Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Мастер-класс в рамках проведения «Фестиваля культур» «Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Дагестана (обучение росписи балхарского кувшина для молока)»

Анна Сергеевна Цангари Цангари Анна Сергеевна
DOCX
113
0

Цель: представление опыта работы с детьми подготовительного дошкольного возраста по развитию художественно-эстетической активности посредством изобразительной деятельности. Задачи: • повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по художественно-эстетическому развитию дошкольников через изобразительную деятельность; • представить участникам мастер-класса одну из форм проведения художественно-эстетической деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста; • сформировать у участников мастер-класса мотивацию на изобразительной деятельности для развития активной познавательной инициативы дошкольников.

Предпросмотр

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2090
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.Х.ПАПЕРНИКА»






Мастер-класс в рамках проведения «Фестиваля культур»
«Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Дагестана (обучение росписи балхарского кувшина для молока)»




Подготовила:
Воспитатель
подготовительной к школе группы
ЦАНГАРИ АННА СЕРГЕЕВНА






Москва, 2019
Цель: представление опыта работы с детьми подготовительного дошкольного возраста по развитию художественно-эстетической активности посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
• повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по художественно-эстетическому развитию дошкольников через изобразительную деятельность;
• представить участникам мастер-класса одну из форм проведения художественно-эстетической деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста;
• сформировать у участников мастер-класса мотивацию на изобразительной деятельности для развития активной познавательной инициативы дошкольников.
Оборудование: балхарские изделия, таблицы с элементами балхарской росписи, кисти, салфетки, акриловая краска, баночки, презентация в программе Microsoft PowerPoint.
1 часть.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мне бы хотелось окунуть вас в культуру самого южного региона России – Республику Дагестан. Есть на карте мира крошечный кусочек, который очень дорог моему сердцу, и как бы ни распоряжалась судьба, и куда бы ни уносила меня дорога жизни, это место всегда будет самым желанным для меня. Это моя малая родина - мой Дагестан. Он богат своими традициями и обычаями. Здесь исторически сложилась самобытная этика и культура поведения, которая традиционно была основана на морально-этических принципах религии. Бережное, уважительное и заботливое отношение к старшему поколению является основной духовной ценностью в культуре поведения всех народов республики. Эта традиция досталась нам в наследство от прошлых поколений и бережно сохраняется дагестанцами в наше время!
Гостеприимство – важнейший народный обычай.
Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей.
Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.
Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.
Хотелось бы сказать пару слов о дагестанской кухне. Сегодня с большой радостью мы угостим вас нашим национальным блюдом – кутабами.
Известный итальянский журнал Sapori-Italia опубликовал сравнительное исследование Итальянской ассоциации здорового питания. Ассоциация на протяжении нескольких месяцев занималась сравнением традиционных национальных блюд на предмет соответствия требованиям медицины к качественному и здоровому питанию. Исследование проводилось, в том числе, по заказу Национальной сестринской службы. В высший рейтинг всего были отобраны 60 блюд. Из этого числа 6 блюд представляют традиционную кавказскую пищу. Таким образом, кавказская кухня заняла первое место в мире. Среди конкретных блюд названы лаваш на основе кукурузной муки, северокавказские кукурузные хинкали и лепешки с зеленью (чуду, афарар) и три блюда грузинской кухни.
Дагестан богат своей историей. До сих пор на его территории находится более восьми тысяч культурных и исторических памятников, охраняемых государством. И все, кто хоть раз посетил эту самую южную республику России, получили незабываемое впечатление от ее красоты и богатства древних традиций.
В Дагестане расположен древнейший город-музей Дербент, которому около 5000 лет. Дербент является древнейшим городом из ныне существующих на территории России. Крепость Нарын-Кала (Дагестан) является визитной карточкой города Дербент. Эта цитадель вошла в почетный перечень ЮНЕСКО как исторический и культурный памятник мирового значения.

Туристы обычно едут в Дагестан, чтобы окунуться в ласковые каспийские волны. А потом, устав от солнца и моря, начинают поглядывать в сторону прохладных гор. Наступает самое время для путешествия на Сулак!
Сулакский каньон — одна из самых популярных природных достопримечательностей Дагестана. Сулакский каньон - каньон в долине реки Сулак (Республика Дагестан), один из самых глубоких в мире. Его протяженность - 53 километра, глубина достигает до 1920 метров. Это на 120 метров глубже знаменитого Большого каньона.
Бархан Сарыкум является уникальным памятником природы Дагестана. Геологами он признан вторым в мире по величине. Крупнее него – бархан под названием «Большой эрг» в пустыне Сахара. А в Европе и Азии нет равного по величине нашему Сарыкум. Здесь снимались некоторые эпизоды художественного фильма «Белое солнце пустыни».
Куруш является самым высокогорным поселением на Северном Кавказе, в России и Европе (если проводить границу между Европой и Азией по Кавказскому хребту) расположенное на высоте 2560 метров над уровнем моря. Кроме того, населённый пункт является самым южным в стране.
Самурский заповедник – единственный в России субтропический лиановый лес, занесенный в Красную Книгу.
Дагестан исторически является самой многонациональной республикой. На этой небольшой территории проживает более 60 национальностей, среди которых около 30 считаются коренными народностями. Но мало кто знает, что кроме основных национальностей, здесь насчитывается множество мелких народностей и различных этнических групп. Зачастую села в прямой видимости друг от друга могут говорить на разных языках и иметь свои особенные обычаи и уникальные традиции.
Всегда поражался и восхищался, как столь непохожие культуры переплетены веками меж собой. И нет никакой злобы: представители одной нации сочиняют анекдоты о соседях, подмечают какие-то особенности, но это не мешает им уважать друг друга и сосуществовать единым целым, быть гражданами Республики Дагестан. Возможно, это и есть та самая вожделенная Дружба народов, к которой столь долго и безуспешно стремился Советский Союз.
Как и почему на достаточно небольшой территории оказалось так много наций, историки спорят не одно десятилетие. Но одно ясно точно - единственным языком межнационального общения в Дагестане является русский.
В далеких горных аулах до сих пор живы традиции и ремесла, снискавшие всемирную славу: кубачинское ювелирное мастерство, канатоходство, унцукульские изделия с уникальной насечкой дерева металлом, знаменитые табасаранские ковры, балхарская тонкостенная керамика.
В современном мире проблема художественно- эстетического воспитания детей стало очень актуальной, которая развивает вкус и умение замечать и ценить прекрасное в своем окружении, а также формирует умение создавать образ, используя полученные навыки в росписи, стимулирует умственную деятельность детей, воспитывает художественный вкус: трудолюбие, чувство взаимопомощи. Все эти качества необходимы для развития ребенка, но реалии современного мира все больше отдаляют детей от прекрасного: однотипные игрушки, супергерои из компьютерных игр - все это не способствует эстетическому воспитанию ребенка. Поэтому очень важно научить ребенка ценить уникальность и индивидуальность. «Нand made» написано на самых дорогих товаров на прилавках в магазинах. И поэтому хочется поделиться красотой, которую творили наши умельцы, используя в своей работе самые простые и экологически чистые материалы, например, глину. А еще, если научить ребенка расписывать по своему желанию, в руках ребенка появляется удивительное и неповторимое произведение искусства. Ребенок становиться творцом. И на данном этапе, внедряя в ФГОС, мы используем деятельный подход к детям, потому что он является основным и ведущим. В процессе творчества у ребенка развивается самостоятельность, он проявляет инициативу и раскрывает свои интересы и потребности. В ФГОС предполагает, что в изобразительной деятельности у ребенка развивается способность наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Также, когда-то давно, создавали свои работы и дагестанские умельцы, наблюдая за природой и привнося в суровый быт горцев элементы индивидуальной красоты. Воспитательная сила искусства заключается в том, что она заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторг и негодование, радость и грусть, любовь и умиротворение.
Моя задача поближе познакомить детей с изделиями мастеров Дагестана, тем самым привить ребенку любовь к народному творчеству и уважение к труду людей, и побудить к активной деятельности дошкольников.
А сейчас я хочу пригласить желающих создать свой балхарский кувшинчик в мою творческую мастерскую.
Уважаемые коллеги перед вами на столах разложены керамические кувшинчики, образцы орнаментов, белая акриловая краска и кисточки. Теперь вы как настоящие балхарские мастера начинайте творить красоту, нанося узоры на эти кувшинчики. Основой балхарской росписи являются растительные, геометрические, зигзагообразные, волнистые и параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру звездочки, завитки, спирали, изображение руки и глаза. В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделия. При росписи кувшина горловину украшаем прямыми линиями и полосками с штриховкой. Центральная часть состоит из крупных элементов (изображения руки, глаза, стебля с листочками, большого цветка.) и заполнения остальной части более мелкими деталями(завитки, спирали, мелкие листочки и штрихи. Балхарские изделия изготавливают из белой или красной глины, такая глина называется ангоб. Основные линии рисунка наносятся красной краской, белой глиной выполняется задуманный узор. Мелкая посуда расписывается только белой краской в виде решетки волнистых линий. Крупные сосуды сложным узором-орнаментом. До сегодняшнего дня мастерицы свято чтят традиции росписи посуды. Балхарские мастера изготавливают не только предметы домашнего обихода, но и необычные керамические игрушки свистульки, сюжетные композиции на тему сказок, бытовых и трудовых сцен. Все изделия изготавливают только вручную. «До сих пор в Балхаре живет легенда о неком человеке по имени Калкуччи. Он был очень бедным. Сидя как-то на берегу местного озера и грустно размышляя о том, как жить дальше, он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики. Как известно, женские ремесла более консервативны, этим, видимо, и объясняется сохранение многих древнейших черт не только в организации производства, но в декоре и формах балхарской керамики. В ее орнаментике встречаются элементы, характерные для дагестанской керамики, начиная с 3 тыс. до н.э.: спирали и концентрические окружности, круг и ромб с перекрестием, символы плодородия, древо жизни и т.п. В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. Лепка сосудов происходит путем наращивания глиняных жгутов. Затем сосуды лощат с помощью кусочка сердолика, наносят ...ангобом декор и ставят в тенистое место для просушки. Затем наступает самый ответственный момент - обжиг керамических изделий. Обжиг производится кизяком - прекрасным органическим топливом, придающим керамике ... неповторимый живописный эффект от нежно-розового до темно-серого».
В результате регулярной и систематической изобразительной деятельности с различными материалами дети сами проявляют инициативу в решении проблемных задач. А мы с вами можем только направлять и обезопасить. Такой вид творчества можно использовать и в системе домашнего образования и в запланированной деятельности. Изготовлении подарка своими руками близким людям. Ведь дети сами могут выбрать роспись и своими маленькими ручками создать свой неповторимый шедевр. Обучая ребенка чему-то новому, оставьте для него маленький зазор, чтобы ребенок смог заполнить его своими мыслями, фантазией и любовью.
Спасибо за внимание!