Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Сообщение на семинаре "Обучение детей творческому рассказыванию по картине в ДОУ "

Пилипчук Людмила Михайловна Пилипчук Людмила Михайловна
DOCX
2
0
Предпросмотр

Обучение детей творческому рассказыванию по картине в ДОУ
(сообщение на педсовете)


Подготовил воспитатель старшей группы Л.М. Пилипчук


Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
         Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
         Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку. Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка» », «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай».
3.  Методические  рекомендации по обучению  дошкольников творческому рассказыванию
       На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.
       Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
        На третьем этапе появляется новая продукция. – рассказ. Ребенок интересуется её качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
         Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.
Приемы обучения творческому рассказыванию:
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе:

  • рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

  • придумывание с детьми продолжение авторского текста.

В подготовительной группе:

  • придумывание продолжения и завершение рассказа,

  • вспомогательные вопросы,

  • план в виде вопросов,

  • рассказывание по сюжету, предложенному педагогом,

  • придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

  • придумывание сказки,

  • описание природы:

Общие требования к организации работы с картиной
1. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
2. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
3. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
4. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
5. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.


ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ 
на примере картины «Собака со щенками»
1. Определение состава картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.
Игра с «подзорной трубой»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. 
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава...
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Кто в кружочке живет?»
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).
Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например:
собака — щенок 1 — щенок 2 — щенок 3 — дом — будка — миска — ель
2. Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
 Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо — плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.
Примеры:
Собака — дом.
«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».
Веревка — собака.
«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака».
3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цели: 
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
 — побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов:
1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Пример рассказа:
«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».
4. Составление образных характеристик объектов
Игра «Подбери такое же по цвету»
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.
Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. 
Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.
Например:
Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)
5. Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени
Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).
Ход занятия:
1. Объекты на картине разделяются на три категории:
а) рукотворный мир;
б) живая природа;
в) неживая природа.
2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
— Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представлю, что было с ней поздно вечером».
— Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
— Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
— Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.
Примерная последовательность вопросов к детям:
1) Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)
2) В какой части суток происходит действие на картине? (Старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро.)
3) Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.
Пример рассказа.
«Миска с молоком»
«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».
6. Составление рассказов от лица разных героев
Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.
Пример рассказа.
«Мудрая береза»
«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».