Публикации воспитателей детских садов
О проекте

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Полунина Елена Александровна Полунина Елена Александровна
DOCX
80
0
Предпросмотр

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ЧИСЛО И ЧИСЛОВАЯ ПРЯМАЯ
Игра «Восстанови цифровую дорожку»
Цели: закреплять знания о силуэтном изображении цифр; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, самостоятельность (инициативу), умение анализировать образец.
Материалы: силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки.
Содержание: чтобы дойти до сказочного замка гнома, дети должны найти силуэт полученной цифры на квадратах дорожки и закрыть его. Держа в руках цифру, выполнить прыжки на одной ноге по квадратам с уже закрытыми цифрами, дойдя до цифры, назвать ее. Вернуться в исходное положение также прыжками, выполняя обратный счет.
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: выполнять прыжки только по квадратам с закрытой цифрой.
Игра «Бьют часы»
Цели: упражнять в правильном составлении последовательности чисел; учить сопоставлять количество предметов с числом, закреплять навыки и правила счета; развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, зрительную ориентировку при нахождении цифр.
Материалы: часы, нарисованные на большом листе бумаги, силуэты цифр, маленькие фигурки (по количеству цифр на циферблате).
Содержание: попав на бал, Золушка забывает о времени, так как часы заколдованы и вместо цифр на них нарисованы предметы. Фея просит расколдовать часы, посчитав количество предметов на каждом делении часов и поставив нужную цифру.
Стрелки спешат, стоять не велят,
Предметы считай, цифры вставляй.
Дети бегут по кругу, на сигнал быстро останавливаются. Названный ребенок считает предметы возле того деления, напротив которого остановился, соблюдая правила счета, ищет за кругом нужную цифру и накладывает ее на предметы. Игра заканчивается, когда все цифры будут стоять на своих местах. Счет до 12.
Правила: напомнить детям правила счета хаотично расположенных предметов. Научить быстро осуществлять остановку на сигнал, проверять последовательность расположения цифр посредством счета.
Игра «Помири цифры и знаки»
Цели: развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность, мышление; закреплять количественный счет предметов и соотнесение его с цифрой, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше» и «меньше».
Материалы: карточки с цифрами и знаками «>» и «<».
Содержание: детям предлагается взять с ковра любую цифру и после окончания фразы, произнесенной воспитателем, восстановить порядок в последовательности цифр, построившись друг за другом в две колонны.
Ну-ка, цифры, стройтесь в ряд!
Устраните весь разлад!
Дети проверяют счетом правильность построения, называя свою цифру, а затем отвечают на вопросы, уточняя порядковый счет и правильно называя числительные: «Каким по счету стоит Ваня? А Слава? Лиза? Настя?».
После слов: «Цифры, цифры, не робей! Встаньте к знакам поскорей!»- дети с цифрами в руках становятся в пары и определяют, с какой стороны знака, расположенного на полу, им встать. Затем читают полученные выражения.
После выполнения упражнения дети располагают свои цифры в домах на макете города, посчитав количество предметов в каждом из них.
Правила: напомнить детям о том, что не надо суетиться, а нужно быстро находить свое место между «соседями»- цифрами в любом из двух рядов. Объединившись в пары, согласовать, договорившись, с какой стороны от знака «<» или «>» они будут стоять. Находить свой домик, вспомнив правило пересчета предметов.
Игра «Больше на один»
Цели: развивать ритмичность, пластичность, логическое мышление, сообразительность; упражнять в порядковом счете, правильно называя числительные; закреплять написание цифр; дать представление о том, что последующее число больше предыдущего на один.
Материалы: карточки с цифрами, карточка со знаком «+» и цифрой 1.
Содержание: дети располагаются по кругу рядом с разложенными цифрами. В кругу стоит знак «+» и цифра 1. Педагог объясняет детям, что обозначает этот знак. Вспоминают, насколько увеличивается каждое последующее число, а значит, дети должны выполнить любое движение на одно больше, чем показывает их цифра. Движения выполнять по счету.
Движения: выполнение любых гимнастических упражнений по счету (по желанию детей).
Правила: напомнить детям о том, что необходимо вспомнить последующее число, которое увеличивается на единицу от имеющегося, и выполнить упражнение по счету, остальным детям проследить правильность его выполнения. Упражнения выполнять активно и красиво.
Игра «Убери число»
Цели: развивать внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета, закрепить обратный счет- от 10, последовательность построения числового ряда- до 10, упражнять детей в счете и отсчете предметов в пределах заданного выражения, выражая его цифрами и математическими знаками.
Материалы: два набора карточек с цифрами от 1 до 10.
Содержание: детям предлагается разделиться на 2 группы по 10 человек с карточками-цифрами от 1 до 10 в руках, выполняя задание на слух:
- Я- число 3. Убери моих «соседей».
- Я- число 5. Убери число, которое больше меня на 1.
- Я- число 2. Убери число, следующее в командном счете за мной (для 1-й команды).
- Убери «четное» число, следующее в командном счете за числом 7 (для 1-й команды).
В 1-й колонне остаются цифры: 1,5,7,9,10; во 2-й -1,3,5,7,8,9,10.
Перевернув цифры, дети читают имена собак, которые первыми полетели в космос: первая команда- Белка, вторая команда- Стрелка.  
Правила: побуждать детей быть внимательными при выполнении задания:  осуществляя построение в шеренги, не пропускать идущие по порядку числа (цифры); выполняя задание на слух, формулировать самостоятельные выводы о «соседях» числа.
Игра «Рассчитайся!»
Цели: развивать внимание, память, мышление детей, ловкость и координацию движений; совершенствовать навыки счета; закреплять порядковый счет до 20.
Содержание: педагог предлагает детям построиться в шеренгу и представить, что они моряки. Приготовиться к плаванию: рассчитаться по порядку (узнав, сколько человек в команде), называя и запоминая свой порядковый номер. Далее педагог объявляет о назначениях на корабле: №1- капитан; №15-рулевой; №17- боцман; №5- штурман; №7- механик; №20-радист; остальные дети-матросы. Названные дети, делая шаг вперед, объясняют свое назначение (чем они будут заниматься на корабле).
Правила: обратить внимание детей на действия, осуществляемые во время игры: побуждая их самостоятельно называть свой порядковый номер, не пропускать идущие по порядку числа; движения осуществлять четко по сигналу.
СЧЕТ, СРАВНЕНИЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ
Игра «Озеро слез»
Цели: развивать внимание, быстроту реакции и мышления,  самостоятельность (инициативу); учить сравнивать количество предметов с помощью знаков.
Материалы: бутылочка с жидкостью, геометрические фигуры, фигурки животных.
Содержание: распределив предметы, Кролик показывает детям предмет из сундучка- бутылочку «Выпей меня», с помощью которой Алиса стала большой. Испугавшись, она наплакала целое море слез, в котором оказались все животные. Кролик просит детей спасти всех животных, расселяя их на островки из геометрических фигур.
Детям необходимо проползти между островками из геометрических фигур и разместить на них животных, а затем, быстро встав в круг, сосчитать количество игрушек на островках, сравнить, используя уже знакомые знаки, объясняя свои действия. Ребенок, обозначающий знак, должен изобразить его движением.
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: ползание осуществлять быстро, не опускаясь на колени и не наталкиваясь друг на друга, любым способом, но так, чтобы игрушка не упала. При изображении знаков «<», «>» детям вставать между нужными островками. Остальным ребятам осуществлять проверку, называть форму островка, прочитывая вслух математическое выражение.
Игра «Оформи витрину»
Цели: развивать внимание, глазомер, быстроту реакции и логику мышления; закреплять навыки количественного и порядкового счета; учить сравнивать количество предметов без пересчета.
Материалы: полки для расстановки игрушек, игрушки.
Содержание: дети попадают в отдел игрушек и обнаруживают там беспорядок. Нужно расставить игрушки красиво на полки, а затем их сосчитать и сравнить.
Вопрос: можно ли определить, на какой полке больше (меньше) игрушек? Как это сделать? (Ответы детей)
Педагог выбирает понравившиеся ему варианты ответов, напоминая детям правило счета. Дети, поставив в ряд игрушки на двух полках, считают их слева направо и сравнивают; затем расставляют игрушки на верхней и нижней полке друг под другом и еще раз сравнивают. Далее детям предлагается воспроизвести это сравнение движением: дети берут в руки по 1 игрушке с полки (девочки- с верхней полки, а мальчики- с нижней) и выполняют построение по сигналу «Стройся в ряд!» так, чтобы получились пары (мальчик-девочка).
Вопросы:
-У кого больше игрушек- у девочек или у мальчиков? Почему? (Не хватает пары.)
-Нужно ли произвести счет в данном случае, чтобы узнать, где больше (меньше)? (НЕТ.)
-Рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер: какая игрушка у девочки, третьей по счету?
-Какая игрушка у мальчика, седьмого по счету?
Дети расставляют игрушки на полки друг за другом. Фея благодарит детей за помощь и награждает детей, правильно ответивших на вопросы, монетами.
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: построение в шеренгу осуществлять быстро, по сигналу (носочки- ровно по линии); счет производить по правилу- слева направо, не пропуская идущие по порядку числа. В случае хаотичного расположения предметов разложить их в ряд и произвести пересчет, не считая дважды один и тот же предмет.
Игра «Помоги Золушке разложить продукты»
Цели: развивать ловкость, сноровку, внимание, сосредоточенность, память; закреплять навыки и правила счета, знание того, что можно складывать и объединять только одинаковые предметы по свойствам и назначению.
Материалы: фасоль, орехи, тарелка, коробка, карточки со знаками «<» и «>».
Содержание: мачеха ссыпала вместе и фасоль, и орехи, чтобы у Золушки было много работы, и она не попала на бал. Детям предлагают превратиться в голубков и помочь ей разложить продукты: фасоль - в тарелку, орехи - в коробку. По указанию педагога дети- черные голубки берут фасоль, дети - белые голубки выбирают орехи и выполняют действия по словесному сигналу:
«Голубки-голубки, вы летите не спеша, в клюве зернышки держа»;
«Черные гули-голубки, ну-ка выгнитесь дугой, словно мостик над водой»;
«Белые гули-голубки, закрутитесь-ка в кольцо, словно кругло озерцо».
После выполнения упражнения в каждой группе выбирается вожак, который должен сосчитать количество фасоли или орехов, а затем, объяснив правила счета по прямой и по кругу, сравнить их и положить согласно заданию.
Вопросы:
-Можно ли складывать все вместе- и фасоль, и орехи? (Нет, только одинаковые предметы.)
-Вспомните правила счета предметов, расположенных по прямой и по кругу. Чего больше- орехов или фасоли? На сколько больше? Как без пересчета узнать, чего больше? (Объединить их в пары.)
-Поставьте знак между этими количествами. («<» или «>».)
Правила: напомнить детям, что упражнения выполняются то в быстром, то в медленном темпе согласно заданию, поэтому надо крепко держаться за руки, чтобы не нарушилась цепочка. Вспомнить с детьми правило пересчета предметов в ряду: считать слева направо, последовательно, друг за другом, не пропуская предметов, и правило счета по кругу: запоминать предмет, от которого начинаешь отсчет, считать, не пропуская и не пересчитывая предметы дважды.
Геометрические представления
Игра «Почини ковер-самолет»
Цели: развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, логику мышления; учить находить одинаковые геометрические формы, устанавливая между ними равенство.
Материалы: гимнастический коврик с отверстиями в виде геометрических фигур, геометрические фигуры.
Содержание: гном дарит детям ковер самолет, но для того, чтобы он полетел, необходимо залатать в нем «дыры», имеющие форму геометрических фигур, найдя и соединив две одинаковые по форме, цвету и размеру геометрические фигуры необычным способом (разными частями тела.)
Вопросы: назовите формы, которые вы соединили. Почему они равны?
Далее гном просит детей посчитать все геометрические фигуры-заплатки на ковре:
-Сколько здесь квадратов? (6)
-А прямоугольников? (11)
-Сколько кругов? (5)
-Сколько треугольников? (7)
Дети закрывают пустые силуэты геометрических форм недостающими фигурами, соединяя их разными частыми тела. Например, правая рука- левая пятка, левое колено- правый локоть, левая нога- правое ухо, «мостик» из положения упор сзади и т.д.
Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения движений. Смену движений выполнять, не наталкиваясь друг на друга. В случае затруднения пытаться дотянуться до нужной формы разными частями тела, выполнив прогиб спины.
Игра «Волшебные палочки»
Цели: развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности, умение работать с играми- головоломками, способность к оценке и самооценке своих действий.
Материалы: гимнастические палки (по количеству детей), карточки с изображенными на них геометрическими фигурами.
Содержание: фея сказок просит детей найти настоящую волшебную палочку, чтобы нарядить Золушку на бал. Они должны, держа перед собой гимнастические палки, по группам образовать фигуру согласно карточке - из двух треугольников в виде ромба, соединяя концы палок. Затем по сигналу двое детей с палками должны переместиться на новое место так, чтобы получилась фигура, похожая на волшебную палочку, педагог сравнивает образованные палочки с образцом и объявляет группу, которой удалось построить настоящую волшебную палочку.
Правила: напомнить детям, что при перестроении палку держать перед собой двумя руками, соединяя конец с палкой товарища. По сигналу быстро осуществлять перестроение, предлагая свой вариант.
Игра «Собери карету»
Цели: развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве; внимательность, память, целеустремленность; учить воспроизводить постройку по образцу, на память выстраивать алгоритм построения; закреплять знание объемных геометрических форм.
Материалы: геометрические формы, при составлении которых получается карета.
Содержание: часы пробили 12 часов, и карета Золушки рассыпалась на мелкие кусочки. Надо собрать карету и помочь Золушке добраться домой. Педагог делит детей на две команды. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и запоминают расположение фигур, образец убирается. Затем они осуществляют построение кареты из объемных модулей, принося их быстрым бегом по алгоритму последовательности построения в карточке.
Вопросы:
-Из каких геометрических фигур состоит постройка? Назовите их.
-Расскажите об их расположении.
Правила: обратить внимание детей на то, что надо запомнить образец, понять, из каких фигур состоит постройка, как они расположены. Каждому следующему бегущему игроку выбирать только ту деталь, которая указана на следующей карточке в последовательности построения. Бег осуществлять быстро, детали ставить аккуратно, чтобы постройка не развалилась; возвратившись в команду, передать эстафету следующему игроку хлопком руки.
Игра «Найди осколок»
Цели: развивать зрительную память, глазомер, быстроту и логику мышления детей, ловкость движений; закреплять знание геометрических форм в играх на воображение и логическое мышление при выполнении задания на составление целой формы (снежинки) из разных частей (фигур).
Материалы: блестящие геометрические формы, обруч.
Содержание: сказочник Оле-Лукойе предлагает детям вспомнить, по какой причине сердце Кая стало холодным (дети вспоминают эту ситуацию- падение осколков разбитого зеркала с неба и попадание осколка в сердце Кая). Он предлагает собрать волшебное ледяное зеркало из его осколков: дети в порядке очереди с блестящими геометрическими формами пролезают в обруч, пытаясь собрать зеркало, размещенное на мольберте, прикладывают свою форму на соответствующее место в его силуэте. Только после того, как последний игрок вставит свой осколок (льдинку) в плоскостную постройку, дети обнаруживают, что не хватает еще одной формы, выясняя, что она похожа на ромб.
Правила: побуждать детей быть внимательными при выполнении задания : собирать зеркало из разных геометрических фигур, заполняя полностью пространство силуэта. Пролезая в обруч боком, не толкать и не опережать друг друга.
Пространственные представления
Игра «Преодолей лабиринт и проведи друзей»
Цели: развивать память, внимание, быстроту, координацию движений, пространственную ориентировку; закреплять умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных заданиях, понимать направление движения.
Материалы: карточки с цифрами, карточки с точками, обручи, скакалки, куб, вырезанные из картона круги.
Содержание: дети строятся в одну или две колонны (в зависимости от наличия оборудования и места проведения). Педагог сообщает, что им надо преодолеть препятствия, которые встречаются на их пути, чтобы добраться до форта, показывает им карту, по которой дети будут двигаться, соблюдая направление движения. Но для того, чтобы быстро пройти лабиринт, надо расставить точки с цифрами последовательно, согласно карте (их расставляет капитан, дети помогают ему советами). На них они будут ориентироваться, а капитан группы должен запомнить двигательные упражнения:
-обежать озеро (большой обруч) с правой стороны;
-выполнить прыжки правым боком через маленькие ручейки (скакалки);
-проползти тоннель;
-обежать слева гору (конус);
-перейти болото, прыгая по кочкам с правой стороны (круг);
-обежать могучий дуб с левой стороны (куб).
Педагог определяет время по песочным часам, если дети уложились в 3 минуты, вручает им второй золотой ключ.
Правила: напомнить детям, что выполнять любое движение необходимо за капитаном по расставленным цифрам, соблюдая направление (справа или слева) согласно плану, не ошибаться, не задерживать друзей. Если при движении дети ошиблись в направлении, то задание выполняется вновь, при этом теряется время.
Временные представления
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цели: развивать внимание, память, связную речь, ловкость движений; поддерживать интерес детей к совместным играм, обращая внимание на дружеские занятия- увлечения; закреплять понятия «вчера», «завтра» в играх с мячом.
Материалы: мяч
Содержание: детям предлагают, сидя в кругу (перебрасывая мяч любому ребенку), помочь  другу продолжить фразу, называя предлагаемое действие- занятие друга: «Сегодня я…»; «Вчера я…»; «Завтра я…».
Движение: дети, сидя в кругу, перебрасывают мяч друг другу и ловят его.
Правила: напомнить детям, что бросок и ловля мяча осуществляются двумя руками, стараясь не уронить мяч и не отбирая его у товарища. Побуждать детей вспоминать любимые занятия друг друга, продолжая фразы.
Игра «Поставь стрелку правильно»
Цели: развивать внимание, память, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; учить детей определять время по положению стрелок на часах: прохождения целого часа и его половины.
Материалы: циферблат часов, 2 гимнастические палки.
Содержание: рассмотрев вместе с детьми в музее различные виды часов, гном предлагает им движением изобразить напольные часы (циферблат часов со стрелками на полу), встав парами с короткими и длинными гимнастическими палками. Дети в паре, поочередно обежав по кругу циферблат часов, показывают необходимое время по задания, установив его правильно короткой и длинной палочкой- от центра круга до цифры.
Задание: изобразить движением режим дня Маши:
В 8 часов Маша встала, оделась и позавтракала.
В 9 часов она пошла в детский сад.
В 10 часов- играла с детьми.
В 11 часов- была на прогулке.
В 12 часов пообедала.
В 1 час отправилась спать.
Если Маша спала 2 часа, во сколько она проснулась?
Через час Маша поужинала.
Спустя 1 час после ужина мама забрала Машу из детского сада. Во сколько это произошло? И т.п.
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: перемещаясь по циферблату (расположенному на полу), быстро вспомнить, что показывает длинная и короткая стрела часов. Осуществляя бег с гимнастической палкой в руках, прижать ее к груди, останавливаясь возле нужной цифры (соответственно заданию), называя (уточняя) время вслух.