Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Консультация для воспитателей "Музыкальная помощь в образовательной деятельности по речевому развитию"

ПРОХОРОВА НИНА ВИКТОРОВНА ПРОХОРОВА НИНА ВИКТОРОВНА
DOCX
47
0
Предпросмотр

Консультация для воспитателей
«Музыкальная помощь в образовательной деятельности по речевому развитию»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной.
В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития.
Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности.
На моих занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.
Слушание музыки
В своей работе по слушанию, я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность я включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности.
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушание оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, но только при правильном подходе к работе над этим видом музыкальной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать книги О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей».
В основе программы по слушанию музыки лежит три основные темы:

  • Какие чувства передает музыка? (знакомим детей с жанрами, различным характером произведения, расширяем их словарный запас)

  • О чем рассказывает музыка? (знакомим детей с программностью и изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)

  • Как рассказывает музыка? (детей знакомим с развитием художественных образов и средствами музыкальной выразительности – музыка имеет свой язык, свою речь, мелодию, ритм, динамику, регистр, темп) Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.

Специальные термины обогащают словарь. Классифицируют музыкальные инструменты по группам
Музыкальные инструменты:

  • Струнные, клавишные, духовые, ударные:

  • Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:

О музыке говорить нелегко. Так в первой и во второй младших группах, когда речь детей слабо развита, роль педагога более активна. Педагог сам дает определения характера музыки, побуждая детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный, показывает варианты движения, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркестровки и т.д. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастает.
Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их. Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело – грустно» Л. Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.
По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования (от экспозиции до развязки). Например, после того, как музыка закончилась, дети рассказывают историю шмеля: «Шмель красивый, большой, у него пушистая мохнатая спинка, полосочки желтые и коричневые. Он торопится ... он собирает себе в дорогу цветочный нектар ... Шмель как будто чего-то боится ... его хочет съесть птица ... Но у него есть друзья, к которым он летал в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика ...Во время опасности он вернулся к друзьям. Белочка спрятала его в дупле, а птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждут жена и дети, маленькие шмели. А своих друзей он пригласил в гости на нектар».
Используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетике – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д. большое внимание уделяется голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук .Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой окраски. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей, особенно на детей с речевыми нарушениями.
2.Пение.Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
В работе над пением большое внимание надо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных.


Большое внимание в своей работе уделяю дикции (ясное произношение слов). Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость над устранением которых приходится долго работать. Обучая дикции, педагог, прежде всего, привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкой (есть ли в тексте обращения, вопросы или указание характерных признаков образа («трусишка зайка серенький», «сердитый волк»).
Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слов. Необходимо объяснять значение отдельных непонятных слов, учить правильному произношению. В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием – произношение шепотом или голосом текста в ритме песни.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно – показ теми детьми, кто уже научился это делать. Большое внимание уделяю правильной посадке детей во время пения дыханию, чистоте интонации.
Таким образом, пение благотворно влияет на развитие речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует:
- развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;
- развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т.д.
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «отгадай инструмент и сыграй так, как я» и т.д.
- развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на музыкальном инструменте).
- развитие музыкально-ритмического чувства.
Используем такие задания: пение с игрой на ДМИ, сопровождаем речевые тексты одновременным использованием «пульса» (звучащие жесты, шумовые инструменты); используем речевые упражнения как основу для ритмических импровизаций; переносить ритм слов на инструменты и в «звучащие» жесты; использовать шумовые и звуковые инструменты для озвучивания сказок, стихов и т.д.
Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи
Способствуют развитию речи и музыкально-ритмические движения. Использую в своей работе разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения способствуют укреплению здоровья, развитию мышления, внимания, понимания, без чего невозможно воспитание правильной речи и устранение речевых нарушений.
Развитие речи на праздниках и развлечениях.
Развитие речи происходит и на праздниках, развлечениях, на которых используется литературный материал, разыгрываются небольшие сценки, сказки. Над разучиванием стихотворений, сценок, текстов песен работаю вместе с воспитателями, обращая внимание на выразительность и четкое их исполнение. С помощью воспитателей инсценируем музыкальные сказки, которые особенно влияют на развитие речи детей (потешки, песни, хороводы, игры с пением).
Также проводятся литературные вечера и концерты, посвященные творчеству писателей поэтов, где каждый ребенок мог бы выступить в роли чтеца. Это способствует еще большему развитию речи, придает ребенку уверенности и веру в свои силы.
Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь»
Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Музыка-это язык чувств.» В. А. Сухомлинский