Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Дидактическая игра в детском саду «Протяни дорожку»

Уткина Наталья Владимировна Уткина Наталья Владимировна
DOC
260
15
Предпросмотр

«ПРОТЯНИ ДОРОЖКУ».

Описание пособия.Полифункциональное пособие может применяться как при групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми 4 – 7 лет. Игру «Протяни дорожку» могут использовать учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, родители.

Дидактические задачи:- развитие мелкой моторики, целенаправленности действий;- формирование зрительно-двигательной координации; - развитие прослеживающей функции глаз; - формирование чувства пространства на микроплоскости; - развитие мыслительных процессов;- развитие речевых компонентов;- закрепление знаний.

Оборудование:Наборное полотно из пластмассы (40 х 35 см) с прозрачными карманами (12 х 30 см) по правой и левой сторонам, и отверстиями для цветных шнурков (30 см).

Предлагаемые варианты игр:

  1. «Посчитай-ка».

  2. «С какого дерева лист».

  3. «Кто где живет?»

  4. «Кому что нужно для работы?»

  5. «Угости зверей».

  6. «Определи форму предмета».

  7. «Найди контур предмета».

  8. «Наоборот».

  9. «Уточним цвет предметов».

  10. «Найди маму детенышам».

  11. «Соедини два предмета, который начинаются с одного звука».

  12. «Подбери картинку к схеме».

  13. «Соедини похожие предметы».

  14. «Что было – что будет».

  15. «Что кому дадим?»

1 вариант.«ПОСЧИТАЙ-КА»Задачи:- развитие элементарных математических представлений;- закреплять навыки счета и умение соотносить цифры с количеством.Материал для игры:на одной стороне карточки с изображением цифр от 0 до 11, на другой – карточки с изображением разного количества предметов.Ход игры: ребенок соединяет при помощи шнурков цифру с определенным количеством предметов.

2 вариант.«С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ»Задачи: - упражнять детей в нахождении листьев по сходству;- закреплять знания детей о деревьях, активизировать словарь.Материал для игры:с одной стороны карточки с изображением листьев, с другой – деревьев (береза, дуб, клен, рябина, елка, яблоня, ива, липа).Ход игры:ребенок соединяет изображение листа с определенным изображением дерева. При этом ребенок составляет предложения «Это березовый лист. Этот лист с березы».

3 вариант.«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»Задачи: - обогащать знания дошкольников о диких и домашних животных, птицах;- учить называть жилища животных и птиц; - активизировать в речи слова, обозначающие жилища.Материал для игры:с левой стороны изображения диких и домашних животных, птиц, а с правой – изображения их жилищ.Ход игры:ребенок называет животное или птицу и находит жилище, в котором живет данное животное (птица). При этом составляет предложение: «Мышка живет в норке».

4 вариант.«КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?»Задачи: - учить соотносить орудия труда с профессиями людей;- закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи; - активизировать словарь по данной теме.Материал для игры:с одной стороны карточки с изображением людей разных профессий, с другой - изображения инструментов, необходимых людям при работе.Ход игры:ребенок соединяет изображение человека определенной профессии с инструментом, необходимым ему при работе. Педагог помогает вопросами: «Что еще нужно врачу?», «Чем он измеряет температуру?» и т.д.

5 вариант.«УГОСТИ ЗВЕРЕЙ»Задачи: - учить детей использовать в речи дательный падеж имен существительных;- активизировать словарь по теме «Животные, птицы»; - обогащать знания воспитанников о животных и птицах.Материал для игры:с одной стороны изображения животных (птиц), с другой – изображение продуктов питания.Ход игры:ребенок определяет, чем питаются животные (птицы) и соединяет нужные изображения. Составляется предложение: «Кошка ест рыбу». Педагог задает дополнительные вопросы: «Что еще любит кошка?», «Кто любит молоко?»

6 вариант.«ОПРЕДЕЛИ ФОРМУ ПРЕДМЕТА»Задачи: - учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами;- уточнять представления детей о форме предметов.Материал для игры:на одной стороне карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала, ромба, трапеции), на другой – изображения предметов, соответствующей формы.Ход игры: ребенок протягивает шнурок от предмета к геометрическому эталону, называя форму предмета. («Я соединяю круг с яблоком, потому что яблоко круглой формы»).

7 вариант.«НАЙДИ КОНТУР ПРЕДМЕТА»Задачи:- учить соотносить предмет с его контурным изображением.Материал для игры: на левой стороне - предметные картинки, на правой – контурные изображения этих предметов.Ход игры:ребенок соединяет контурные изображения с соответствующими картинками.

8 вариант.«НАОБОРОТ»Задачи: - обогащать словарный запас антонимами; - развивать сообразительность, быстроту мышления.Материал для игры:на одной стороне изображения предметов, на другой стороне предметы с противоположным значением.Ход игры:ребенок соединяет картинки, с противоположным значением. При этом составляет предложение: «Этот фартук чистый, а этот грязный», «Этот карандаш длинный, а этот короткий» и т.д.

9 вариант.«УТОЧНИМ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ»Задачи:- упражнять детей в различении цвета предметов;- учить различать близкие цвета (красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой, розовый – сиреневый);- упражнять в согласовании прилагательных с существительными (морковка оранжевая); - упражнять в составлении предложений с союзом а (помидор красный, а морковь оранжевая).Материал для игры: на левой стороне карточка с цветными прямоугольниками (красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый), на правой стороне – изображения предметов, близких по цвету – помидор, морковь, незабудка, слива, роза, сирень, василек, баклажан.Ход игры: ребенок соединяет изображение предмета с соответствующим цветным прямоугольником. Педагог спрашивает: «Какого цвета морковь?» («Морковь оранжевая»). Затем педагог предлагает назвать цвета двух предметов («Морковь оранжевая, а помидор красный»).

10 вариант.«НАЙДИ МАМУ ДЕТЕНЫШАМ»Задачи: - закреплять знания о домашних и диких животных, птицах, их детенышах;- вырабатывать умения соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного;- упражнять в правильном звукопроизношении, имитации голоса животных;- совершенствовать навык словообразования.Материал для игры:с одной стороны карточки с изображением детенышей домашних и диких животных, с другой – карточки с изображением больших животных.Ход игры: ребенок соединяет изображения детенышей и их мам, называет их и имитирует голоса. («У утки – утенок. Утенок крякает «кря-кря-кря»).

11 вариант.«СОЕДИНИ ДВА ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОГО ЗВУКА»Задачи: - упражнять детей в выделении первого звука в слове;- формировать навык фонематического анализа и синтеза.Материал для игры: карточки с предметными картинками, названия которых начинаются с гласных звуков; предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (п, к, х); картинки на свистящие и шипящие звуки (с, з, ш, ж, ч, ц) и т.д.Ход игры: ребенок соединяет между собой картинки, начинающиеся с одного и того же звука, и аргументирует свой выбор («Я соединил арбуз и автобус, потому что они начинаются со звука а»). 12 вариант. «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ К СХЕМЕ»Задачи:- нахождение места звука по трем позициям (начало, середина и конец слова);- развитие навыка фонематического анализа и синтеза.Материал для игры:на левой стороне – схемы расположения звука в слове (одна клетка закрашена в начале, середине или конце схемы), на правой стороне – предметные картинки с данными звуками.Ход игры:дети соединяют схемы слов с нужной картинкой. При этом аргументируют свой выбор - «В слове конфета звук «н» стоит в середине».

13 вариант.«СОЕДИНИ ПОХОЖИЕ ПРЕДМЕТЫ»Задачи:- научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне;- помочь запомнить их названия; учить обобщать предметы одной группы;- активизировать в речи детей соответствующий словарь.Материал для игры: на правой и левой сторонах предметные картинки, похожие внешне или сходные по назначению: чашка – стакан, платок – косынка, чайник – кофейник, брюки – шорты, перчатки – варежки и т.д.Ход игры:ребенок соединяет похожие на его взгляд предметы и объясняет свой выбор – «Я соединил перчатки и варежки, потому что это одежда, которая одевается на руки».

14 вариант.«ЧТО БЫЛО - ЧТО БУДЕТ»Задачи:- уточнить представление детей о временных понятиях «раньше и позже»;- развивать логическое мышление.Материал для игры:на левой стороне изображения предметов в настоящем (прошлом) времени (яйцо, глина, головастик, гусеница, кирпич и т.д.). На правой стороне карточки с изображением этих предметов в будущем времени (цыпленок, посуда, лягушка, бабочка, дом и т.д.).Ход игры: дети подбирают две картинки, связанные между собой логической последовательностью и соединяют их дорожкой, при этом составляют предложения: «Сначала была гусеница, а потом она стала бабочкой».15 вариант.«ЧТО КОМУ ДАДИМ?»Задачи:- развивать способность к обобщению;- учить мыслить логически.Материал для игры: на одной стороне картинки-ситуации, на другой стороне – недостающие к ним элементы.Ход игры:ребенок соединяет дорожкой картинку-ситуацию с подходящим к ней фрагментом. «Я дал девочке, которая прыгает скакалку. Мальчику дал молоток, потому что он забивает гвоздь».