Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Консультация для родителей по формированию выразительности речи у дошкольников

Ковалева Оксана Владимировна Ковалева Оксана Владимировна
DOCX
61
0
Предпросмотр

Консультация для родителей
«Театр – дома»
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит иг-ра. Театральная игра и игра ребенка исходит из одной и той же условности, и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен выразить. Анализ роли театра в формировании навыков общения и развития эмоциональной сферы показал, что, например дети, занимающиеся театром, чаще имеют более высокий художественный вкус, они свободнее, раскованнее в общении, в движениях, их речь более вы-разительна, эмоционально насыщена, чем те, которые были далеки от театра.
Какие же должны быть театральные игры дошкольников и как нам по-мочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «дет-ском театре»?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перево-площаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действие их подража-тельны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.
Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, компьютер, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Чем же еще можно занять ребенка дома? Чем укрепить его контакты со взрослыми? Общим интересным делом! Театром! Именно театр доставит ре-бенку много радости и удовольствия, сформирует интересы и отношение к окружающему. Сделанные своими руками игрушки оживут, что необычно интересно. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, разви-вают речь, общение. Начать можно с простейшего.
«Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его....Перед глазами малышки предстает за-бавная, пушистая мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеёт-ся, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. Так продолжается несколько дней, а потом девочка к привыкает и вот уже симпатичная собачка, несколько помятая валяется в углу....
Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впе-чатления, появились новые, которые погасили в ребёнке непосредственность тех первых чувств, которые вызвали образ собачки, ее привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая зверушка вдруг заговорила ожила....
...Гав, гав, гав, - как-то очень по-щенячьи повизгивает собачка и затем совсем уже по человечески: - Нет, не надо сюда я не хочу....
-Почему?- спрашивает уже мама.
Меня здесь не любят, - снова говорит собачка (озвучивает мама).
- Ну не обижайся на Машу, - теперь снова говорит мама. Вы снова подружи-тесь, и она будет тебя любить ещё больше. А потом и ты виновата тоже, по-чему всё время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где ты жила раньше, почему не договорилась с Машей, как будете жить вместе?
... .Было ещё много маминых «почему», а Маша, изумленная смотрела и слушала, а потом и сама заговорила:
Собаченька, миленькая, скажи мне, как тебя зовут?
Эту импровизацию можно продолжать развивать; своим действиями мама заставила Машу поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но здесь присутствует его элементы, попытка драматизации действия, испол-нения по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых характе-ра персонажа (обидчивость). И, конечно, «сверхзадачей» мамы было заста-вить Машу включиться в диалог, развернут совместное с персонажем дей-ствие. Мама без дидактическо нажима обучала девочку игровым приемам, будила ее воображение и фантазию, подводила к элементарным творческим проявлениям.
Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней постепенно перейти к небольшим сюжетам.
Постепенно можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он попал в сказку (например, «Теремок»). Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
Игрушка в своем обобщенно - образном виде, чаще всего лишенная ха-рактерности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании выразительных дополнительных средств- декораций, костюмы, музыкальное оформление.
Совершенствуется умение ребенка в управлении персонажем, в речевой характеристики образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально - игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Ря-дом с готовыми литературными сюжетами могут появиться пьесы или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересам, который приведет малыша в мир театра большого и позволит ему стать умным, чутким, добрым.