Публикации воспитателей детских садов
О проекте

ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ И ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Волкова Анна Сергеевна Волкова Анна Сергеевна
DOCX
1
0
Предпросмотр

Консультация для музыкального руководителя!
ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ И ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь как сложная форма психической деятельности человека, занимает особое положение в системе жизненных функций. Речь не относится к врожденной способности человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Многие функциональные системы, восприимчивы к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования, к этому также можно отнести и речь.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Когда ребенок своевременно и правильно обладает речью, это является важным условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с её содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка.
Просодическая сторона речи - это неотъемлемая часть речевой деятельности. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, 2 интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.
Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др. Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Понятие «темпо-ритмическая сторона речи» рассматривалось отечественными исследователями различно.  Например, Л.И. Белякова, которая ввела этот термин представляет этот термин под понятием, как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Похожий термин ввел В.И.Селиверстов, который считал, что темп речи - скорость протекания речи во времени, её ускорения или замедления, которая обуславливает степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости.
Но И.А. Поварова приводит такое определение, которое несколько отличается от вышеперечисленных, темп речи – степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока.
Таким образом, можно сказать, что темпо-ритмическая сторона речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Развитие темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста происходит по-разному. В норме у детей, речь двигается в заданном тоне, произнесение звуков происходит друг за другом, у ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, дети способны различать разнообразные интонационные структуры, могут продуцировать логические ударения, в этом возрасте уже сформированы навыки определения и интонирования движений мелодии сверху вниз, ребенок может владеть своим голосом, изменять его по высоте.
Таким образом, в этом возрасте у ребенка уже сформированы множество навыков:
интонационные структуры, логическое ударения, ритм и сила голоса и темп, и тембр голоса.
Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Совокупность ритмико-интонационых свойств, обеспечивают интонационную выразительность речи, играющих немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние. (Е. С. Кубрякова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова и др.).
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает порой больше, чем слова.
Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.
Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. В. М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.
Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной.
Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.
Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.
Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».
Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
Библиографический список:
1. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических
институтов по специальности “Логопедия” / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 208 с.
2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи  [Текст] / В.К. Воробьева. – М., 2005. – 114 с.
3. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для
заикающихся и логопедов. [Текст] / И.А. Поварова. СПб.: Союз, 2001. – 287с
4. Хватцев, М.Е. Заикание – недуг устранимый [Текст] / Хватцев, М.Е. // Логопедия:
Методическое наследие. – М. – Кн.2.: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание.
Брадилалия. Тахилалия. – С. 424-431. – С. М., 2003. – Библиогр.: 431 с.
5. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы
логопедического воздействия [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб.
заведений / В.И. Селиверстов. – 4-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
208 с. – (Коррекционная педагогика).