Публикации воспитателей детских садов
О проекте

«Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников».

Подлуцкая Екатерина Михайловна Подлуцкая Екатерина Михайловна
DOCX
78
0
Предпросмотр

«Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников».


Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.


Цель педагога - создать условия для формирования коммуникативных навыков детей в процессе театрализованной деятельности.


Для достижения данной цели определены следующие задачи:


- формировать навыки общения дошкольников;


- развивать выразительность речи детей;


- воспитывать инициативность, самостоятельность, сообразительность.


Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано – в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.


С театрализованными представлениями дети знакомятся при просмотре спектаклей, цирковых представлений, постановок кукольного театра, как в исполнении профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей.


В повседневной жизни используют разнообразные виды кукольного театра (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.).


Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.


Театрализованная деятельность в детском саду организована в утренние и вечерние часы; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.). Все формы театрализованной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.


Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.


Для формирования коммуникативных и социальных навыков способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приемы:


- выбор детьми роли по желанию;


- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;


- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);


- проигрывание ролей в парах.


При этом возникают две основные проблемы:


- что делать, если ролей не хватает на всех детей;


- кто будет играть отрицательных персонажей.


Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей.


Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.


Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов.


Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.


Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении широко используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читаю отрывок из сказки и спрашиваю:


«Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываю детям иллюстрацию с лисой и спрашиваю: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.


Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).


После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.


Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении.


При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).


Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.


Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т. д.


Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).


Содержание театрализованных занятий включает в себя:


- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;


- игры-драматизации;


- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;


- упражнения по формированию выразительности исполнения;


- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.


Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к читаемому. IIри чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.


Театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.


Результативность опыта.


Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:


- развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;


- широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;


- активное включение родителей в процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми.