Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Мастер-класс по театрализованной деятельности

Донецкая Марина Валерьевна Донецкая Марина Валерьевна
RAR
52
0
Предпросмотр

На протяжении пяти лет работала над проблемой: «Развитие творческих способностей в разнообразных видах деятельности ».
Проблема развития детских творческих способностей довольно актуальна на современном этапе. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. Ь наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. И насколько продвинется вперед наша страна зависит от того, что мы сегодня вложим в наше подрастающее поколение, научим ли творческому подходу к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Нашей стране нужны люди способные принимать нестандартные решения и умеющие творчески мыслить.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различных видах деятельности, если для этого созданы необходимые условия. И успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в процессе творчества, во многом зависит от воспитателя. Анализируя работу коллег- педагогов и свою собственную, имея опыт творческой работы в коллективе театра « Пилигрим», увидев на практике, что в творческой деятельности раскрывается все многообразие личности, как взрослого, так и ребенка, в педагогической деятельности начала активно использовать творчество как один из главнейших факторов всестороннего развития личности ребенка.
Одной из главных черт, характеризующих какую-либо деятельность, является ее творческий характер. Специфические детские виды деятельности создают максимально благоприятный режим для развития творческих способностей детей.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача воспитателя, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывал великий режиссер, актер и педагог К.С.Станиславский. Он советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Ребенок, только скажет «как будто», и вымысел уже живет в нем. При этом малыш знает то, чему можно верить, и то, что можно не замечать. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется в игре.
Для развития творчества большое значение имеет театрально-игровая деятельность. Также в театрально-игровой деятельности детей развивается художественный вкус, декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. Театрализованные игры связаны с сюжетно - ролевыми. В основе тех и других отображение событий, действий, отношений между людьми. Однако, театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений, приспособленных для исполнения на сценической площадке.
Формы театрально-игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок . Все они по-своему интересны. Однако, можно заметить, что по инициативе детей эти игры возникают редко. Если и удается их наблюдать, то с выразительной стороны они выглядят очень слабо. Дети, как правило, знают, что и кого, они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как это надо делать. Интонации детей обычно маловыразительны, а движения однообразны.
Необходимо постепенно вовлекать детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию, мышление и воображение. И это процесс не одного занятия и не одного дня. Этот сложный, но очень интересный и захватывающий процесс приобщения детей к искусству и развития их творческих способностей длиться начиная с младшей группы и до...он может никогда не заканчиваться, но в наших стенах на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. И начинаться он может с самого малого - малышей встречает Петрушка или Каркуша или Буратино, любая кукла с «живой рукой». Она (в смысле кукла) помогает детям знакомиться с другими детьми в саду, со взрослыми, работающими в саду, с новой обстановкой, новыми игрушками, правилами и т.д. Далее игры с этими куклами усложняются, их можно использовать на занятиях как сюрпризный момент, как помощников, как советчиков. Однажды у меня был такой случай: новенькой девочке было сложно влиться в устоявшийся коллектив старшей группы. Пробовались разные способы, чтобы заинтересовать ею ребят нашей группы, а ее нашими играми, но достаточно долго это не получалось. Ребята, если и принимали ее в игру, то не больше чем на пять минут, да и она не была заинтересована играть с ними, они, ведь не прислушивались к ее мнению. И вот как-то предложила ей рассказать историю, которая произошла с нашим Петрушкой на выходных днях. Она рассказала очень интересную историю, как Петрушка побывал в зоопарке, (в общем-то, это был рассказ из ее личного опыта, но если бы она рассказывала от своего имени, дети, наверняка слушали бы ее не внимательно и без интереса). Рассказ действительно получился замечательным, дети это отметили, я ее похвалила. Вечером заметила, что девочки пригласили ее в игру без моего напоминания и просьбы. Они приняли ее в свой коллектив.
Перевоплощаясь в сказочных персонажей, в героев художественных произведений, в животных, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Они могут быть и актерами и режиссерами и зрителями и декораторами.
Положительно сказывается на развитии творчества и творческих способностей поощрение стремления детей использовать детские музыкальные инструменты в драматизациях и кукольных спектаклях.
Театрализованная деятельность - уникальный способ обогащения речевого опыта детей, развития связной речи, поскольку она даёт возможность для одновременного решения разных речевых задач, а именно: связности в составлении сюжетов, образности и интонационной выразительности - в исполнительской деятельности, обогащение и уточнение словаря - в процессе усвоения и воссоздания текстов, упражнениях в разных видах творческих задач.
В своей работе я использую интегрированные занятия. Интеграция - одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания). Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости детей за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Так же в своей работе по развитию творческих способностей детей я не случайно выбрала проектный метод. Творческий проект - это инновационная форма организации познавательно-практической деятельности с приоритетом творческой деятельности. Ведь основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития:
1 .обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2.   развитие познавательных способностей;
3.   развитие творческого воображения;
4.   развитие творческого мышления;
5.   развитие коммуникативных навыков.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивает творческие способности и коммуникативные навыки дошкольника, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
С целью развития творческих способностей детей в разнообразных видах деятельности мной разработаны творческие проекты «Мир театра» в разных возрастных группах.
В этих проектах я объединила специально организованные игры с использованием этюдов М.Чистяковой, К.С.Станиславского, Л.П.Новицкой (на развитие внимания, веры, фантазии, на выражение основных эмоций, на выразительность жестов) с играми и упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, силы голоса, темпа и интонационной выразительности речи. В них собраны специально подобранные занятия и упражнения для развития творческого воображения, с применением метода сказкотерапии, построенные на основе игровых ситуаций; задания на развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления; на развитие творческого потенциала дошкольников и осознания собственных творческих возможностей, преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов. В процессе занятий мы обговариваем, обыгрываем и прорисовываем не только знакомые, но и придуманные ситуации, чувства, которые можем испытывать мы, а может испытывать кто-то другой, свои эмоции и эмоции других... Причем рисуем, обрисовываем, прорисовываем не только обычным способом, а и с помощью нетрадиционных техник.
Все без исключения задания, упражнения, игры, мини-занятия интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо помнить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности в направлении прогрессивного саморазвития.