Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Аветян Э.З. "Оркестр в детском саду"

Аветян Эвелина Завеновна Аветян Эвелина Завеновна
DOCX
72
0
Предпросмотр

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Оркестр в детском саду…………………………………………………………4
2.Виды оркестров в детском саду………………………………………………..6
3.Знакомство с инструментами…………………………………..........................7
Заключение………………………………………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………………………...10















Введение
В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает музыкальный опыт. Способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения детьми обобщённых способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, называемый музыкальностью.
Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено. В звуках речи, голосах птиц и животных, в шорохе листьев и завывании ветра люди научились различать интонацию, высоту, длительность. С появлением интонационной выразительности возникают простейшие музыкальные художественные образы, формируются лады. Постепенно у людей совершенствуется восприятие музыки.
Основнаяцельмузыкально-эстетического воспитания детей – развитие гармоничной личности посредством музыкальной деятельности.
Задачи, которые помогает решить занятие музицированием:
1. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.
2. Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки.
3. Занятие в детском оркестре развивают у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.
4. Хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины, расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.
5. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей.
6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.
7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует, помогает в быстрой социализации детей, у которых проблема в общении.



  1. Оркестр в детском саду


Нужен ли оркестр в детском саду и стоит ли тратить на него время, которого и так всегда не хватает? Конечно, нужен!!!
Что особенно приятно, занятия в оркестре дают возможность решить много задач с отличными результатами, т.к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, а играть в оркестре любят все!
Я считаю, что нужно сделать всё возможное, чтобы ребёнку было интересно и удобно заниматься, и, главное, максимально понятно!!!
В младшей группе лучше всего начинать с простого: приготовить самодельные инструменты (в пластиковую баночку положить рис, горох, фундук…), показать также, что можно под музыку помять, прошуршать листом бумаги, фантиком от конфет, а на следующем этапе уже детям дать в руки погремушки. Постепенно усложнять виды инструментов, рассказывая о них, о происхождении, где используются и как. Также дети узнают название произведения, знакомятся с автором. Для того, чтобы облегчить усвоение игры на металлофоне, ксилофоне, на цветных колокольчиках, лучше всего начинать использовать цветовую гамму, параллельно обучая детей нотам. Нужно найти тот самый подход, чтобы заинтересовать детей.
А когда детям будет интересно, тогда и сразу будет виден результат! В нашей работе и цветовая гамма иной раз решает много вопросов. В то время, как дети в музыкальной школе обучаются музыке посредством музыкальных знаков, символов (ноты, паузы, длительности…), в детском саду нет такой возможности обучать детей музыкальной грамоте, поэтому выбираем цветовую гамму – все цвета радуги и ноты выстраиваются на нотном стане.
Так что тот, кто работает по этому принципу, убедился не раз, что цветовая гамма при обучении детей только облегчает эту работу и нам, и детям!
Нашим детям и так нелегко нести на себе эти звания: и певца, и танцора, и актёра, и музыканта... – АРТИСТА! Так почему не облегчить освоение этого многостаночного труда? Почему не сделать его прозрачным, интересным, игровым и ярким?
Это же дети! И им гораздо приятнее играть на пластинках с наклейками всех цветов радуги, чем просто по голому железу.
Алгоритм работы над произведением состоит из нескольких этапов:
Первый этап: заинтересовать и увлечь детей. На этом этапе проходит знакомство с музыкой. 
Второй этап: прохлопать ритмослоги. Для наиболее лёгкого запоминания ритма детьми можно придумать вопросы – ответы. 
Третий этап: разучивание музыкального материала по частям. Здесь можно использовать самые разные приёмы. Сначала абсолютно все дети стучат всё произведение. Например, мальчики - это хлопки, девочки - шлепки. Когда, наконец, дети выучили свои партии, знают, когда им надо петь, когда слушать, а когда играть – можно раздать инструменты.
Последний этап: до начала занятия (уже с инструментами) надо разрешить ребёнку удовлетворить потребность в любопытстве: пощупать, посмотреть, понюхать…













  1. Виды оркестров в детском саду


Оркестр в детском саду бывает разный: шумовой, ритмический, мелодический, комбинированный - всё в зависимости от возраста и выбранного музыкального материала! И каждому возрасту - свой оркестр!
Первый и самый простой – это шумовой оркестр. В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т.п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано. Этот оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов, т.е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (мы называем его пульсом, «часиками») и попадать «в долю». Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.
Второй вид оркестра– ударный. Именно этот вид оркестра я чаще всего использую на занятиях и утренниках в старших возрастных группах. Здесь мы добавляем ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Начиная знакомство со звуковысотными ударными с приёма «глиссандо», постепенно перехожу на игру «по нотам», и к концу года дети уже успешно с этим справляются.Если у вас сильная средняя группа, то исполнение на металлофоне «по нотам» лучше включить в оркестр только в конце года, в сентябре можно использовать технику «глиссандо».
Третий вид оркестра - смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые или клавишные инструменты. Детям, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позанимать отдельно. Правда, я сторонник того, чтобы вся группа присутствовала. Лишнее движение, хлопок, слушание музыки – только идёт на пользу детям. Они смотря друг на друга стараются тоже добиться чего-то! Затраченные усилия дадут радующий сердце результат: ваш оркестр «засияет» новыми тембрами!



3.Знакомство с инструментами


Самым сложным ударным инструментом детского оркестра является металлофон.Это звуковысотный инструмент, настроенный в определенной тональности. Высшим пилотажем считается игра двумя руками. Начните с более простого варианта - с игры одной (правой или левой) рукой. При игре на металлофоне, дети любят зажимать ручку молоточка, от чего получается короткий дребезжащий звук. Поэтому лучше сразу показать разницу между правильным и неправильным («некрасивым») звуком. Молоточек должен отскакивать от пластины, «как мячик». Эффектное звучание дает глиссандо - легкое движение молоточка вдоль пластины (а уж как это нравится детям). Здесь также важно не давить на молоточек, во избежание неправильного звука.
Для игры на металлофонах мы используем подставки. Они более мобильны и удобны, чем столы. Дети без труда самостоятельно переносят и устанавливают такие подставки.
Бубен (тамбурин) есть в каждом детском саду. Как правило, он используется в той части произведения, где оркестр играет «тутти» (все вместе), или «форте».
Мы используем два способа звукоизвлечения на бубне:
- «тремоло»: бубен держим традиционным способом и шарнирными движениями двигаем кистью. Получается достаточно мягкое, для бубна, звучание. Чтобы дети не зажимали руку, потренируйте движения кисти без инструмента;
- верхней частью бубна стучим по нижней внутренней части ладони
Бубен - это тот инструмент, на котором дети с легкостью осваивают динамические оттенки и их нюансы: «форте», «пиано», «крещендо» и «диминуэндо». Продолжаем работать и над звукоизвлечением - даже самые маленькие дети при показе слышат разницу в звучании, так заострите их внимание на этом! Иногда дети так стараются и увлекаются, что в результате получается не звук, а стук. В этом случае нужно объяснить, что звучать должны «тарелочки» на бубне и показать разницу в исполнении.
Треугольники.Дети очень любят этот инструмент. Приятный волшебный звук треугольника ассоциируется у детей с чем-то сказочным, переносит их в любимую сказку. Он похож на звук металлофона, но при этом играть на треугольнике значительно легче. Основные приёмы звукоизвлечения, от которых зависит качество звука:
- треугольник не должен касаться руки или тела;
- палочка не прилипает к треугольнику, а «отскакивает» (как при игре на металлофоне);
- во время исполнения, инструмент держим на уровне глаз, чтобы видеть его;
- и, конечно, свобода руки, как и при игре на любом другом инструменте.
Колокольчики. Разновидностей колокольчиков много. Мы используем валдайские, обладающие красивым тембром. Разные размеры дают богатую звуковую палитру. Для удобства игры в отверстие верхней части колокольчика я вдеваю ленту. Объясните и покажите детям, что пальцы не должны касаться купола колокольчика. Держать инструмент нужно куполом вниз. Прекратить звучание можно, поставив колокольчик на ладонь. Звукоизвлечение: короткие резкие движения кисти от себя («стряхиваем с колокольчика водичку»). Позвольте дать совет из практики: сразу объясните детям, что колокольчик или играет, или стоит на ладошке. Во-первых, это избавит вас от лишних ненужных звуков. Во-вторых, дети очень любят крутить пальчиком язычок колокольчика. Как, правило, они выкручивают его, язычок теряется, и в результате в оркестре на один колокольчик становится меньше.
Маракасы.Профессиональные маракасы – достаточно тяжелые по весу инструменты. Удобнее использовать детские. Всегда надо следить, чтобы рука была свободна, иначе от напряжения будет уставать, что затруднит игру.







Заключение


Таким образом, создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое, интересное. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесёт эту любовь через всю жизнь.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению.







Список использованной литературы


1.Краткие конспекты работы над произведениями и партитуры в сборнике «Играют малыши или детский оркестр без проблем» Изд. «Союз художников» 2014г.
2.Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
3.Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
4.Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
5.Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.
6.Интернет-ресурсы:https://solncesvet.ru/wp content/uploads/2017/03/ orkestr_v_ detskom_sadu.doc


10