Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Концепция на тему: «Нравственно-эстетическое развитие дошкольника посредством русской народной сказки»

Ларина Дарья Олеговна Ларина Дарья Олеговна
DOCX
73
1
Предпросмотр


КОНЦЕПЦИЯ
на тему: «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»


Воспитатель
Ларина Дарья Олеговна





Борисоглебск, 2015 г.
В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.
Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно-эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.
Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.
Это дает основание говорить о формировании у ребенка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения. В ходе его формирования ребенок приобретает:
- первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;
- первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
- способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе ее отображения;
- первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентации;
- возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье.
Многие русские и советские ученые-педагоги (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, К.И. Чуковский, Н.С.Карпинская) и современные ученые и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, Д.М. Арновская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л.П. Стрелкова, A.M. Счастная, А.П. Усова, Л.Б. Фесюкова, Н.В. Шелгунов и другие.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании нравственно-эстетического воспитания в личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.
Многие исследователи предлагали различные средства нравственно-эстетического развития. Одним из них является художественная литература, в особенности русская народная сказка, на ценности которой указывал К.Д. Ушинский.
Мы считаем, что приобщение к русским народным сказкам способствует развитию нравственно-эстетических чувств детей. Так как любой язык закрепляет уровень нравственно-эстетического развития общества и, усваивая язык, дошкольник приобщается к нравственной культуре своих предков.
Народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Т.В.Зуева, Е. Мелетинский, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В.И. Чичеров и другие.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.
За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако работ, раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием народных сказок, явно недостаточно.
Это позволяет нам сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию народных сказок в формировании нравственно-эстетических качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Это обусловило выбор темы нашего исследования: «русские народные сказки как средство нравственно-эстетического развития ребенка».
Цель исследования: разработка технологии использования русских народных сказок с целью нравственно-эстетического развития дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить лингвистические и художественно-стилистические средства языка в русской народной сказке;
2. Показать роль русской народной сказки в нравственно – эстетическом развитии ребенка.
3. Разработать программу и технологию использования русских народных сказок в нравственно-эстетическом развитии дошкольников.
4. Апробировать экспериментальную методику и оценить ее результативность.


Мы провели мониторинг нравственно-эстетического развития дошкольников, который показал низкий уровень нравственно-Эстетического развития.


Данные методики позволили выявить уровень развития нравственно-эстетических чувств. Мы выявили, что с высоким уровнем развития нравственно-эстетических чувств 15% детей, со средним – 30% детей, с низким – 55% детей.
Нами была разработана технология работы с русской народной сказкой. Она включала:
1 этап. Подбор русских народных сказок.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.
2 этап. Преподнесение русской народной сказки.
Педагоги предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком, усиления эмоционального воздействия на него. Это выражается в интонации, мимике, жестах воспитателя при чтении сказки.
3 этап. Осмысление русской народной сказки, которое включает в себя беседу по содержанию сказки (работа над пониманием жанровых особенностей сказки, работа над характеристикой персонажей), взятие роли, вхождение в образ героев сказки, действия от лица персонажа, моделирование сказки, соединение сказок, когда герой с присущими ему нравственными качествами из одной сказки переносится в другую.
Для эстетического и нравственного воспитания дошкольников мы старались использовать разнообразные формы работы со сказкой. К ним относятся инсценирование сказок, озвучивание диафильмов, иллюстрирование сказок, придумывание викторин, подготовка утренников.
Драматизируя сказку, ребенок пользовался языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становилось его собственным достоянием.
Также мы предлагали детям узнать новую сказку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать ее остальным детям в группе.
Нами были проведены викторины по сказкам под девизом «Сказки водят хоровод».
Мы провели несколько вечеров сказок.
Успех работы, эмоциональное отношение детей к сказке позволил обогатить технологию еще одним элементом – сочинение сказок с детьми.
Были проведены занятия по изобразительной деятельности на тему «Русские народные сказки», на которых дети изображали знакомые им сказки.
В своей работе над сказкой мы применяли моделирование сказки. Используя модель сказки, мы пришли к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.
Как было отмечено раннее, что сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Все это мы стали наблюдать у детей. Дети стали использовать в речи слова, которые характеризуют поступки детей: «Илюша, ты должен быть красивым, привлекательным, обаятельным, восхитительным, как тот принц. И тогда станешь им».
Таким образом, русская народная сказка оказывает положительное влияние на нравственно-эстетическое развитие дошкольников, приучает их ориентироваться на нравственные и эстетические идеалы, находить в современной действительности их аналоги и выражать их в собственной речи. Гипотеза подтвердилась.