Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

Гаврилаш Елена Анатольевна Гаврилаш Елена Анатольевна
DOCX
20
0
Предпросмотр

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений


В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам - способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т. д. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке. Культура слуховых восприятий является результатом обучения, воспитания.
Ученые утверждают, что человек не может воспринимать прежде чем научится пользоваться органами чувств (осязать, видеть, слышать и т. д., ибо восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует обучения и практики. При этом развитие музыкального восприятия невозможно без специально организованной деятельности -слушания музыки. Оно является первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности. Слушание складывается из следующих действий:
-слушания произведений;
-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Основной из форм музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей.
Организация процесса восприятия музыкального произведения включает несколько этапов (Безбородова Л. А., Гогоберидзе А. Г. и др.):
• краткое и образное вступительное слово педагога, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие;
• первоначальное прослушивание музыкального произведения;
• беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности;
• повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представлений о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;
• слушание музыкального произведения на последующих занятиях с целью сравнения его с новыми музыкальными образами, создание условий для выражения результатоввосприятия в деятельности - игровой, художественной, двигательной.
Слушание музыки осуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни.
• ознакомление с различными художественными произведениями, их запоминание формирование любви к музыке, накопление впечатлений;
• привитие навыков культуры слушания;
• формирование начальных основ музыкального вкуса путем накопления слуховых впечатлений и доступных сведений о музыке.
Активному восприятию музыки способствуют методы и приемы, складывающиеся из выразительного исполнения произведения, умелого использования слова и наглядных средств, при пояснении его характера.
Беседы о прослушанной музыке с детьми старшего дошкольного возраста носят развернутый характер. В беседах привлекаем внимание дошкольников к развитию художественного образа, поясняем назначение отдельных выразительных средств. Во время рассказа педагог исполняет отдельные вариации и музыкальные фразы. Таким образом, дети воспринимают пьесу динамично, в развертывании повествования музыкальным языком.
Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. C помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Помогает этому художественная литература - образный краткий рассказ, сказка, стихотворение.
Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Для этого используем в нашей работе картины, репродукции, иллюстрации в книгах, эстампы.
Ветлугина Н. А., Радынова О. П. и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально- сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие наиболее успешно происходит в процессе усвоения дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания, свойства музыкального звука. В результате динамические, высотные, ритмические, тембровые свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности. В обучении детей большое место занимают игровые приемы, которые обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой. Учитывая ограниченные возможности умственной сферы и волевых усилий ребенка, нужно строить обучение так, чтобы оно вызывало у детей положительные эмоции ивоспринималось как игра.
Когда дошкольники сравнительно хорошо ознакомятся с произведением, им даем задание сочинить коллективный рассказ, который отражал бы основные изменения в музыке. Обращаем внимание на то, чтобы на заданные вопросы отвечали не одни и те же ребята, обязательно помогаем высказываться и малоактивным детям. Музыкальный педагог только направляет рассказ, отбирает фрагменты, наиболее соответствующие музыкальному образу, наглядно объясняет свой выбор. Эти задания очень полезны, так как побуждают детей внимательно вслушиваться в звучание произведения, точнее анализировать все изменения, учиться говорить о музыке.
В старших группах знакомим детей с различными произведениями известных русских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д,Кабалевского, А. Пахмутовой и др. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?»детям показываем портрет П. Чайковского и предлагаем назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот кто, кто получит большее число фишек.
Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки в группах старшеговозраста используем музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания «Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке яркая красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Новую куклу» П. Чайковского.
В дидактическую игру «В лесу» включаем не программные произведения. В кармашки планшета вставляем различные картинки, соответствующие содержанию песни, пьесы. Дети встречаются в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни-Пухом. Дошкольники не только узнают песни о любимых героях, но и могут передать мелодию каждой из них.
Постепенно, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомыепроизведения, различают и узнают танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза.
При организации слушания музыки эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальныхинструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развитиятворческих возможностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характерумузыки. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используем четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника. В ходе слушания музыки предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки и прохлопывание ритмамузыкальных произведений - элементы методики Карла Орфа, которые дают большой эффект в развитии детского музыкального восприятия. Прием оркестровки применяем после того, как дети послушают музыкальное произведение и ознакомятся с характероммузыки.
В своей работе используем такой прием как рассказывание. Для этого подбираем сказки, небольшие рассказы, которые можно проиллюстрировать музыкой. В сказку включаем 2 - 3 инструментальные пьесы, соответствующие программе выразительные и короткие. Одна из них может повторяться дважды.
Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбираем для каждого занятия новое задание, новый методический прием. Знакомя детей с одним произведением в течение длительного времени, на каждом из занятий перед детьми ставятся все более сложные задачи. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.
К продуктивной деятельности приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились смузыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.
Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков:
Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
Этап закрепления имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.
В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.
Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.