Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Зайцева Евгения Николаевна Зайцева Евгения Николаевна
DOCX
179
4
Предпросмотр


Материалы по теме самообразования


«Пальчиковый театр
как средство развития мелкой моторики
детей дошкольного возраста»



Воспитатель: Зайцева Евгения Николаевна













2015 – 2016 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    1. Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях…………………….…………..7

    2. Психолого-педагогические условия развития мелкой моторики у дошкольников посредством пальчикового театра…………………………..12

Глава 2. Эмпирическое исследование развития мелкой моторики посредством пальчикового театра
2.1Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………….18
2.2Программа формирующего эксперимента…………………………………..
2.3Результаты оценки программы формирующего эксперимента……………
Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………








Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. [Янушко Е.А., 3]
Именно в дошкольном возрасте идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Желательно устранить их еще до начала обучения в школе, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать так, как говорит. В итоге — неизбежные ошибки в письме.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В XX в. такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г., Пилюгина, М.М. Кольцова и др., доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения деятельности ребенка, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно-действенным, или предметно-действенным. Такое мышление можно назвать «ручным», ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу — наглядно-образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами.
Третий этап — словесно-логическое, или абстрактное, мышление. Задачи решаются в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, сопровождается речью. Все виды мышления связаны между собой.
Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука». [Смирнова Е.А., ст. 7]
Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в работе с дошкольниками важнейшее значение. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Эту тему поднимали в своих работах Н.А. Бернштейн, В.А. Сухомлинский, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.В. Антонова, М.И. Аксенова, О.С. Бот и др. Комплексы упражнений для развития ручной умелости предлагают в своих работах И.К. Шилкова, А.С. Большее, Ю.Р. Силкин, Л.В. Филиппова, О.Ю. Узорова, С.Е. Гаврина и др. [Смирнова Е.А., 12]
В современных программах воспитания и обучения в детском саду работа по развитию мелкой моторики не является приоритетной и ей не уделяется должного внимания. Поэтому, работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие педагоги, специалисты и родители.
К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Следовательно, проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.
Цель исследования: изучить влияние использования пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является мелкая моторика кисти руки детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчикового театра.
Исходя из поставленной цели исследования, выделены следующие задачи исследования:
1. Обосновать теоретическую и практическую значимость проблемы развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
3. Обобщить и внедрить систему упражнений и игр с использованием пальчикового театра, направленных на развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего дошкольного возраста.
4. Проверка эффективности предложенной системы работы.
Методы:

  • анализ психолого-педагогической литературы;

  • Наблюдение;

  • Тестирование;

  • Педагогический эксперимент;

  • Диагностика.


Практическая значимость исследования: подобранные игры с использованием пальчикового театра могут быть использованы педагогами дошкольных организаций с целью развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
База проведения исследования: г. Москва, ЮАО, ГБОУ Школа с углублённым изучением английского языка № 1375 дошкольное отделение, структурное подразделение № 5.







Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Подробно рассмотрел становление движений руки в ходе эволюции человечества, а также в онтогенезе Н.А. Бернштейн. Он указывал, что психика формируется в движении. Действительно, трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. [Смирнова Е.А., 22]
Учение о физиологической природе произвольных движений разрабатывалось в течение многих десятилетий. Неоценимый вклад в его развитие внесли П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А. Н. Крестовников, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие ученые.
Известно, что в двигательной деятельности принимают участие самые разнообразные анализаторные системы. Особое развитие в процессе движения претерпевает двигательный анализатор, обеспечивающий более точное, информационно насыщенное восприятие. По выражению И.М. Сеченова, двигательный анализатор обогащает сознание верными образами, представлениями о движении, его свойствах и тем самым содействует развитию головного мозга. Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский всегда отмечали огромную роль движений в развитии мозга, подходя к этой проблеме с естественнонаучных позиций.
Большое познавательное значение деятельности руки открыл русский физиолог И.П. Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Значение практической деятельности отчётливо выступает в свете учения И.П. Павлова о роли двигательного анализатора, «который разлагает двигательный акт в его огромной сложности на большое число мельчайших элементов, чем и достигается огромное разнообразие и точность наших скелетных движений» [Моурлот, 4]
Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Все эти исследования активно велись в 60-е годы прошлого столетия. Современные педагоги заинтересовались проблемой сформированности тонких движений пальцев рук в связи с прямой зависимостью уровня развития речи детей от степени этой сформированности. Опыты и обследования проводили сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН Л.В. Фомина и М.М. Кольцова. [Смирнова Е.А., 23]
В Лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, возглавляемой М.М. Кольцовой, в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Описанные данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, этот факт должен использоваться в работе с детьми тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно тогда, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей. [Моурлот, 9]


Результаты исследования Л.В. Фоминой показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Исследуя данную проблему, Л.В. Фомина выявила следующую закономерность: «Если развития движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
Попытки использовать движения для развития у детей памяти, речи, техники чтения, письма, аналитических функций мозга превзошли все ожидания. М.М. Кольцова пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Она особо подчеркивает, что влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки, так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. [Моурлот, 10]
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В книге И.Е. Светловой «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. Формирование и развитие двигательных и психических механизмов, влияющих на общее интеллектуальное развитие ребенка» показано, как можно занять ребенка интересным и полезным делом, развивая при этом его познавательные способности. Предлагаемые автором книги игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь и словарный запас. Автор настаивает на необходимости развития механизмов, без которых невозможно овладение письмом, на создании условий накопления ребенком практического двигательного опыта, на развитии навыков ручной умелости. И. Е. Светлова пишет: «Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения» [Смирнова Е.А., 10].
Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. [Любина, Г.А. № 4, 33]
Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т.д.
При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.
Любимые детьми дошкольного возраста ролевая игра, рисование, лепка, различные виды конструирования, элементарные формы труда представляют собой тот новый контекст, в который включаются и внутри которого развиваются отдельные движения и действия ребенка. Новые виды деятельности предъявляют более высокие требования к отдельным движениям, которыми ребенок уже владеет, и вызывают потребность в освоении новых движений.
Е.В. Мальцева в статье «О коррекции недостатков тонкой моторики у младших школьников» (1996) отмечает, что существует «тесная связь психического развития ребенка с состоянием тонкой моторики рук, во многом предопределяющей успешное овладение детьми разными видами учебной деятельности: графическими навыками письма, рисованием, конструированием и др.» [Смирнова Е.А., 11].
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложно координированных движений ведущей руки. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне благополучного состояния общей моторики. [Моурлот, 12]
Современные педагоги, опираясь на данные физиологов и нейропсихологов, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выявить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и "стандартам", степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова, М.М. Кольцова и другие ученые считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.
В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять и т.п. Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти руки способствует выработки ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Все формы движения, свойственные человеку (от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков), объединяются в понятие «моторика». Различные по степени сложности движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называют тонкой или ручной моторикой. [Смирнова Е.А., 5]
Моторика (англ. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.


1.2 Психолого-педагогические условия развития мелкой моторики у дошкольников посредством пальчикового театра
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающие благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоение способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. [Мигунова Е.В., ст. 7]
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Л.В. Артемова предложила разделить все театрализованные игры на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. [Артемова, ст. 5]
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действии в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. [Акулова, ст. 1]
Участвуя в играх-драматизациях с пальчиками ребенок надевает атрибуты на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и другие могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам. [Артемова, ст. 7]
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т.к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. [Акулова, ст. 1]
Начиная с младшего дошкольного возрата, прежде всего, необходимо формировать у детей интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Пальчиковые и перчаточные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая грynna умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует:
- развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
- развивается способность к концентрации внимания, т.е. ребёнок старается не пропустить «выступление» своего героя;
- заучивая реплики героев, ребенок тренирует память и речь;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;
- развиваются артистические и творческие способности, ребёнок приобретает уверенность в себе. [Мигунова Е.В., ст. 15]
Вывод по первой главе: Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие высших психических функций ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, произвольность движений, позволяет детям раскрыться. Пальчиковый театр является хорошим помощником в процессе подготовки руки ребёнка к письму, для развития моторной координации. В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей младшего дошкольного возраста. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.















Глава 2. Эмпирическое исследование развития мелкой моторики посредством пальчикового театра
2.1Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Исходя из цели, а также данных, полученных в результате теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность использования пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести диагностику уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
2. Обобщить и апробировать программу формирующего эксперимента, по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать полученные результаты.
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1375 города Москвы дошкольное отделение, структурное подразделение № 5. Количество испытуемых – 15 детей в возрасте 3-4 лет.
В настоящее время для оценки уровня развития мелкой моторики используется множество тестов и проб. Проводя диагностику, мы применили задания, которые позволяют получить достоверные результаты, при этом они доступны и не требуют специальной подготовки.


Для определения степени сформированности мелкой моторики нами были разработаны три уровня развития по следующим показаниям:
Уровень
развития

Качественная характеристика уровней


Высокий

Мелкая моторика хорошо развита:

  • наблюдается хорошая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук;

  • ребенок легко сменяет движения кистей рук по зрительному образцу и без образца;

  • ребёнок точно воспроизводит и удерживает различные положения пальцев рук;

  • ребенок точно выполняет движения с ускорением при повторениях.


Средний

Мелкая моторика недостаточно развита, ребёнок испытывает затруднения:

  • наблюдается слабая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук;

  • ребенок не достаточно точно сменяет движения кистей рук по зрительному образцу и без образца, необходима помощь воспитателя в постановке пальцев и кисти рук;

  • ребёнок с трудом воспроизводит и удерживает различные положения пальцев рук;

  • ребенок не точно выполняет движения с ускорением при повторениях, темп замедлен.


Низкий

Мелкая моторика слабо развита:

  • наблюдается низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук;

  • ребенок не сменяет движения кистей рук по зрительному образцу, необходима постоянная помощь воспитателя в постановке пальцев и кисти рук;

  • ребёнку не удается воспроизводить и удерживать различные положения пальцев рук;

  • ребенок не выполняет движения с ускорением при повторениях.


На первом этапе диагностического обследования мы использовали методику исследования мелкой моторики Е.И. Рогова «Перебор пальцев» [Рогов, с. 15]. Суть данной методики состоит в следующем: ребенок должен поочередно прикоснуться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам (5 серий движений). Прикосновение должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 секунды).
Инструкция:«Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной».
При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре», или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...».
Затем ребенок выполнял задания в следующей последовательности:
• Экспериментатор выполняет упражнение, ребенок смотрит и пытается подражать ему (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается);
• Затем взрослый повторно показывает упражнение, и ребенок вместе с
ним повторяет движения;
• Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить вместе с ним;
• Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого.
Оценка результатов:
4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

  1. балла — явления персевераторности на истощении;

  1. балл — не выполняет движений.

Выводы об уровне развития: 7- 8 баллов – высокий; 5-6 баллов – средний; 3-4 баллов – низкий; 1-2 балла - очень низкий.


В ходе проведения констатирующего эксперимента, с помощью методики исследования мелкой моторики Е.И. Рогова «Перебор пальцев» было выявлено:

  • 2 детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики, что составило 13 %;

  • 7 детей имеют средний уровень развития мелкой моторики, что составило 47 %.

  • 6 детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, что составило 40 %.

Результаты обследования по методике Е.И. Рогова «Перебор пальцев» представлены в таблице № 1

Фамилия, имя
ребёнка

Возраст

Прикосновение
в медленном темпе

Прикосновение с ускорением

Кол-во баллов

Уровень

1

Маргарита

3,5

2

1

3

Н

2

Маргарита

3,7

3

3

6

С

3

Беата

3,10

3

2

6

С

4

Елизавета

3,6

3

2

5

С

5

Даниил

4

4

3

7

В

6

Максим

3,9

3

2

5

С

7

Денис

3,6

2

2

4

Н

8

Вероника

3,7

3

2

5

С

9

Маргарита

3,6

2

1

3

Н

10

Демид

3,11

3

3

6

С

11

Софья

3,4

2

1

3

Н

12

Софья

3,5

2

1

3

Н

13

Иннокентий

3,10

4

3

7

В

14

Владимир

3,6

2

2

4

Н

15

Алиса

3,8

3

2

5

С
Исследование уровня развития мелкой моторики детей второй младшей группы.


Представим полученные данные в виде гистограммы № 1


Анализ результатов показал, что среди детей младшего дошкольного возраста 2 детей (Иннокентий и Даниил) показали высокий уровень развития мелкой моторики. В ходе выполнения заданий они внимательно слушали воспитателя и выполняли движения в соответствии с образцом. Небольшие затруднения вызвало прикосновение с ускорением, но при последующем повторении действия становились более четкими.
Также было выявлено, что 7 детей (Маргарита, Беата, Лиза, Максим, Вероника, Демид, Алиса) имеют средний уровень развития мелкой моторики. В ходе выполнения прикосновений дети испытывали затруднения: им была необходима помощь воспитателя в постановке пальцев и кисти рук, темп выполнения замедлялся, и дети не точно выполняли движения с ускорением при повторениях. Низкий уровень развития мелкой моторики был выявлен у 6 детей (Рита, Денис, Рита, Софья, Софья, Владимир). У этих детей наблюдается низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук, детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи, им не удается воспроизводить и удерживать различные положения пальцев рук, движения с ускорением не выполняют.
Таким образом, данная методика показывает, что у детей младшего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики. Следовательно, необходимо выстроить последующую работу таким образом, чтобы повысить уровень детей со средними и низкими показателями и совершенствовать уровень детей с высокими.
На втором этапе диагностики мы применили методику исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет» [Карабанова, с. 15].
Данная методика включает в себя две группы проб: выявление кинестетической и кинетической основы движений мелкой моторики рук.

  1. Исследование кинестетической основы движений.

Воспроизведение по зрительному образцу.
Инструкция: Взрослый показывает определенную позу, а ребенку нужно повторить ее своей рукой.

  1. Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

  2. Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

  3. Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).

  4. Покажи «очки» (одновременно двумя руками).

  1. Исследование кинетической основы движений.

Инструкция: Выполни мои инструкции.

  1. Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока»).

  2. Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).

  3. «Игра на пианино».

  4. Изменение положения кистей рук (1 – кулак, 2 – выпрямленная ладонь и наоборот).

  5. Кулак – ребро – ладонь.

Оценка состояния общей моторики:
4 балл - выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе;
3 балла - заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;
2 балла - наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;
1 баллов - отказывается от выполнения задания.
Выводы об уровне развития: 7- баллов – высокий; 5- 6 баллов – средний; 3-4 баллов – низкий; 1-2 балла - очень низкий
По итогам исследования, можно сделать следующие выводы. Для детей младшего дошкольного возраста характерна недостаточная концентрация и устойчивость внимания, затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, повышенная утомляемость и истощаемость, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Дети с трудом сменяют движения кистей рук по зрительному образцу, некоторым постоянно необходима помощь воспитателя. Часто возникают трудности в воспроизведении и удержании различных положений пальцев руки, а также при выполнении движений с ускорением. Наблюдается низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук.
Отметим общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.
2.2Программа формирующего эксперимента
На втором этапе эмпирического исследования нами был проведен формирующий этап.
Цель формирующего этапа: обобщение и апробация программы по развитию мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с использованием пальчикового театра.
Система работы по развитию мелкой моторики, как и любая другая, представляет собой единство цели, задач, методов, форм и средств работы. Методы и приемы, составляющие методику работы, используются самые разнообразные. Все они соответствуют следующим требованиям: научная обоснованность; соответствие поставленной задаче; воспитывающий характер обучения; соответствие принципам обучения; соответствие специфике учебного материала; подготовленность детей; индивидуальные возможности и способности педагога; конкретные условия; разнообразие; многофункциональность метода; педагогическая и психологическая целесообразность.
Педагог зная особенности детей младшего дошкольного возраста, варьирует применение наглядных методов и приемов: показ, частичный показ, показ по частям. Это способствует не только получению желаемого результата, но и развитию мыслительной деятельности.
Словесные методы и приемы несут смысловую и эмоциональную функции. Умело подобранное, вовремя сказанное педагогом слово имеет неоценимое значение. С помощью слова можно донести или уточнить информацию, подчеркнуть важные детали, выделить особенности выполняемого действия. Для усиления значения словесных методов применяются умеренная жестикуляция, мимика, интонация — это повышает эффективность обучения.
Одно из условий, определяющих интерес ребенка, — значимость информации. В раннем возрасте, когда словарный запас невелик, потешки, сопровождающие показ, должны быть понятны детям. Пальчиковая игра помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию. [Смирнова, с. 62]
Для развития мелкой моторики можно использовать разнообразные средства, методы и приемы. На наш взгляд, можно получить положительный результат, если использовать их в комплексе. Исходя из этого, нами был разработан комплекс игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчикового театра.
Основной формой проведения формирующего этапа стала игровая деятельность в свободное от занятий время. В играх принимали участие все дети группы. Ежедневно добавлялась новая игра, и повторялись ранее разученные игры. Длительность проведения игры – 5-10 минут ежедневно.
Серия состояла из 15 пальчиковых игр и 6 пальчиковых театров по мотивам известных сказок, таких как: "Колобок", "Курочка ряба", "Репка", "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Теремок". (Приложение)
Для подготовки к совместной деятельности по пальчиковому театру было проведено 15 пальчиковых игр, целью которых было:

  • Развитие согласованных движений обеих рук;

  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;

  • Развитие внимания.

Методы проведения пальчиковых игр:

  • Показ действий;

  • Действия руками ребенка;

  • Самостоятельные действия ребёнка. [Янушко, с. 37]

Вывод: пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста, т. к. направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; смену движений которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются точно, с ускорением при повторениях.







Список литературы

  1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.24. 

  2. Анучина, Н.А. Таланты детей на кончиках пальцев / Н.А. Анучина // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 2. – С. 45-48.

  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.

  4. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: Астрель, 2002. – 46 с.

  5. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

  6. Волков, Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 208 с.

  7. Земцова, О.Н. Тесты для детей 3-4 лет. Учебное пособие / О.Н. Земцова. – М.: Махаон, 2007.-112 с.

  8. Кабанова, Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е. Ильяковой. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104с.

  9. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.Н. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб. 1998. – 192.

  10. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 4. – С. 33-35.

  11. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5- С. 24-28.

  12. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 6. – С. 11-19.

  13. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.A. Ремезова. Самара: СГПУ, 2007 - 122 с.

  14. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  15. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов речи и... Развитие моторики у детей. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

  16. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 28-35.

  17. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.:ООО АСТ, 1999. – 220 с.

  18. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272 с.

  19. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.

  20. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет / Е.А. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова.- МГППУ, 2003. – 128 с.

  21. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.: ил.

  22. Методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». Под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

  23. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е.А. Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.