Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников

Мокродеева Елена Яковлевна Мокродеева Елена Яковлевна
DOC
179
6
Предпросмотр

Консультация для педагогов
Тема: "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"
(срок: декабрь, 2015)


     Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника. В деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения можно выделить три основных направления:
1) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;
2) в перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования детей;
3) важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с воспитателями и родителями детей.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ включает:
- ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
- разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
- обсуждение сценариев праздников и развлечений;
- участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
- участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
- оказание методической помощи воспитателям в решении задач музыкального образования детей;
- участие в педагогических советах ДОУ.
 Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема воспитателей и специалистов ДОУ. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Педагогическое взаимодействие воспи­тателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
1. Принцип диалогизации.
 Связан с пре­образованием «суперпозиции» музыкаль­ного руководителя и «субпозиции» вос­питателя в вопросах музыкального разви­тия дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъ­ектов.
2. Принцип индивидуализации. 
В его ос­нове лежит использование каждым участ­ником взаимодействия существенных пре­имуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодейст­вия должен иметь прочные навыки музы­кальной деятельности.
Музыкальный руководитель - это спе­циалист, который имеет музыкальное обра­зование, предполагающее наличие профес­сиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руково­дителя немыслим без постоянного поддер­жания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произве­дений. Воспитатель должен уметь испол­нять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, иг­рать на детских музыкальных инструмен­тах (металлофон, бубен, трещотка, дудоч­ка), организовывать музыкально-дидакти­ческие игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг дру­га, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
3. Принцип проблематизации.
Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, сти­мулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодейст­вия «воспитатель - музыкальный руково­дитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педаго­гической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность вос­питателя к музыкальному развитию до­школьников, воспринимаемая им как важ­ный элемент его профессиональной готов­ности к воспитанию детей.
Во взаимодействии музыкального руко­водителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленны­ми на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельнос­ти, что выражается в совместном плани­ровании работы по музыкальному разви­тию детей. Это весьма важное обстоятель­ство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в посто­янном контакте, учитывая мнение психо­лога, зная особенности семейного воспита­ния детей, может дать психолого-педаго­гическую характеристику каждому ребен­ку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализиро­ванных знаний и способностей ставит спе­циализированные цели.
Формой  взаимодействия воспитателя и музыкаль­ного руководителя является включение целостной программы в «блоки педагоги­ческого процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также координация - распределение между собой обязанностей по воплоще­нию этой программы, определение своих зон деятельности.


1. Блок специально организованного обу­чения
(НОД)
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Музыкально-ритмические движения», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
- Воспитатель сидит с безучастным видом.
- Воспитатель перебивает исполнение.
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
- Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
- Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку.
 Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»


2.Блок совместной деятельности педа­гогов с детьми
Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Во­влекает детей в музыкальную деятель­ность воспитатель или музыкальный ру­ководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совмест­ной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды му­зыкальной деятельности: слушание музы­кального произведения с дальнейшей бе­седой о нем, пение, музыкально-ритмичес­кие игры, приобщение к игре на музыкаль­ных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятель­но. Например, начатая со взрослыми му­зыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать пред­метную среду (музыкально-дидактичес­кие пособия, инструменты). 
3. Блок свободной самостоятельной дея­тельности детей
Ребенок сам выбирает деятельность, от­вечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для само­развития. В рамках этого блока развивает­ся творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музы­кальной. Задача воспитателя и музыкаль­ного руководителя - создать такую пред­метную среду, которая обеспечивает ре­бенку выбор активности, соответствую­щей его интересам и имеющей развиваю­щий характер. Это музыкальные инстру­менты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной сов­местной деятельности с педагогами. Педа­гоги должны предоставлять детям воз­можность действовать как вместе со свер­стниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подклю­чается к деятельности детей в случаях воз­никновения ситуаций, требующих его вме­шательства.
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей. Воспитателю необходимо:
1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Отрабатывать движения с детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .
8. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
16. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально­го зала для праздников и развлечений.
18. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Взаимодействие воспитателя
и музыкального руководителя на утреннике
Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.
Все роли тщательно репетируются и уточняются все нюансы поведения на празднике.
Инсценировки и стихи должны разучиваться в группе со всеми детьми, чтобы при необходимости могла произойти замена болеющего ребенка, или замена роли в инсценировке.
Дети не должны быть свидетелями разговоров взрослых о новогодних подарках от Деда Мороза, о приглашении кого-либо на роли сказочных героев. Иначе, разрушается сюрпризность– основной компонент праздника.
Накануне праздника ведущийв присутствии музыкального руководителя организует готовность зала, атрибутов, элементов костюмов и предметов для игр, т.е. проверяет готовность к празднику.
Воспитатель должен знать порядок номеров наизусть.
Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно.
Знать стихи и детей, их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
Роль ведущего очень ответственна, этот педагог должен обладать музыкальностью, артистичностью, уметь держаться на сцене, должен быть эмоциональным, находчивым.
В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (смотреть на музыкального руководителя).
Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем.
Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
- Знакомство с задачами предстоящих занятий;
- Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски);
- Продумывание форм индивидуальной работы с детьми;
- Продумывание внесения музыки в быт;
- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях.


Групповые консультации:
- Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах);
- Составление сцен праздника;
- Обдумывание сюрпризных моментов;
- Обсуждение различных вопросов;
- Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию);
- Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию);
- Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку);
- Обучение педагогов пользоваться магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее.


Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных за­нятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические иг­ры, используют музыкальные произведе­ния на занятиях по развитию речи, озна­комлению с окружающим. Такая деятель­ность способствует развитию музыкаль­ности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руково­дителю сосредоточиться на исполнитель­ском мастерстве в процессе развития у до­школьников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуще­ствления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.




Музыкальный руководитель Е.Я.Мокродеева