Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Музыкальное сопровождение физической активности старших дошкольников

Гомина Мария Игоревна Гомина Мария Игоревна
DOCX
74
0
Предпросмотр

На Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся, студентов, магистрантов, аспирантов (соискателей)
и научных сотрудников
«Творческий потенциал молодых исследователей»




МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ



Автор: магистрант факультета психологии,
группы «581371(з)» Тульского
государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого
Гомина Мария Игоревна
Научный руководитель: д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого
Ежкова Нина Сергеевна



Тула - 2017


Древнегреческий учёный Аристотель утверждал, что физическое воспитание должно предшествовать умственному. Слова Аристотеля актуальны и в наше время. Активное внедрение информационно- коммуникационных технологий в жизнь современного человека повлекло за собой ряд изменений, затронувших не только взрослого человека, но и детей. Огромное количество компьютерных развивающих программ, использование родителями различных гаджетов в воспитании и обучении детей являются факторами, снижающими двигательную активность подрастающего поколения. Также уменьшение физической нагрузки на современного дошкольника обусловливается дополнительными занятиями интеллектуально- познавательной направленности.

Полноценное физическое развитие ребёнка - это основа формирования личности. На важность целенаправленной работы по развитию и совершенствованию двигательных умений у детей указывали такие учёные как Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов[2]. О единстве физического и духовного развития личности писал и основоположник физического образования в отечественной педагогике П.Ф. Лесгафт[5].
Современное дошкольное образование должно быть направлено не только на физическое совершенствование ребёнка, но и формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни, сделать двигательную активность неотъемлемой частью жизни ребёнка. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО настраивает работу педагога не только на охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольника, но и открывает перед специалистом возможности использования вариативных и разнообразных форм работы по данному направлению.
Музыкальное сопровождение физических упражнений в современном образовательном процессе является доступным и эффективным средством совершенствования двигательных умений дошкольников. Еще в начале XX века физиологом В.М. Бехтеревым было доказано, что музыка регулирует проявление эмоций, повышает физическую работоспособность. Исследования современных учёных И.Н.Корнеевой, Н.В.Шутовой и др. доказывают, что музыка активизирует умственную работоспособность, активизирует интеллектуальную и творческую деятельность, способствует улучшению когнитивных процессов [4, 8].
Выдающиеся отечественные педагоги в области музыки Н.Г. Александрова, А.И.Буренина, Д.К. Кирнарская, Б.Теплов указывают на то, что музыкальный ритм - есть отражение движения. Поэтому подбираемая для двигательной активности музыка должна гармонично согласовываться с выполняемыми движениями [7]. Использование музыки на занятиях физическими упражнениями способствует повышению работоспособности; развитию координации движений; воспитанию чувства и понимания ритма, такта мелодии, и как следствие выработке красивых выразительных движений; активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний; обогащению слухового и двигательного опыта.
На каждом физкультурном занятии и комплексе утренней гимнастики педагогом ставится ряд задач, выполнению которых и должно подчиняться музыкальное сопровождение. Под музыку целесообразно проводить основные движения, такие как ходьбу, бег, подпрыгивания, а также строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Упражнения, требующие большего контроля за движениями со стороны ребёнка, лучше проводить без музыки, так как она может затруднять выполнение упражнений. Сюда можно отнести прыжки, лазанье, а также упражнения на равновесие и метание.
Критерии подбора музыкального сопровождения двигательной активности выступают: доступность ритма, характера, темпа музыки для восприятия ребёнка; отражение в музыке характера выполняемых движений. Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть ритмичными, маршеобразными, быстрого темпа, с музыкальным размером, позволяющим детям без дополнительных усилий, выполнять упражнения в соответствии с музыкой. Нами в работе используются следующие музыкальные композиции: 1) из классических произведений «Марш» (П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик»); 2) из советской музыкографии «Если с другом вышел в путь» (М.И.Танич, В.Я.Шаинский), «Наш ковёр цветочная поляна» (из м/ф «Бременские музыканты»); 3) из современных детский музыкальных композиций: «Что такое доброта?» (Барбарики), «Следы» (из м/ф «Маша и медведь»).
Общеразвивающие упражнения и упражнения с элементами художественной гимнастики требуют более спокойной, равномерной, мелодичной, но в тоже время энергичной музыки. При работе со старшими дошкольниками педагогу необходимо контролировать правильность выполнения движений, в связи с тем, что только при правильном выполнении упражнения имеют наибольшую пользу для физического развития ребенка. Поэтому удачно подобранное музыкальное сопровождение позволит ребёнку успеть занять исходное положение и правильно выполнить движения. Правильность выполнения движений можно обеспечить только при их чётком согласовании с музыкой, то есть синхронность с заданным ритмом и темпом. Для решения данных задач нами используются следующие музыкальные композиции: «Варенье», «Песенка художника» (из м/ф «Маша и медведь»), «Чунга-чанга» (Ю.С. Энтин, В.Я. Шаинский), «Песня ослика» (из м/ф «Большой секрет»).
В заключительной части занятия целесообразно применять музыкальные произведения, способствующие отдыху, снятию утомления и восстановления сил, то есть, успокаивающая музыка. Она должна содействовать снижению нагрузки, физического и психоэмоционального напряжения и перехода организма ребёнка в относительно спокойное состояние. Можно использовать следующие композиции: «Вальс цветов» (П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик»), «Карнавал животных. Аквариум» (Ш.К. Сен-Санс), «Дружба начинается с улыбки» (М.С. Пляцковский, В.Я. Шаинский).
На основании изученного материала можно сделать вывод о том, что музыкальное сопровождение способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у детей чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения.
Таким образом, методически продуманный выбор музыкального сопровождения может в значительной мере повысить эффективность выполнения физических упражнений, привить детям интерес к активному образу жизни, а также успешно решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 88 с.

  2. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений: избранные психологические труды. В 2т. Т.2 / А.В. Запорожец. – М., 1986. – с. 45.

  3. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: ТалантыXXI век, 2004. 496 с.

  4. Корнева, И.Н. Физиолого- гигиеническое обоснование эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования: Автореф…дис…канд. мед. наук : 13.00.07 / И.Н. Корнева; Оренбург, 2004. – 23 с.

  5. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избранные пед. Сочинения. / П.Ф. Лесгафт. – Т. 2. – М. – Педагогика, 1952. – 321с.

  6. Смирнова, Ю. В., Сайкина, Е. Г., Кадыров, Р. М. Музыкальное сопровождение в физической культуре: учебно-методическое пособие. — СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 104 с.

  7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Избранные труды: в 2т. – Т.1. / Б.М. Теплов. – М., 1985. -315с.

  8. Шутова, Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей средствами музыкального воздействия: Монография/ Н.В. Шутова; Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Нижегородский государственный педагогический университет. – М. – Н. Новгород, 2008. – 225с.

  9. Якуб, И. Ю., Крыжановская, О. А. Роль музыкального сопровождения во время физической активности // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 895-900.