Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Организация воспитательной работы детского сада по экологии на традициях народной культуры в подготовительной к школе группе

Билюкова Татьяна Юрьевна Билюкова Татьяна Юрьевна
DOCX
213
2
Предпросмотр



Доклад на тему
«Организация воспитательной работы детского сада
По экологии на традициях народной культуры»
В подготовительной к школе группе № 2.




Воспитатель:
Билюкова Т.Ю.


2015 год.
«Организация воспитательной работы детского сада по экологии на традициях народной культуры».


Экологическое воспитание является одним из самых важных направлений воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это средство всестороннего развития ребенка, формирование знаний о природе и воспитание осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры:
Это знания,
Практические навыки, поступки и поведение детей,
Эмоциональное отношение.


На образовательной деятельности «Музыка» разучили с детьми весёлую песню «В лес по грибы» и игру «Гномик и грибы». Было проведено открытое занятие «Грибное царство». Познакомились со сказкой В.Сутеева «Под грибом», рисовали и лепили грибы, делали аппликацию «Грибная поляна», конструировали из бумаги «Мухомор», так и возникла идея создания мини - музея «Царство грибное».
Очень хотелось, чтобы дети познакомились со строением и разнообразием грибов, их значением в жизни людей и животных, загадками и стихами, сказками и рассказами, пословицами и поговорками, народными поверьями.
Согласно русским народным представлениям, всё - что в лесу родится, принадлежит хозяину леса - лешему, поэтому грибы и ягоды надо собирать умеючи, с особым словом, чтобы не рассердить лесного хозяина, не заблудиться, и домой вернуться не с пустой корзиной.
«Без счастья и по грибы не ходи».
У каждого грибника есть своё заветное слово «на поход в лес»: «Хозяин – Лесовой», «Хозяюшка - Лесовая», откуда взяли туда и приведите, грибов, да ягод собрать помогите!» Вот так скажешь и не заблудишься, грибов и ягод соберёшь.
Если человек в лесу кричит, свистит, ругается, ломает деревья, то на хороший урожай может не рассчитывать, а вот прилежному человеку Леший откроет все самые грибные места.
При входе в лес первым делом нужно обратиться к Лешему с таким заговором:
«Леший – батюшка, хозяин - Лесовой, приветствую тебя добрым словом, ты мой подарочек прими, в моем деле помоги, к грибным полянкам приведи. Именно!» Когда зайдете в лес поглубже, оставьте на любом пеньке угощение для Лешего – горбушку ржаного и кружку молока.
Все знают, что удача «на тихой охоте» сопутствует не каждому. Считается даже, что не человек ищет грибы, а они сами находят, «видят человека».
Очень популярны грибные приговоры и в детской среде, так например, в Ярославской области, когда дети идут за грибами, они просят: «Никола, Микола, наполни лукошко стогом верхом, перевёртышком.» А в Смоленской области дети, отправляясь за грибами, подбрасывали лукошко и загадывали об удачном сборе. Если корзина вставала на донышко - это к прибыли, а если к верху дном, то дурная примета, ничего не наберут. В лесу петь нельзя – грибы разбегутся, а прибаутки можно: «Жили - были мужики, брали грибы рыжики», «Грибок - грибок, покажи свой бок».
«Грибы на грибы, а мой поверху», «Святой Мамошка, сыпь в лукошко».
Считается, если идет дождь, и при этом светит солнце, то после такого дождя непременно пойдут грибы.
Бытует примета, что белые пятна плесени (грибницы) указывают на грибные места. Когда растает снег на полях, и в западинках, где лежал снег, образуется плесень, это признак большого урожая грибов летом. Если летом много мошек, готовь много лукошек.
Урожай на Руси связывался с урожаем хлеба: «Коли – грибовно, так и хлебовно». Однако считалось очень плохой приметой «Грибной год - к войне» (осень 1940 года была на редкость богата грибами).
Если ночь на Рождество - звёздная, то летом будет много ягод и грибов.
Колосится рожь - много грибов найдешь.
Где Красный Мухомор - там белый гриб неподалёку сидит.
Пошли опята - значит лето ушло.
Лето грибное - осень короткая.


А ещё поляки и белорусы считали грибы заколдованными ведьмами и карликами. На русском Севере, напротив, верили, что грибов в лесу не будет, если под дождем искупалась ведьма. Зато освещенные грибы служили оберегами от нечистой силы, от сглаза, использовались в народной медицине.