Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Активизация речи старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности через использование игровых приёмов

Тутаева Татьяна Анатольевна Тутаева Татьяна Анатольевна
DOC
311
7
Предпросмотр

Активизация речи старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности через использование игровых приемов.


Т.А. Тутаева, воспитатель ГККП «Ясли-сад №11»
г. Павлодар


Поиск новых форм и методов обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребенка – актуальные задачи педагогов дошкольного образования. Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре дают возможность использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности. Значение рисования, лепки, аппликации, конструирования для всестороннего развития и воспитания велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Применение игровых приемов в технологической карте занятий по изобразительной деятельности значительно активизирует речевые и творческие возможности детей. Игровые приемы обучения должны быть направлены как на решение дидактических задач, так и обладать признаками настоящей игры. Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например: «Сегодня, вы будете художниками на фабрике посуды». В процессе использования игрового приема может увеличиться количество игровых задач, то есть происходит развитие игрового замысла. Важнейшим признаком игровых приемов являются игровые действия, с помощью которых решается игровая задача.
Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, рисование (лепка) предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д. Структурно каждое занятие состоит из трех этапов: первый – мотивационно-побудительный – организует процесс формирования замысла, второй – организационно-поисковый – его выполнение, третий – рефлексивно-коррегирующий – анализ и оценка детских работ. Каждый из этих этапов направлен на решение специфических задач, которые определяют особенности применения игровых приемов обучения.
Методика использования игровых приемов в значительной степени определяется особенностями сочетания учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них выдвигаются на первый план, все занятия условно подразделяются на три типа: 1) по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; 2) по формированию навыков и 3) творческие.
Подробно остановимся на более распространенном втором этапе.
В начале занятия любого типа, прежде чем формировать замысел будущего рисунка (лепки), очень важно предложить им действенный мотив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повышается активность дошкольников, стимулируются творческие проявления, а, следовательно, улучшается качество работ. Наиболее эффективен общественно направленный мотив. Изобразительная деятельность организуется по типу аналогичной деятельности взрослых (строители – аппликации домов, гончары – лепка и т.д.)
Сначала воспитатель вызывает у детей интерес к роли, желание принять ее, например, накануне занятия показывает игрушечный сервиз, из которого куклы потеряли некоторые предметы и теперь не могут им пользоваться. После самостоятельного или подсказанного решения, как помочь куклам (слепить), детям важно предложить роль гончаров. Старшие дошкольники уже знакомы с искусством мастеров, изготовляющих красивую посуду, глиняные кувшины. Воспитатель напоминает: прежде чем начать работать, гончар обдумывает, что он будет лепить и как. Предложить детям рассказать, какую посуду они придумали. На одном из занятий по рисованию «художники-модельеры» придумывают узоры и украшают ими платье для сестры (мамы, бабушки).
Важно, чтобы дети не только поняли и приняли игровую задачу, которая совпадает с изобразительной, но и выполняли определенные требования – выполнять работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих способов.
Придумывая игровые сюжеты для старших дошкольников, следует опираться не только на их непосредственный опыт, но и на знания, впечатления, полученные из рассказов, сказок, стихотворений, мультфильмов и других источников.
Игровые действия, характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в основном в речи. Содержание игровых действий – в основном общение, взаимодействие детей с любимыми игровыми (сказочными) персонажами, общение персонажей между собой. В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, обучение игровых персонажей каким-либо действиям, объяснение, игры-загадки. Например, дети помогают Золушке попасть на бал, украшают бальное платье (декоративное рисование), знакомят Алдара Косе со своим родным городом – аппликация домов. В занятии могут участвовать несколько игровых персонажей. В этих случаях широко используется ролевой диалог, а повествовательная речь дополняет, поясняет, комментирует процесс общения.
Таким образом, создание игровых мотиваций, обеспечивает принятие детьми цели (выполнить изображение), активности в ее достижении и осознание предлагаемого для освоения учебного содержания.
На организационно-поисковом этапе осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Игровые приемы обучения могут быть включены в процесс руководства восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов, как правило, предполагается большая активность детей, поэтому диалоги ведутся между персонажами и детьми или непосредственно с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе беседы с детьми рассматривается изображаемый предмет, припоминаются подобные признаки предметов, сходных с данным образцом. Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. В старших группах можно использовать условные игрушки, персонажи пальчикового театра, предметы-заместители (например, кусок серой ткани свернут так, что его углы напоминают длинные уши зайца). Например, на занятии по аппликации на тему «Помидоры» постановка цели и объяснение, как выполнить задание проводится в форме диалога с игровым персонажем.
Появляется Лунтик с тремя изображениями помидоров на картонных карточках или тремя натуральными помидорами в сумке.
Воспитатель:- Что ты принес нам, Лунтик?
Лунтик: - Мой друг Кузя дал мне три картинки с овощами разного цвета и сказал, что это один и тот же овощ. (Выставляет картинки на стенд). Но ведь они совсем разные и отличаются, друг от друга не только по цвету, но и по величине. Дети, вы же сами видите, что этот овощ зеленый и маленький, а этот…(Дети продолжают характеристику овощей).
Лунтик: - Как вы догадались, что это за овощи? Как они называются? Почему они разные и по цвету, и по величине?
Воспитатель после ответов детей Лунтику подтверждает, что на картинках изображены помидоры в разной степени зрелости: маленький помидор – незрелый, желто-розовый помидор только начинает созревать, а большой красный помидор - зрелый.
Воспитатель: « Лунтик! Хотя все помидоры разные по величине и цвету, но у них есть что-то обще. Что это?»
Лунтик затрудняется, а дети ему помогают. Для всех общей является форма. Дети помогают Лунтику заметить это.
Воспитатель предлагает детям показать, из какой исходной формы они вырежут помидоры.
Важным аспектом является конкретизация задачи (требования к изображению), надо убедить детей в необходимости их выполнения (магазин одежды заказал платья с таким именно узором). Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков (поделок), а совет, указание, вопросы как бы завершают его: «Если ты хочешь, чтобы твоя машина поехала, сделай одинаковые по величине колеса».
«На море тихо-тихо, ветра нет, а парус на твоей лодке наклонился, сейчас упадет, и лодка перевернется. Что надо сделать, чтобы спасти ее?»
Такое обыгрывание незаконченного изображения дает возможность ненавязчиво дать анализ, оценку создаваемому образу, помогает увидеть его выразительность и слабые стороны, обеспечивает добровольное принятие ребенком советов, указаний взрослого.
На рефлексивно-корригирующем этапе занятия одной из важных задач является обучение детей приемам анализа, умению «оживлять, оречевлять» образ, видеть достоинства и слабости своей работы, а также, чтобы продемонстрировать, как они используются теми, для кого они предназначены.
К примеру, на одном из занятий «художники-модельеры» придумывают узоры и украшают ими платья. Затем эти изделия продаются в магазине «Одежда». Чтобы купить понравившееся платье, надо не просто «заплатить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы было понятно, чем он красив. «Продавец» же должен по описанию узнать, какое платье хочет купить «покупатель». В процессе выбора дети объясняют, по какой причине
« не купили», то или иное платье и чем понравилось выбранное.
При анализе детских работ важным моментом является разнообразие игровых действий по содержанию и форме.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения новых слов, их грамматические формы, например согласование прилагательного с вопросительным словом, правильное употребление слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме.
На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря на казахском языке языке, для использования его детьми в активной речи в ближайшее время.
Таким образом, чем органичнее содержание занятий и игровых приемов связано с повседневной жизнью дошкольников, с общевоспитательной работой детского сада, тем естественнее игровое общение на занятиях, тем больше времени можно уделять собственно исполнительской деятельности детей.