Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Организация продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада Методы в организации

Новожилова Вера Сергеевна Новожилова Вера Сергеевна
DOCX
8
0
Предпросмотр

Консультация для воспитателей детского сада
Организация продуктивных видов деятельности
детей дошкольного возраста
Методы в организации
продуктивной деятельности детей
Информационно – рецептивный
Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации
Репродуктивный
Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.
Эвристический
Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.
Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.
(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.
Исследовательский
Самостоятельное решение целостной задачи детьми.
Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.
                         1.Наглядные
Приёмы         2. Словесные
                        3. Игровые
Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:
Наглядные приёмы

  1. Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.
Требования к наблюдению

  1. Целенаправленность (особенности объекта)

  1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия

  1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)

  1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)

  1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)

  1. Учёт возрастных особенностей детей.

Особенности наблюдения в разных возрастных группах
1 младшая гр.
- выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)
- наблюдение кратковременное
- не даётся установка на последующее изображение предмета
- воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет
- наблюдение происходит в действии, в игре
2 младшая группа
- в наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)
Средняя группа
- наблюдение более длительное
- выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)
- повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания
- вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.
- в конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.
- рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)
Старший возраст
- цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта
- помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя
- побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств
- обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.
- формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.
- в момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

  1. Обследование

Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.
У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.
Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.
Вычленение внешних изобразительных признаков
Обследование можно разделить на 3 этапа
1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»
Цель: вызвать желание изобразить.
2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.
Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

  1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.

  2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)

  3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета : у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)

  4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.

  5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.

  6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.
3 этап -  целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.
Обследующий жест – подчиняется форме.
Младшая гр.
- совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)
Средняя группа
- словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)
- обследуемый жест и зрительный контроль
- важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.
- выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей
Старшая группа
внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте
- основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)
- обращать внимание на линии прямого и округлого характера.
- использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)
- обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.
- помочь разрушить шаблонное изображение.
Обследование в разных видах изобразительной деятельности
Аппликация
 - обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону ( справа налево)
- обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)
Лепка
-  порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.
Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

  1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)

  1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.

  1.  Определение величины других частей. По сравнению с основной.

  1. Определение положения этих частей по отношению к основной

  2. Внимание фиксируется на основных  рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.
Схема лепки при данном обследовании
(круглой формы)

  1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре

  1. Лепка формы специфической

  1. Лепка основных рельефных особенностей предмета

  1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании
(сложной расчленённой формы)

  1. Лепка подставки

  1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)

  1. Лепка других крупных частей обобщённой формы

  1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)

  1. Соединение крупных частей в одно целое.

  1. Лепка мелких деталей предмета

  1. Обрботка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения
Изображение с натуры
Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях
Изображение по представлению
Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)
Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным  не статичным.
Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

  1. Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций
Широко используемый метод
Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.
Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного  формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.
Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

  1. Образец

Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.
Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.
Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.
Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.
При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

  1. Показ

Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения
Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.
Показ может быть:

  1. Полный показ

  2. Частичный показ

  3. Общий показ (для всех детей сразу)

  4. Индивидуальный показ

  5. Показ педагога

  6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка

  7. Показ способа действий ребёнком.

Словестные приёмы

  1. Беседа

Беседа  - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.
- максимальное стимулирование детской активности
- используется в первой части работы и после завершения

  1. Пояснение

Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

  1. Совет

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

  1. Напоминание

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

  1. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.
Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

  1. Художественное слово

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.
Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.
Игровые приёмы
Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.
Признаки игровых приёмов

  1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)

  1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)

  1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  1. Моторные (практические)

  1. Имитирующие действие ( машут рукой – как крылом..)

  2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)

  1. Звукоподражанием

     Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Характер игровых приёмов

  1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

- обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)
- обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)
- обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

  1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)
Виды изобразительной деятельности

  1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

- подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного
- участие процессов памяти
- рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)
(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)
 - изображения по литературным, музыкальным произведениям
- изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)
- изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  1. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года
- процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.
- развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению ( для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)
Последовательность действий.
1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие
Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.
2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)
3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.
4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

  1. Изображение с натуры.

- изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.
- задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.
- начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.
- устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)
- натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)
- воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)
- можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.
Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности
(рисование, лепка, аппликация, )
 - Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

  1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка

  2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности

  3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств

  4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

  1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы