Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Проект "Функциональная музыка в ДОУ"

Селивирова Марина Геннадьевна Селивирова Марина Геннадьевна
DOCX
81
1
Предпросмотр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 15»


Picture 2




Проект
«Использование функциональной музыки в образовательно – воспитательном процессе ДОУ»











Составила:
Селивирова
Марина Геннадьевна
воспитатель
Стома
Елена Николаевна
педагог - психолог
Участники проекта:
воспитанники
старшей группы


г. Братск
2015г.
«Использование функциональной музыки в
образовательно – воспитательном процессе ДОУ»

«Музыка – есть жизнь с ее живым и творящим ритмом»
швейцарский педагог
Эмиль Жак – Долькроз.




Вид проекта: педагогический, долгосрочный.
Тип проекта: исследовательский, практико – ориентированный.
Продолжительность проекта: декабрь – февраль 2014 – 2015 уч. года
Социальная значимость проекта: проект направлен на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и на сохранение здоровья воспитанников.
Участники проекта: педагоги и воспитанники старшей группы


Актуальность проекта
Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, возникает необходимость поиска в работе с дошкольниками методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является внедрение музыки в режимные моменты как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов. 
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Изучая работы С. Фадеевой, С. Богдановой, И. Стародубцевой, мы пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом всей жизни ребенка в детском саду. 
Обоснование значимости проекта
Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности. Что может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!
Почему именно функциональная музыка? Функциональная музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
На практике педагоги дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Это вызвано рядом причин не только объективного (недостаточная оснащенность звукопроигрывающим оборудованием), но и субъективного характера (трудоемкость процесса подбора музыкальных произведений, отсутствие опыта и соответствующих умений).


Гипотеза проекта
Включение функциональной музыки в повседневную жизнь детского коллектива позволит повысить качество воспитательно – образовательного процесса в группе.
Особенности проекта
Музыка является системообразующим фактором жизнедеятельности детей.
Цель проекта
Гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений посредством координации деятельности всех участников образовательного процесса.
Задачи проекта

  • Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.

  • Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности.

  • Повысить качество усвоения знаний через активацию мыслительной деятельности.

  • Создавать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать функциональную музыку в течение всего дня.


Предполагаемые результаты
Для педагогов:

  • повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

  • инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса;

  • творческое использование фоновой музыки в разных видах детской деятельности.

Для воспитанников:

  • повышение качества усвоения знаний во время непосредственно – образовательной деятельности;

  • появления интереса к музыкальной культуре;

  • активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;

  • проявление творческого самовыражения.


Этапы работы над проектом


Методическая работа

Работа с детьми

1 этап – подготовительный
(декабрь )

  1. Проанализировать состояние условий для использования функциональной музыки в режимных моментах группы.

  2. Составление оптимального репертуара для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей.

  3. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению



Оценить степень активности восприятия музыки детьми в режимных моментах


2 этап – практический
(январь – 1 и 2 неделя февраля )

  1. Разработать методические рекомендации по использованию функциональной музыки.

  2. Составить примерный репертуар функциональной музыки в соответствии с ее назначением

  1. Включение функциональной музыки 
    в различные режимные моменты.

  2. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по музыкальной тематике.

  3. Просмотр телевизионных видеороликов "Мир животных", "Вальс цветов", "Времена года".


3 этап – заключительный
(3 – 4 неделя февраля )

Обобщение опыта работы по реализации проекта на Совете педагогов.

Провести сравнительный анализ степени активности восприятия музыки детьми в режимных моментах.


Список использованной литературы:


  • Еременко Е.В. Музыкотерапия в повседневной жизни / Дошкольная педагогика № 4 (31) / 2006.

  • Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

  • С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»

  • Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада». Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007год













Презентация проекта «Использование функциональной музыки в
образовательно – воспитательном процессе ДОУ»


Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, возникает необходимость поиска в работе с дошкольниками методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является внедрение музыки в режимные моменты как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Музыка достаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях как средство воспитания и обучения детей. Она постоянно звучит на музыкальных занятиях, во время развлечений, праздников, в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Однако этим не исчерпываются ее возможности.
Возможно ли расширить рамки использования музыки в режиме дошкольного учреждения?
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.
Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с функциональной музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
В результате наблюдений за детьми, я заметила, что при включении музыки во время подготовки ко сну, дети лучше и быстрее засыпают и спят более спокойно. Отсюда я сделала выводы, что музыка повышает эффективность воспитательного процесса. Поэтому считаю использование данной разработки особенно актуальной.
Предположив, что включение функциональной музыки в повседневную жизнь детского коллектива позволит повысить качество воспитательно – образовательного процесса в группе, обозначила цель: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений посредством координации деятельности всех участников образовательного процесса.
Задачи проекта

  • Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.

  • Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности.

  • Повысить качество усвоения знаний через активацию мыслительной деятельности.

  • Создавать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать функциональную музыку в течение всего дня.

Также были определены предполагаемые результаты для педагогов группы и воспитанников.
Проект был реализован в 3 этапа:
1–й этап: подготовительный.
2–й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов и внедрение данного проекта в деятельность всех групп ДОУ)
Наподготовительном этапе были определены участники проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.
Задачи подготовительного этапа носили диагностический, исследовательский характер.

  • Оценить степень активности восприятия музыки детьми на занятиях.

  • Проанализировать состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада.

В результате анализа состояния развивающей среды было предложено подобрать фонотеку функциональной музыки, состоящей из классической музыки. Почему была выбрана именно классическая музыка? Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка любого возраста, но и даже способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а через него - восприятия разных сторон жизни, а также  внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.
Подводя итог подготовительного этапа, был сделан вывод, что использование функциональной музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса. 
Более трудоемким, но и самым плодотворным, на мой взгляд, является второй этап -практический.
Задача: обеспечить применение практических методов использования функциональной музыки в повседневной жизни дошкольника.
Грамотное использование музыки на занятиях и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы образовательной деятельности. Учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это я считаю одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Назаключительном этапе проекта важно было оценить: какова же роль функциональной музыки? Принесла ли она желаемые результаты?
Исследуя воспитательно-образовательный процесс, я пришла к выводу:

  • Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

  • Функциональная музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.

  • Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания функциональной музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

Апробирование данного проекта завершилось, и мы видим его результаты: 

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствует сравнительный анализ степени активности восприятия музыки детьми в режимных моментах.

  • музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка в детском саду.

  • разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей;

  • подобрана фонотека классической музыки.

Таким образом, функциональная музыка стала важнейшим компонентом системы музыкального воспитания в нашем дошкольном учреждении. 
























Примерный перечень музыкальных произведений


Музыка для утреннего подъема

Музыка, настраивающая на занятия

Музыка перед сном

Просыпательная музыка

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".
Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".
В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
Л. Бетховен. Увертюра 
"Эгмонт".
Б. Монти. "Чардаш".
Э. Григ. "Утро".
И.-С. Бах. "Шутка".
И. Брамс. "Венгерский танец № 7".
И. Штраус. "Весенние голоса".
Ф. Шопен. "Прелюдии"

А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
И.-С. Бах. «Ария».
П.И. Чайковский. "Времена года".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В.-А. Моцарт. "Гроза".
В.-А. Моцарт. Симфония № 40.
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
И. Брамс. "Вальс № 3".
К. Дебюсси. "Облака".
А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К.-В. Глюк. "Мелодия".
К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".
В.-А. Моцарт. "Реквием".
Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных".
Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

П.И. Чайковский. "Вальс цветов".
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.
М.И. Глинка. "Камаринская".
В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"











Включение музыки в образовательную деятельность. 

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная 
деятельность

Содержание деятельности 
педагога

Активная

Познание;
игровая;
музыкально-художественная;
двигательная;
коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;
познание;
продуктивная;
восприятие художественной литературы;
коммуникативная

Педагог использует музыку как фон 
к основной деятельности,
музыка звучит негромко, как бы 
на втором плане



Примерное расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий 
эмоциональный фон

7:30–8:00

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный