Публикации воспитателей детских садов
О проекте

План кружка "Компьютерная грамотность" для детей старшей группы ДОУ

Горбачева Наталья Александровна Горбачева Наталья Александровна
DOCX
266
6
Предпросмотр

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Маячок» Фрунзенского района города Саратова



План
работы кружка
«Уроки компьютерной грамоты»
в старшей группе № 1
в МДОУ Детский сад № 25 «Маячок»






Руководитель кружка:
воспитатель Горбачева Н.А.


Саратов
2016 год
Пояснительная записка.


Компьютер в детском саду… Кто – то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительной техникой, другие относятся с недоверием, а некоторые считают его применение педагогикой завтрашнего дня.
Использование компьютеров в образовании, в том числе дошкольном, уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. Уж чего у компьютера не отнять, так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать.
Исследователи отмечают, что чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет чувствовать себя в мире вычислительной техники. Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира, что интенсифицирует его развитие. Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой формирование таких ценных личностных качеств, как любознательность, самостоятельность, активность, инициативность и в тоже время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
Занятия в компьютерном кружке помогут:

  • Развить логическое и комбинаторное мышление;

  • Отработать навыки работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой);

  • Сформировать понятие «информация», представлять информационную картину мира, понять значение информации, информационных технологий в обществе;

  • Познакомить с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами; основными приемами работы в среде Windows, созданием графических изображений, знакомством с возможностями сети Интернет.


«Завтра» наших детей – это информационное общество, а в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях общества мы, педагоги и родители, должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить его к предстоящему взаимодействию с образовательными информационными технологиями в школе.


Тематический план.


1.Человек и информация. (2 занятия)
Введение в предмет. Информация, виды информации, принципы хранения информации.
2. Знакомство с компьютером. (12 занятий)
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Освоение клавиатуры. Запуск программ.
3. «Графический редактор Paint». (8 занятий)
Знакомство с программой. Команды меню. Инструменты «художника». Выделение фрагмента рисунка, его копирование и вставка.
4. «Знакомство с Internet».(4 занятия)
Знакомство с Internet.Компьютерные сети Internet.


Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с каждой подгруппой. Продолжительность каждого занятия не более 25 минут. (см. САНПИН)


Структура занятия:

  1. Освоение детьми теоретических знаний. (5-7 минут).

  2. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. (3 минуты)

  3. Практические навыки работы на компьютере. (10 минут).

  4. Гимнастика для глаз. (2 минуты).

Средства обучения.


1.Средства вычислительной техники.


  1. Комплект технических средств и оборудования для кабинетов информатики и вычислительной техники.

  2. Рабочее место дошкольника.

2. Обучающие и развивающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста.
1. «Компьютер для дошкольников» (для детей 6+).
2. «Смешарики. Компьютер Ёжика» (для детей 5+).
3. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» (для детей 7+).
4. «Гарфилд малышам. Учим цифры» (для детей 4-7 лет).
5. «Гарфилд малышам. Учим буквы и слова» (для детей 4-7 лет).
6. «Гарфилд малышам. Учим цвета и формы предметов» (для детей 4-7 лет).
7. «Гарфилд малышам. Развиваем мышление» (для детей 4-7 лет).
8. «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма» (для детей 5-7 лет).
9. «Гарфилд дошкольникам. Основы чтения» (для детей 4-7 лет).
10. «Веселый художник» (для детей 4-7 лет)




Литература.

  1. Габдулина З.М. «Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 – 7 лет Волгоград. Учитель, 2010г.

  2. Бабакова Т.М. «Интеграция занятий на основе компьютерных программ»//Дошкольное воспитание. – 1994. - №5 - стр. 32 – 35.

  1. Глушкова Е.К. «Компьютер в детском саду»// Дошкольное воспитание.- 1990. №10-стр.44-49.

  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам». Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. М.,1999г.

  3. Моторин В.А. «Воспитательные возможности компьютерных игр»// Дошкольное воспитание.- 2000. №11. – стр. 53.

  4. Новоселова С.Л. «Новая информационная технология в работе с дошкольниками»// Дошкольное воспитание. – 1989. - №9. стр. – 73-75.



Выписка из «Новых санитарно – эпидемиологических правил
и нормативов для ДОУ».


2.5.9.стр. 19
Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа Л.Б., светильники серии ЛПО36 с зеркализированными решетками.


2.12.10.стр. 20
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 – 7 лет следует проводить не более 1 в течении дня и не чаще 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности ( во вторник, в среду, в четверг).После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет – 15минут.Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год),после перенесенных заболеваний в течении 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до7 минут, для детей 6 лет до 10 минут.
Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки,
должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия 2 или более человек. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя.


2.2.20.стр.12
Для занятий с использованием компьютера необходимо специальное помещение. Оптимальная ориентация помещения с компьютерами – северная, северо-восточная. Его оборудование должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к условиям работы с вычислительной техникой. Ввод в эксплуатацию помещений для занятий с компьютерами должен осуществляться только при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам.


Таблица 2.6.2 стр.23


Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура воздуха (С*)

Относительная влажность(%)

Температура воздуха (С*)

Относительная влажность(%)

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

___


октябрь

Тема занятия

Программное содержание

Используемый материал


1 занятие




«Здравствуй,
наш компьютер».

Адаптация к компьютерному классу. Познакомить детей с понятием «информация»,
какой она бывает, принципы хранения информации, с царством компьютерной техники (история развития). Правила поведения и техника безопасности при работе на компьютере.

  1. «Смешарики. Компьютер Ёжика» диск 2 «Энциклопедия» , «История компьютера».

  2. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 1 разделы № 1,2,3.

  3. Словесная игра – тест, «Какие правила нарушил Ёжик».


2 занятие




«Из чего состоит
компьютер».

Продолжать знакомить детей с оборудованием компьютерного класса. Познакомить детей с основными и дополнительными устройствами компьютера. Формировать навыки работы с персональным компьютером, умение включать и выключать его. Повторить правила поведения и техники безопасности при работе на компьютере.

  1. «Компьютер для дошкольников» часть 1 разделы 3,4,5,6.

  2. «Смешарики. Компьютер Ёжика»

урок 2 «Из чего состоит компьютер».
Игра «Собери компьютер».
3.Упражнение – тест «Исправь рассказ Ёжика».


3 занятие


«Рабочий стол.
Клавиатура».

Закрепить знания детей о том, что представляет собой компьютер, его составные и дополнительные устройства. Знакомство с рабочим столом. Познакомить с клавиатурой. Развивать память, внимание, координацию движений. Учить выполнять задания по инструкции.

  1. «Компьютер для дошкольников» часть 2 разделы 1,2.

2 .«Смешарики. Компьютер Ёжика»
Игра «Собери компьютер».
3 . «Нескучные уроки. Клавиатурный тренажер».
Игра «Паучьи бега» (цифровая клавиатура).



4 занятие


«Мышь.
Работа с мышью».

Познакомить детей с мышкой, показать. Что она умеет делать. Учить «перетаскивать» предметы, а так же учить «щелкать» на нужном предмете и производить двойные щелчки. Развивать память, внимание, координацию движений. Учить выполнять задания по инструкции.



  1. «Компьютер для дошкольников» часть 2 раздел 3.

Игра «Лужайка» (перетягивание)
Игра «Животные» (одинарный щелчок)
Игра «Воздушные шары» (двойной щелчок)



ноябрь

Тема занятия

Программное содержание

Используемый материал

1 занятие




«Клавиатура. Работа с клавиатурой.
Мышь. Работа с мышью».


Продолжать знакомить с клавиатурой. Продолжать учить «перетаскивать» предметы, а так же «щелкать» на нужном предмете и производить двойные щелчки. Развивать память, внимание, координацию движений, глазомер, ловкость. Учить выполнять задания по инструкции.

  1. «Компьютер для дошкольников» часть 2 раздел 3,4. «Работа с клавиатурой. Работа с мышью».

Игра «Лужайка» (перетягивание)
Игра «Животные» (одинарный щелчок)
Игра «Воздушные шары» (двойной щелчок)


2 занятие





«Работа с файлами и папками».

Познакомить детей с такими понятиями, как «папка», «файл». Учить детей самостоятельно работать с экранными объектами операционной системы Windows. Закреплять умения ориентироваться на клавиатуре, упражнять в счете до 20. Тренировать память.

  1. «Компьютер для дошкольников» часть 2.

раздел 5 « Работа с файлами».
2. «Гарфилд малышам. Учим цифры».
Игра «Счет».
Игра «Цифры».



3 занятие


«Компьютерные программы».

Учить детей запускать программы с рабочего стола. Закреплять умения ориентироваться на клавиатуре. Закрепить знание букв, умение собирать буквы из фрагментов. Развивать внимание, координацию движений. Продолжать учить выполнять задания по инструкции.

  1. «Компьютер для дошкольников» часть 2 раздел 4. «Работа с программами».

Раздел «Развиваемся с компьютером»
Игра «Найди лишнее»
2. «Нескучные уроки. Клавиатурный тренажер».
Игра «Буквопад». Уровень 1,2,3.


4 занятие


«Закрепление пройденного материала»

Закрепить знания детей о компьютере, его устройстве. Закрепить умение работать с клавиатурой и с мышкой, запускать программу и завершать выполнение программы Напомнить детям правила поведения при работе с компьютером.

  1. «Компьютер для дошкольников» раздел 5. «Пишем на компьютере»

Игра «Отгадай загадки»
Игра - тест «Исправь ошибки»
Упражнение для проверки умения запускать программы с рабочего стола.



декабрь


Тема занятия

Программное содержание

Используемый материал

1 занятие




«Устройство системного блока».


Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера. Познакомить детей с устройством системного блока. Продолжать учить «перетаскивать» предметы, а так же «щелкать» на нужном предмете и производить двойные щелчки. Развивать память, внимание, координацию движений, глазомер, ловкость.

  1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 1.6.

«Устройство системного блока»
2. «Смешарики. Компьютер Ёжика».диск 2.
«Из чего состоит домашний компьютер».
Игра «Составь свою азбуку».

2 занятие




«Материнская плата».

Познакомить детей с основными устройствами компьютера, предназначенными для обработки и хранения информации. Дать понятие «материнская плата». Учить детей из составляющих элементов головоломки собирать различные картинки. Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 1.6.
«Устройство системного блока»
2. «Смешарики. Компьютер Ёжика».
Игра «Мышки», уровень 1,2,3.
3. «Гарфилд малышам. Развиваем мышление».
Игра «Головоломка».


3 занятие


«Центральный процессор».

Продолжать знакомить детей с основными устройствами компьютера, предназначенными для обработки и хранения информации. Дать понятие «процессор»(процессор – главное устройство, обрабатывающее информацию). Закреплять умения ориентироваться на клавиатуре. Закрепить знание букв, умение собирать буквы из фрагментов. Развивать внимание, координацию движений. Продолжать учить выполнять задания по инструкции.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 1.6.
«Устройство системного блока»
2. «Нескучные уроки. Клавиатурный тренажер».
Игра «Буквопад». Уровень 1,2,3.
3.«Гарфилд малышам. Учим буквы и слова»
Игра «Буквы – картинки».


4 занятие


«Оперативная память.
Жесткий диск».

Продолжать знакомить детей с компьютером, его устройствами. Дать понятие «оперативная память». Закрепить умение работать с клавиатурой и с мышкой. Развивать память, логическое мышление, самостоятельность.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 1.6.
«Устройство системного блока».
Игра «Отгадай загадки»
Игра - тест «Исправь ошибки» .



январь

Тема занятия.

Программное содержание.

Используемый материал

1 занятие

«Видеокарта. Кино и мультики».

Видеокарта. Познакомить детей с ситуациями, где пригодилось бы умение создавать мультфильм или «живую» картинку. Учить создавать на экране монитора образы из мультфильма «Смешарики».

  1. «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск 2.

«Кино и мультики». Энциклопедия.

  1. «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск1.

Урок 6. «Анимация».
Игра «Собери и раскрась Смешарика».

2 занятие

«Звуковая система компьютера. Музыка на компьютере».

Продолжать знакомить детей с компьютером, его устройствами. Дать понятие о звуковой системе компьютера. Учить сочинять мелодию и «раскрашивать» её звучание с помощью разных инструментов. Учить правильно воспроизводить очередность музыкальных партий, развивать музыкальный слух. Закрепить навыки перетягивания экранных объектов с помощью мышки.

1. «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск 2.
«Музыка». Энциклопедия.

  1. «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск1.

Урок 7. «Музыка».
Игра «Сочини свою музыку».










февраль

Тема занятия

Программное содержание

Используемый материал

1 занятие




«Графический редактор Paint».

Научить детей запускать программуPaintв компьютере. Объяснить, что эта программа для рисования или работы с компьютерной графикой. Развивать память, внимание, координацию движений, глазомер, ловкость. Продолжать учить выполнять задания по инструкции.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 6.
«Знакомство с графическим редактором Paint».
2. «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск 1.
Урок 5. «Рисование».

2 занятие




«Команды меню».

Познакомить с основными пунктами меню графического редактора Paint (файл, правка, вид, рисунок). Закрепить умение выбирать инструмент художника «карандаш» и рисовать точки, линии, фигуры; выбирать нужный цвет.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 6.
«Знакомство с графическим редактором Paint». Команды меню.
2. . «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск 1.
Урок 5. «Рисование».

3 занятие


«Инструменты «художника».

Продолжать учить детей запускать программу с рабочего стола. Знакомство детей с инструментами рисования «кисть», «леечка», «заливка». Учить детей раскрашивать картинки в соответствии с образцами игры и придумывать свои варианты, выбирая нужный цвет. Развивать внимание, координацию движений.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 6.
«Знакомство с графическим редактором Paint». Инструменты для рисования.
2. . «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск 1.
Игра «Раскрась рисунок».
Игра «Монстрики».

4 занятие


«Инструменты «художника».
2 занятие.

Знакомство детей с инструментами рисования «линия», «кривая линия», «ластик». Закреплять умение запускать программу с рабочего стола.
Выполнять задания игры, следуя инструкции. Развивать внимание, пространственное восприятие, навыки владения компьютерной мышкой.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 6.
«Знакомство с графическим редактором Paint». Инструменты для рисования.

  1. «Веселый художник».

Игра. «Выполни задания художника», уровень 1, 2.





март

Тема занятия

Программное содержание

Используемый материал

1 занятие




«Инструменты «художника».
3 занятие.

Знакомство детей с инструментами рисования «прямоугольник», «многоугольник», «эллипс». Учить с помощью этих инструментов создавать смешные изображения монстриков. Закреплять умения менять цвет палитры.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 6.
Инструменты для рисования.
2. «Веселый художник».
Игра. «Создай монстриков».

2 занятие




«Выделение фрагмента рисунка, его копирование и вставка».

Закрепить знания детей об инструментах «художника»,уметь пользоваться выбором и создавать картинки, используя различные инструменты. Учить выделять, копировать фрагменты рисунка и вставлять копию в нужное место. Развивать творческие способности, фантазию.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 6
«Знакомство с графическим редактором Paint». Команды меню.
2. . «Веселый художник».
Игра. «Разноцветный поезд».
Игра «На полянке».

3 занятие


«Закрепление знаний о программе Paint».


Закрепить знания детей об инструментах «художника»,уметь пользоваться выбором и создавать картинки, используя различные инструменты. Закрепить умение выделять, копировать фрагменты рисунка и вставлять копию в нужное место. Развивать творческие способности, фантазию.

1. «Гарфилд малышам. Учим цвета и формы предметов».
Игра « Картинка – цвет».

  1. «Веселый художник»

Игра «Оживи картинку».

4 занятие


«Закрепление знаний о программе Paint».
Конкурс рисунков детей, выполненных на компьютере.

Закрепить знания детей о программеPaint. Закрепить знания детей об инструментах «художника», уметь пользоваться выбором и создавать картинки, используя различные инструменты. Развивать творческие способности, фантазию.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 6.
«Знакомство с графическим редактором Paint». Инструменты для рисования.
2. Работа на компьютере по созданию рисунка.



апрель

Тема занятия

Программное содержание

Используемый материал

1 занятие




«Знакомство с Internet».

Познакомить детей сInternet, рассказать, что в Internetможно учиться и работать, узнавать новое, играть, развлекаться и отдыхать, общаться, покупать товары и многое- многое другое. Продолжать учить детей составлять слова из заданного набора букв, составлять предложения из отдельных слов. Развивать умственные способности детей.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 9.
«Введение вInternet ».

  1. «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма».

Игра «Составь слово».
Игра «Составь предложение».
Игра «Напиши стихотворение».

2 занятие




«Компьютерные сети Internet».


Продолжать знакомить детей сInternet. Познакомить с понятием «глобальная сеть» и её возможностями. Учить находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер и т.д.). Закрепить умение находить лишний предмет в группе однородных.

1. «Современная детская энциклопедия пользователя ПК» урок 9.
«Введение вInternet ».

  1. «Гарфилд дошкольникам. Развиваем мышление».

Игра «Выбери предмет».
Игра «Что лишнее?».

3 занятие


«Чему мы научились».


Выявить знания, приобретенные детьми в течение года. Закрепить знания детей о компьютере, его устройстве. Закрепить умение работать с клавиатурой и с мышкой, запускать программу и завершать выполнение программы. Напомнить детям правила поведения при работе с компьютером. Совершенствовать речь, умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, выполнять задания четко по инструкции. Развивать память, внимание, логическое мышление.


1. «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск1.
Игра «Собери компьютер».

  1. «Нескучные уроки. Клавиатурный тренажер».

Игра «Шифрограмма».
Игра «Опыты».

4 занятие


«Игровая программа
«Мой компьютер».


1. «Смешарики. Компьютер Ёжика». Диск1.
Игра «Викторина».
2. «Компьютер для дошкольников». Игра «Отгадай загадки».