Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Методические рекомендации к реализации содержания музыкального воспитания в условиях детского сада

Широких Ульяна Николаевна Широких Ульяна Николаевна
DOCX
55
0
Предпросмотр

 
НА ПРОВЕРКЕ
Методические рекомендации к реализации соедржания музыкального воспитания в условиях детского сада
 
Методические рекомендации к реализации содержания музыкального воспитания в условиях детского сада
 
1. Возрастные особенности, динамика развития ребенка в музыкальной деятельности
Дети 4-го года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на веселые и подвижные музыкальные произведения. У детей 3-4 лет   только начинают формироваться различные виды  музыкальной деятельности. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и  только подпевали взрослому, а  движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3-х до 4-х лет   дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и  уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.
Движение под музыку доставляет детям  большую радость. Однако возрастные особенности  строения тела малышей (большая голова, длинное туловище, короткие ноги и руки), а также особенности психических процессов (преобладание возбуждения над торможением, непроизвольность внимания, памяти, незрелая  координация и др.) приводят к тому, что  движения малышей еще недостаточно точные и ловкие, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнении еще невелик,  и движения носят, как правило, игровой характер.
 Дети четвертого года жизни склонны к подражанию, поэтому взрослый  должен вовлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическим движениями в игровой форме.
 Дети 5-го года жизни  уже приобрели некоторый опыт в  различных видах музыкальной деятельности. У них уже появились свои предпочтения в репертуаре, способах самовыражении.
Диапазон голоса у четырехлеток невелик – в основном от «ре» до «ля»  («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста  все еще есть проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные  навыки и  качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью,  они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны – у них еще не сформирована координация движений, что проявляется при исполнении  многих видов движений.  Однако именно в музыкально-ритмических движениях у детей наиболее ярко наблюдается динамика развития: движения становятся более ритмичными, энергичными и выразительными. Дети предпочитают быстрый  темп (в 3- 4 года они двигались, в основном,  в умеренном темпе), динамичный ритм, музыку танцевального характера.
Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти  и поведении по-прежнему требует от педагога поддерживать внимание игровыми приемами, подбирать музыку непродолжительного звучания.
В старшем дошкольном  возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
 Ребенок  5- 6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет  их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей 6-го года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально и в  целом дети 6-го года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.
7-й год жизни -  это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них  качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что  необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
 

  1. Содержание работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет

 
В содержание образовательной области «Музыка» включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах.
Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия от музыки, от музицирования в игровых формах и  общения, которое его сопровождает интерес к новому.
Восприятие музыки
Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, так как. является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качеств музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом. Развитие музыкального восприятии - сложный и длительный процесс, который  идет  естественным путем «от внешнего – к внутреннему», от  активного действия – к сворачиванию его во внутренний план. В этой связи развитие музыкального восприятия  обусловлено приобретением чувственного опыта детей в  музыкальном исполнительстве, и особенно  - в  музыкально-ритмической деятельности, поскольку моторная, двигательная природа музыки ярче воспринимается  и выражается на телесном уровне.
Понимание этапов становления музыкального восприятия в дошкольном возрасте и грамотное его развитие являются главными задачами музыкального руководителя детского сада.
            Формирование  восприятия музыки у детей происходит на основе приобщения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и воспитания потребности в слушании музыки.
Задачи развития сенсорных музыкальных способностей:
 -  различение свойств звуков по высоте, длительности, динамике и тембру;
- подведение детей к понимаю выразительных свойств звука, например: высокие звуки – «легкие»  музыкальные образы (птички, бабочки), низкие звуки –   образы «больших « персонажей, например: «Медведи», «Слоны», «Дед Мороз» и др. 
- формирование у детей основных понятий, связанных со свойствами звуков и закрепление этих понятий в речи: «высоко» - «низко», «быстро-медленно», «громко-тихо».
- развитие способности различать контрастные тембры различных  музыкальных инструментов: бубен, металлофон, фортепиано (пианино), и др. (учить находить по звуку разные инструменты, показывать их на картинке).
 Основные  задачи развития способности слушать музыку: воспитание интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступные детям данного возраста.
Восприятие музыки детьми 3-4 лет  вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокойно сидя на стульях не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельности должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительными («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»). Для более точного восприятия  музыки педагогу необходимо побуждать детей внимательно к ней прислушиваться .
Слушание коротких сюжетных и образных песенок в исполнении педагога является необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального восприятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.
Дальнейшее развитие музыкального восприятия у  детей 4 – 5 лет предполагает:
 - обогащение музыкально-слухового  опыта (приобщение к детскому музыкальному фольклору, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров: марш, танец, колыбельная, и др.).
 - развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения  и выражать его в движении, игре, слове.
У детей  6-го года жизни есть предпосылки для развития более тонкого   восприятия музыки:
 - различение  высоты звучания не только в пределах регистров (высокий - средний- низкий) но и различения небольших интервалов ( квинта, кварта, терция),  тонкое восприятие динамики звуков, различных темпов и  тембров  -  постепенное уменьшение контрастности свойств звуков).
В старшем дошкольном возрасте важно воспитать  устойчивый интерес к музыке,  в это период происходит формирование музыкального вкуса (музыкальных предпочтений).
Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет дает им возможность творчески интерпретировать  свое восприятие музыки в  импровизации движений,  в выборе и обыгрывании атрибутов,  в музицировании, и других видах художественно-творческой деятельности.
Работа по музыкальному воспитанию детей 7-го года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффектымузыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят и слышат музыку, у них сформированы навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это дает основание для усложнения содержания музыкального воспитания по всем основнымнаправлениям.
Восприятие музыки как целостный процессее активного переживаниястановится более тонким и осознанным. У детей уже сформирована потребность в музыке, интерес к ее восприятию, поэтомув этом возрасте можно перейти от практического, двигательного (внешнего) восприятия к специально организованному слушанию музыки (небольших инструментальных произведений в пределах 40 сек.). Слушать музыку можно на любом занятии, а также вне его – например, на концерте учащихся музыкальной школы, исполняющих коротенькие пьесы на различных инструментах: скрипке, флейте, аккордеоне, и др. 
            В организации ведущего вида музыкальной деятельности важно, прежде всего,  воспитать у детей потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, как досуг, как отдых, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения, и т.д). Эта потребность в музицировании должна стать качеством личности – на всю жизнь. Такого результата можно добиться только при условии глубокой эмоциональной поддержки состояния радости при каждой встрече с музыкой – для всех детей, вне зависимости от их музыкальных данных. С этой целью педагог создает ситуацию успеха на занятиях и праздниках: подбирает музыкальный репертуар, который нравится детям, поддерживает желания в самостоятельной импровизации в любом виде музыкальной детальности.   Педагог поощряет желания детей самостоятельно включаться в любительское музицирование вне занятий., развивает  способности к музицированию экспромтом.
Пение – чрезвычайно важный раздел работы по музыкально-творческому развитию детей, так как в процессе пения у детей развивается внимание, память, речь (обогащается пассивный и активный словарь, звуковая культура речи). В дошкольном  возрасте для педагога важно уделить внимание охране еще очень хрупкого и слабого голоса детей: нельзя петь громко, особенно – на улице,  для  нежелательно  исполнять песни, не соответствующие диапазону детей.
 Кроме того,  пение способствует развитию эмоциональной сферы дшкольников,  они способны  чувствовать и передавать различный характер и настроение песни .Коллективное (хоровое) исполнение песен способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого).
К пению детей приобщают в организованной образовательной деятельности, а также и в процессе различных режимных моментов (например, пение воспитателя сопровождает детские игры, или бытовые режимные моменты – умывание, одевание, и др.).
Развитие певческой деятельности проводится в трех вариантах: со всей группой  (поют хором вместе с педагогом), с подгруппой, или индивидуально. В младшем дошкольном возрасте преимущественно занимаются пением со всей группой, так как хоровое пение поддерживает голос ребенка, развивает его слуховое внимание, что очень важно для последующего формирования координации между слухом и голосом (основы чистого пения).
К отбору песен для детей предъявляются следующие  общепринятые требования: они  должны быть доступными, яркими, образными, и, что очень важно – они должны нравиться и детям, и взрослым.
Если песня не нравится ребенку, то никакие игрушки и картинки не заставят его петь эмоционально и выразительно.
Если песня не нравится взрослому, то он также не сможет вдохновить своим исполнением   и детей. Поэтому песенный репертуар для детей должен быть примерным. Каждый педагог может по своему усмотрению его менять, добавлять новые песенки, если они соответствуют указанным требованиям.
Требования  доступности песни для детей:
1. Доступность содержания песни (нужно проанализировать текст определить слова, которые дети не знают,  и объяснить их значение).
Важно также проанализировать текст с точки зрения его удобства для вокального исполнения: не должно быть  двух одинаковых гласных или нескольких  согласных на стыке слов, и т.д.
2. Доступность мелодии песни:
- соответствие тесситуры (звукового состава мелодии) диапазону голоса детей;
- доступность интервалов  (скачков в мелодии),  для исполнения детьми;
- продолжительность музыкальной фразы и ее соответствие объему дыхания (для детей 3 – 4 лет – не более двух секунд, 4 -  5 лет – 4 сек., 5-6 лет – 6. сек., и 6- 7 лет – до 8 сек. ).
3. Доступность по темпу исполнения: умеренно быстрый или умеренно медленный темп.
Выбор песенного репертуара органичен возрастными возможностями детей. В основном, это – народные песенки и попевки, авторские песенки, написанные специально для детей с учетом их интересов и  возрастных вокальных особенностей.
 В целом, репертуар должен быть разнообразным по жанрам и содержанию, характеру и настроению (песенки плясового характера, песни-марши, а также колыбельные, песенки о природе, животных, игрушках, сказках, семье,  детских играх и т.д.
В работе по пению с детьми 4-го года жизни наблюдаются следующие проблемы:
  - чаще всего малыши поют «говорком», то есть не умеют протяжно исполнять песню;
  -   у детей небольшой диапазон голоса (2 – 4 звука  - примерно, середина первой октавы);
- плохая дикция не дает возможность четко артикулировать слова в процессе исполнения песни;
 - у детей еще небольшой словарный запас – многие слова в тексте песен им непонятны;
 - большинство детей не поют, а подпевают отдельные слоги и слова.
Развитие творчества у детей в пении проявляется в импровизации простейших мотивов ( со словами и без, на одном- двух-трех звуках с нефиксированным ритмом) в процессе ролевых игр. Например, напевание колыбельной кукле или мишке, сопровождение импровизации в пляске напеванием веселой мелодией (на ля-ля-ля), и т.д.
Основные задачи музыкального развития детей в процессе пения:
- воспитание любви и интереса к пению;
- охрана детского голоса и развитие  его естественного звучания (формирование навыка звукообразования);
 - учить петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы –  до 2-х секунд (или одно слово).
- приучать детей чисто интонировать мелодию  несложных песенок в пределах их примарных тонов ( «ми-соль- ля» , иногда – «ре» первой октавы);  При выборе песни необходимо ориентироваться на основные звуки мелодии, которые должны попадать на метрические доли  и  соответствовать примарной зоне диапазона голоса детей. Проходящие звуки могут выходить за пределы  реального диапазона.
 - развитие слухового  внимания и умения петь слаженно: учить начинать и заканчивать пение вместе, по знаку педагога (кивок головы или дирижерский жест).
-обогащение певческого опыта (исполнение народных песенок и потешек, несложных детских песен, различных по характеру).
  - развитие музыкальной памяти:  узнавание песенки по мелодии запева или припева.
- развитие способности петь эмоционально, в соответствии с характером песни по показу педагога (колыбельные – протяжно, игровые песенки – весело).
- побуждать  к игровому творчеству с использованием простейших певческих интонаций (самостоятельное  пропевание звукоподражаний  -  «Ку-ку-ре-ку!», «Ку-ку», «баю-баю» и др.).
У многих детей 5-го года жизни остаются проблемы со звуковой культурой речи. В работе над певческой дикцией педагог формирует навык произношения безударных гласных в конце слов (красную, белую, и т.д.); Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые игры.
Охране детского голоса и развитию  его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: легкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения здоровья ребенка, его природного инструмента – голоса. С этой целью важно правильно развивать певческое дыхание,  учить  детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы –  до 4-х секунд (или два слова). Диапазан голоса детей  4-5 лет еще невелик ( ми-соль -ля , иногда – ре – си  первой октавы). Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Народные песенки и попевки, упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной и Е. Тиличеевой способствуют развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умении детей контролировать слухом свое пение.   .
Маленькие, но яркие по образу песенки должны нравиться детям, и тогда они будут исполнять их эмоционально и выразительно.
Важно побуждать детей петь не только на занятиях, но и в свободных играх.
В процессе пения у детей происходит развитие музыкальной памяти: дети легко узнают знакомые  песенки по мелодии запева или припева.
С детьми 5-6 лет продолжается работа над дальнейшим  развитием вокально-хоровых навыков. Совершенствуется певческая дикция: педагог автоматизирует не только навык правильной артикуляции безударных гласных в конце слов (красную, белую, и т.д.), но и согласных звуков  в конце слов (часто дети их «глотают»). 
Анатомо-физиологические особенности детей 6-го года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объем легких). Важно правильно развивать певческое дыхание,  учить  детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы –  до 5-6-ти секунд (небольшая музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей  расширяется («до–си» первой октавы).
            Физическое и психологическое взросление детей 7- го года жизни  дает возможность организовать работу по пению уже на новом  уровне. Эффекты правильного певческого воспитания выражаются в том, что у детей  предшкольного возраста  сформированы элементарные  вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию песни. А главное – дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только  на занятиях, но и в  других ситуациях, а также в свободное время.
У  детей 7-го года жизни важно продолжить работу над развитием певческого дыхания,  учить  детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы –  от 6-ти  до 8-ми секунд (небольшая музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей  расширяется («до» первой, «ре – ми» второй октавы).
Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей.  Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию  основных вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом,  что является основой для развития чистоты интонации, умении детей контролировать слухом свое пение.    .
 Общее развитие кругозора, речи,  памяти позволят педагогу использовать разнообразный песенный репертуар. Дети старшего дошкольного возраста  могут  исполнять песни хором,  дуэтом небольшим ансамблем. Некоторые дети готовы к сольному исполнению песен.
К пению детей приобщают в организованной образовательной деятельности, а также и в процессе различных режимных моментов (например, пение воспитателя сопровождает детские игры, или бытовые режимные моменты – умывание, одевание, и др.).
В процессе развития детей в музыкально-ритмической деятельности реализуются  задачи практически всестороннего развития личности.
Начиная с младшего дошкольного возраста формируется основа культуры движения,  к которой относятся: 
 - формирование правильной осанки (для этого необходим пример взрослых, формирование «мышечного корсета» с помощью общеразвивающих упражнений, а также напоминание и мотивация детей к постоянной поддержке красивой осанки);
формирование навыка пружинности (природный «амортизатор»,  который очень важен для развития всех двигательных навыков, умения правильно выполнять прыжки, танцевальные и общеразвивающие движения);
 - формирование «прослеживающей функции» взгляда – умение и привычка следить взглядом за движением рук (таким образом в движение включается все тело, исполняется поворот  шеи,   головы, и, что немаловажно,  тренируются глазные мышцы);
- формирование навыка начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки – по показу взрослого и самостоятельно.
  Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей  способности передавать в пластике музыкальный образ, используя  разнообразные виды движений: основные,  общеразвивающие, имитационные (образно-игровые), танцевальные, элементы художественной гимнастики ( упражнения с атрибутами, элементы акробатики и др.).
Важнейшей задачей развития детей в музыкально-ритмической деятельности является формирование  навыков ориентировки в пространстве: уметь становиться в круг, друг за другом парами и по одному, становится парами лицом друг к другу и спиной, находить свободное место в зале, и др.
 Педагог развивает следующие навыки ориентировки в  пространстве:
- «На себе» - знать части тела (голова, руки, ноги), выполнять движения  правой и левой рукой или ногой по показу взрослого в «зеркальном отражении»;
- «От себя» - двигаться вперед и назад, поднимать руки вверх и опускать вниз, по показу взрослого  кружиться направо или налево;
«От предмета или объекта» - становится вокруг предмета (елочки, матрешки, обруча и др.), поворачиваться лицом к центру круга, друг за другом по кругу, становится лицом или спиной к зрителям.
В музыкально-ритмической деятельности происходит развитие творческих способностей:
 - воспитание потребности к самовыражению и движению под  ритмичную музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под  другую музыку;
  - развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения  и жесты для выражения игрового образа музыки, (индивидуально, а также  вместе с педагогом и сверстниками).
Приоритетные задачами развития детей 4-го года жизни являются:
воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки по показу взрослого и самостоятельно; обогащение слухового опыта, умение использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
У детей 5-го года жизни  движения у детей становятся более грациозными и легкими; у них меняются пропорции тела: удлиняются руки и ноги. Они становятся более быстрыми, способны передавать в движении быстрый темп, быстрее переключаться с одного движения на другое. Однако выполнение сложных по координации движений  им еще недоступно.
 Дети пятого года жизни  склонны к подражанию, поэтому взрослый  должен вовлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическим движениями в игровой форме.
У детей 6-го года жизни развивается способность передавать в пластике музыкальный образ, используя  разнообразные виды движений (основные, общеразвивающие, плясовые, имитационные).
Основные: ходьба (бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом,  на носках, с притопом, вперед и назад спиной, с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках;  бег легкий, ритмичный,  широкий, с высоким подниманием колена, и др., прыжковые движения – на двух ногах вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп  и боковой галоп   легкие подскоки.
Общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения  движений  (плавные, маховые, пружинные)  со окрестными движениями.
Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие настроение музыки, понятный детям музыкально-игровой образ: (принцесса, робот, усталая старушка и т.д.). Педагог учит детей передавать разные оттенки настроения – радость,  гордость, обида, страх, и др.
Плясовые движения – элементы народных  плясок и современных танцев, доступные детям  (топающий шаг, поочередное выставление ноги на  на носок и на пятку, кружение топающим шагом, «выбрасывание ног», «ковырялочка», «козлик», «распашонка» и др.).
 Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами и др. Манипуляция атрибутом во время исполнения движения  развивает ловкость, точность и координацию движений, способствует выразительности исполнения в целом.
У старших дошкольников педагог стимулирует  развитие творческих способностей детей: поддерживает стремление детей к самостоятельному  исполнению движений, к импровизации.
 У детей 7-го года жизни происходит «скачок»  в  развитии движений, что дает возможность осваивать более сложные по координации движения: разнонаправленные, асимметричные, и др. В этом возрасте дети способны к самостоятельному исполнению танцев с перестроениями, сольным и коллективным исполнениям различного музыкально-ритмического репертуара.
Педагог стимулирует  развитие  музыкально-пластических и творческих способностей детей: поддерживает стремление детей к самостоятельному  исполнению движений, к импровизации. Поощряет игровые постановки детских балетов на основе сюжетов известных сказок (например, детский балет-пантомима «Золушка», «Спящая красавица», и др.). Такие интегрированные формы образовательных ситуаций  позволяют включать различные виды художественно-творческой деятельности:  чтение детской литературы, музыку и движение, а также изготовление эскизов костюмов и декораций.
Игра на детских музыкальных инструментах
Детские музыкальные инструменты, как «орудия музыканта» не только очень привлекательны для детей, вызывают у них интерес и восторг, но их использование придает процессу музыкального воспитания необыкновенную педагогическую эффективность. Педагог должен отчетливо понимать, что наличие в руках ребенка даже самого простого инструмента, (например, маракаса), на котором он играет метрический пульс, сразу превращает любого малыша из слушателя в исполнителя. Он будет поглощен в процесс музицирования полностью: надо слушать, подстраиваться, играть вместе со всеми, корректировать исполнение, эмоционально переживать музыку. Все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы ребенка работают здесь совместно и поэтому дают высокий результат в его развитии.
Особое место в музицировании должны занять т.н. «телесные инструменты», которые получили также называние «звучащие жесты». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека: притопы, хлопки, шлепки по коленям, щелчки, удары ладонями по грудной косточке. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов: в семье, на отдыхе, в гостях. Это инструменты, «которые всегда с собой»,
Звучащие  жесты являются не просто носителями определенных тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них, как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использование звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью. Звучащие жесты позволяют организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов, даже самодельных.
Игра на детских музыкальных инструментах представлена в программе как взаимосвязанная работа по трем условно разделенным направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.
Учебное музицирование — это обучение с помощью детских музыкальных инструментов простейшим элементами музыкального языка и умению их практически и творчески применять.
Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя.
Концертное музицирование предполагает исполнение детским ансамблем некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели,а также детских творческих  интерпретаций фольклора.
Детей 3-4 лет важно вовлечь  в стихию музицирования с использованием музыкальных инструментов,звучащих жестов, импровизированного движения. Необходимо в игре, легко и непринужденно, заинтересовать их этой деятельностью. Используемые в младшей инструменты очень просты: маленькие маракасы, погремушки, шуршащие султанчики, бубенцы, бубны, колокольчики, барабаны. Очень привлекательны для детей различные самодельные инструменты.
Самое широкое применение  на данном этапе должны получить звучащие жесты, которые ничем не заменимы в развитии метроритма у детей. Ритмические упражнения в звучащих жестах должны проводиться только речевой поддержкой (слоговой, стихотворной или прозаической).
Педагог в работе с детьми данного возраста должен учитывать, что малыши не могут ждать, пока на инструментах играют другие, поэтому необходимо использовать преимущественно групповые формы работы. Соответственно, простейших инструментов должно хватать на всех детей.
Перед педагогом в младшей группе стоит важнейшая задача первичного развития чувства метра и ритма через использование детских музыкальных инструментов, звучащих жестов во всех формах работы, в том числе в речевом музицировании с движением (ритмическая декламация потешек со звучащими жестами, инструментами, прохлопывание ритма слов, имен) — подражание по показу педагога с речевой поддержкой.
Малыши будут изучать инструменты, которые возьмут в руки, спонтанно манипулируя ими, сопровождая игру на них бегом, поскоками, речевыми проявлениями восторга. В работе педагога обязательно должно отводиться 15-20 секунд времени на свободную манипуляцию детей с инструментами, каждый раз, когда они берут их в руки.
Свободное манипулирование инструментами является первой ступенью элементарной импровизации в форме игр звуками. Дети исследуют  звуковые и исполнительские возможности шумовых инструментов, а также их образное применение: «гром», «дождик», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет», «барабан с маракасом поспорили», «два кузнечика», и т.п. — подражая педагогу;
Основными формами работы с инструментами в данном возрасте являются подыгрывание педагогу, который исполняет музыку на фортепиано(например, метрического пульса на маракасах к польке), свободное манипулирование и игры звуками.
На 5-м году жизни педагог подводит детей от свободного непроизвольного манипулирования  к более осознанному вниманию и формированию способности детей к коллективным формам инструментального музицировании (детский оркестр).
 Начальные навыки игры метрического пульса всей группой на маракасах, деревянных палочках должны быть закреплены и сформированы как устойчивое слуховое представление, а также как определенного рода движение руками (!) Педагог постепенно формирует у детей стабильное чувство метра, умение его сыграть на разных инструментах и в звучащих жестах в музыке умеренного темпа.
Отдельные короткие ритмы из четвертных и восьмых дети учатся повторять с речевой поддержкой, исполняя их при этом на инструментах или в звучащих жестах. Особая легкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм. Педагогу необходимо выбирать веселые фольклорные тексты, объемом не более 4 строчек, которые могут на занятии по-разному изменяться, озвучиваться и дополняться движением.
Звучащие жесты продолжают оставаться главными инструментами, которые должны в той или иной форме использоваться на каждом занятии (ритмическая зарядка, речевое музицирование, подыгрывание жанровой музыке, разучивание партий для шумового оркестра, сопровождение пения).
Игры звуками и звукоподражания живой и неживой природе остается одной из самых любимых творческих форм работы с инструментами. Дети данного возраста могут не только выполнить задание по показу педагога, но и проявить собственную инициативу, сыграть по-своему, например, как капает дождик.
В работе с детьми могут появиться некоторые новые инструменты: маленькие треугольники, музыкальные молотки, деревянные коробочки, пальчиковые тарелочки. При отсутствии фабричных инструментов, их с успехом заменят самодельные. В детском оркестре ребята данного возраста могут внимательно сыграть небольшое произведение 2-х частной формы, повторив его дважды. Разучивание такого концертного номера должно занимать не более пяти  минут на 2-3 занятиях.

 
НА ПРОВЕРКЕ

Мой отчет

24 Октября 2017, 10:15
Ульяна Николаевна Широких (Ученик)
1: Домашнее задание
Задание:
Привести пример интеграции содержания различных образовательных областей на музыкальном занятии или детском празднике.
 
antitreningi.ru/student/file/c6066/l36165/…