ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной
музыкально-художественной деятельности с детьми
Возрастная группа: подготовительная
Программа (название, автор): «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
Тема занятия: «Музыка дождя»
Тема раздела: «Симфония воды»
Место занятия в рамках тематического раздела: первое из трёх
Оборудование и материалы:
интерактивная доска;
коллекция изображений детских музыкальных инструментов: ложки, маракас, металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, тарелки, бубен, колокольчик, арфа, клавесы, свистульки, блокфлейты;
музыкальные произведения: С. Слонимский «Под дождём мы поём», Д. Львов-Компанеец «Дождик обиделся»,
аудиозаписи:Г. Свиридов Альбом пьес для детей «Дождик»; А. Вивальди «Времена года» Концерт № 2 «Лето»,
частьIII»;М.Минков, «Дождя не боимся»;
репродукции картин: Ф. Васильев «Перед дождём». И. Левитан «Осень»
музыкальные инструменты:ложки, маракасы, металлофоны, блокфлейты, барабаны, треугольники, кастаньеты, тарелки, бубны, колокольчики, арфы, клавесы, свистульки;
Цель:развитие способностивоспринимать образ дождя и отражать его в различных видах художественной деятельности.
Задачи:
развивать умение сопоставлять художественные образы в произведениях разных видов искусств;
развивать слуховое внимание;
обогащать словарь эстетических эмоций;
формировать умение петь выразительно;
развивать умение выбирать музыкальные инструменты по тембру,в соответствии с содержанием художественного образа;
формировать умение сопровождать стихотворение игрой на детских музыкальных инструментах;
развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях художественного образа.
Планируемый результат:
ребёнок сопоставляет образы дождя в произведения различных видов искусств, использует в речи образные слова;
ребёнок исполняет песню, используя средства вербальной и невербальной выразительности;
ребёнок подбирает детские музыкальные инструменты для сопровождения образа дождя в художественной деятельности.
ребёнок отражает в своих движениях образ дождя;
Основные понятия, которые будут осваиваться в ходе занятия:художественный образ, музыкальные инструменты, темп, характер, регистр, тембр, динамика, оркестр, композитор, художник.
Смежные понятия, которые будут осваиваться в ходе занятия: времена года, природные явления.
Этапность | Компоненты технологии | Планируемый результат
|
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Ввод в тему | Воспитатель в группе актуализирует и расширяет представление детей о дожде и природных явлениях его сопровождающих; включает игровую ситуацию «Сундучок с загадками»; эмоционально вовлекает в совместную образовательную музыкально-художественную деятельность. Есть ли у дождя музыка? Давайте отправимся на её поиски.
М.Р.приветствует детей. Даёт установку для входа в музыкальный зал. Сейчас вы услышите знакомую музыку. Войдите в зал так, как она подскажет. Исполняет пьесу С. Слонимского «Под дождём мы поём».
Фиксирует затруднения и достижения детей. Как вы двигались? Почему именно так, а не иначе? Кто узнал музыкальное произведение, вспомнил его название? Почему композитор так его назвал? (образ дождя, повторяющаяся, стучащая интонация) (2 мин) | играющие загадывают друг другу и отгадывают загадки, слушают звуки природы
Приветствуют педагога.
Входят в зал, отражая в движениях характер музыкального образа, остановкой отмечают окончание музыки. Останавливаются в кругу. Включаются в диалог, сопоставляют характер своих движений с музыкальным образом, актуализируют свой слушательский опыт. Дети присаживаются на стулья. |
Развивать слуховое внимание, самостоятельность в поисках способа передачи в движениях художественного образа.
|
Содержательный | Активизирует слуховое внимание. Образ дождь в музыке всегда передаётся одинаково, и может быть разным? Вот так нарисовал его композитор Г. Свиридов. Аудиозапись Г. Свиридов «Дождик». Задаёт вопросы. Какой у него дождь? (озорной, радостный, смелый, настойчивый, иногда сердится). Что помогло композитору создать такой образ? (интонация, быстрый темп; отрывистое звучание; высокий регистр, низкие звуки в середине пьесы; динамика, усиливающаяся к середине и ослабляющаяся к концу музыки). Фиксирует затруднения и достижения детей. Как можно движениями рук передать характер этого художественного образа? (Дождь стучит по стеклу) (3мин.) Сравните следующий музыкальный образ с предыдущим. А. Вивальди «Времена года» Концерт № 2 «Лето», отрывок из III части» Задаёт вопросы для рефлексии восприятия. Похожи ли образы этих произведений? (характер, интонация, регистр, тембр) Какие чувства композитор испытывает к этому образу? Какими движениями вы бы передали этот образ? Какое название можно дать музыке? Композитор Вивальди назвал свою музыку «Ливень». Почему? Привлекает внимание к изображениям картин: Ф. Васильева «Перед дождём» и И. Левитана «Осень» на интерактивной доске. На какой из картин передано такое же настроение, как в музыке Вивальди, а на какой, такое как в музыке Свиридова? Включает ситуацию-провокацию: ни одна из картин не соответствует пьесе Свиридова «Дождик». Рефлексирует. Почему выбрали так? Что вам подсказало? (рисунок, цвет, свет). Какая музыке светлее? (4 мин) | Слушают музыку, делятся своими впечатлениями, подбирают образные слова, анализируют.
Встают. Отражают художественный образ в движениях.
Воспринимают музыку; анализируют, находят отличия; подбирают движения и передают характер музыки.
Подходят, рассматривают изображение картин, решают проблему выбора, соотносят с музыкальными произведениями.
| Обогащать словарь эстетических эмоций.
Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях художественного образа. Развивать умение сопоставлять художественные образы в произведениях разных видов искусств.
|
Можно ли услышать музыку в стихотворении? Читает стихотворение А. Шибаева: «Была ТИШИНА, ТИШИНА, ТИШИНА… Вдруг ГРОХОТОМ ГРОМА сменилась она! И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? ЗАКРАПАЛ, ЗАКРАПАЛ, ЗАКРАПАЛ по крыше. Наверно, сейчас БАРАБАНИТЬ он станет…. Уже БАРАБАНИТ! Уже БАРАБАНИТ! Организует деятельность с использованием интерактивной доски. Привлекает внимание детей к музыкальным инструментам. Дирижирует. (5 мин.)
Актуализирует музыкальный опыт детей. Что получится если объединить стихотворение с музыкой? Какие песни о дожде вы знаете? Какой образ дождя передают авторы песни? «Дождик обиделся»? (Весёлый, озорной, солнечный, но иногда обидчивый), как к нему относятся? Как нужно спеть, чтобы передать этот образ? (3 мин.) Если бы дождик про который поётся в песне ожил, то каким бы он был? Что бы делал по музыку? Придумываем «танец Дождика». Поддерживает творческую инициативу. Как движется дождик? Как удивляется? Как обижается? (4 мин) | Участвуют в диалоге. Слушают стихотворение, определяют выразительные средства.
Работают с интерактивной доской, выбирают изображения музыкальных инструментов по тембровому соответствию. Определяют состав оркестра, составляют партитуру. Выбирают инструменты, располагаются по группам Иллюстрируют стихотворение, отражая в игре динамические и темповые изменения. Создают коллекцию песен о дожде. Участвуют в диалоге, упражняются в чистом интонировании, эмоционально проговаривают припев песни, исполняют песню.
Фантазируют, оживляют художественный образ, создают танцевальную композицию (1 куплет), танцуют все. Затем один ребенок танцует, остальные поют.
|
Развивать умения выбирать музыкальные инструменты по тембру, в соответствии с содержанием художественного образа, сопровождать стихотворение игрой на детских музыкальных инструментах.
Формировать умение петь выразительно.
Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях художественного образа.
|
|
|
|
Заключительный | Подводит к выводам. Всегда ли композиторы, художники, поэты изображают дождь одинаково? Почему? Анализирует деятельность. Что сегодня у вас получилось? Что узнали? Что понравилось? Придумайте движения ко второму куплету песни. (2 мин.)
| Делают выводы. Самоанализ. |
|
Прощание | Вот и закончился дождь. А что мы делаем после дождя? Давайте улыбнёмся друг другу и попрощаемся. Аудиозапись М.Минков «Дождя не боимся» (1,5 мин) | Участвуют в диалоге. Улыбаются друг другу, прощаются с педагогом, выходят из зала. |
|
В дальнейшем, наблюдая за дождём, воспитатель актуализирует использование в речи детей эмоционально-образных слов. Во время дождя можно понаблюдать за тем как он рисует: предварительно в группе под музыку, которая больше понравилась, дети заполнят альбомные листы гуашевыми пятнами, самостоятельно подбирая цвет, и вынесут их под дождь. |
|
|