ка­кими приспособлениями и посудой при этом пользу­ются.
Оборудование:картинки с изображением предме­тов посуды (кастрюля, сковорода, ложка, ножи т. д.), кухонных приборов (плита, мясорубка, со­ковыжималка, холодильник и т. д.), различных продуктов (овощи, яйца, мясо, хлеб, макароны и т. д.).
Описание.Взрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, при­боров и продуктов, которые нужны для приготовле­ния, например, супа или котлет.
Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.


Игра «Дорожное движение»
Задача:закрепить знания детей о правилах до­рожного движения, поведения на улице, сформиро­вать умение соотносить себя с фигурами пешеходов, водителей, милиционера, представлять себя в егороли, т. е. разыгрывать повседневную жизнь города и побывать на месте взрослого.
Оборудование:макеты домов, зеленых насажде­ний, светофоров, моделей машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей, милици­онера и т. д.
Описание.Каждый играющий выбирает себе фи­гурку, которую будет представлять. После этого все участники игры начинают переставлять свои фигур­ки, подчиняясь при движении сигналам светофора и знакам милиционера.