Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению

Щукина Лариса Васильевна Щукина Лариса Васильевна
DOC
279
6
Предпросмотр

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
7 «Теремок»
управления образования города Шахтерска






Обобщение музыкально - педагогического опыта по теме: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению»





Подготовила:
музыкальный руководитель
ДОУ КТ №7 «Теремок»
Щукина Лариса Васильевна



«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению»


ВВЕДЕНИЕ
Среди всех видов искусств самым эмоциональным по своей природе является музыка – это космос искусства, она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений.
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже в дошкольном детстве надо развивать музыкальность у всех детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы.
Ведущую роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит пению. Обучение пению – одно из самых сильных средств эстетического воздействия на человека. Многие передовые деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека.
В.Сухомлинский утверждал, что песня как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, и эта красота становится еще роднее, еще дороже .
Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив. Д.Кабалевский подчеркивает, что невозможно переоценить значение хорового пения в деле воспитания в детях чувства коллективизма, товарищества.
Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения, это прекрасно отметил еще К.Д.Ушинский: « В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что - то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу…».
«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально - сенсорные способности и, особенно, музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений».
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, углублению голосового аппарата. Оно тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В нем развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние пения на физическое развитие детей.
Ясное понимание задач обучения пению и развития певческого слуха повлекло значительное улучшение результатов в практике дошкольных учреждений. Свидетельством тому служит лучший опыт педагогов: В.Колосовой, Т.Ломовой, Н.Метлова, Л.Волковой, Е.Дубянской, Е.Марковой, З.Хорошко, Е.Белавкиной, и мн. других.
В специальных психологических и педагогических исследованиях (В.М.Бехтерев, А.Атанасова, Е.О.Голубева, О.В.Запорожец, П.В.Симонов, Б.М.Теплов) музыкальному воспитанию придается важное значение в общем развитии детей дошкольного возраста. Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
В определении музыкальных способностей многие придерживаются мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).
Творческие способности – это, прежде всего проявление инициативы, находчивости, выдумки. Методику развития детского музыкального творчества в процессе обучению пению в дошкольных учреждениях разработала Н.Ветлугина . Для нее основная задача – формирование у детей способов самостоятельного применения выразительно – изобразительных средств для выражения своих чувств в песенном творчестве. При формировании творчества важно проследить значение для его продуктивности различных особенностей личности ребенка и его музыкальных данных.
Основные цели и задачи образовательной области художественно-эстетического развития» в Типовой образовательной программе дошкольного образования предполагают формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой и певческой деятельности.
Музыкальный репертуар состоит из лучших образцов фольклора , произведений композиторов классиков и представителей разных направлений современного музыкального искусства. Это дает возможность музыкальному руководителю подобрать такой репертуар, который соответствует национально - региональным особенностям данной местности. При выборе музыкального материала также учитываются возрастные, психолого – физиологические речевые возможности детей, что способствует повышению эмоционального влияния на них музыки.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:
- развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
- сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.
Все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и, если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
Достаточно много лет я занимаюсь с детьми музыкальным воспитанием и хочется отметить, что музыкальные способности дошкольников находятся на недостаточно хорошем уровне развития. Причина этому, на мой взгляд, как в дефектах речи, неразвитости специальных музыкальных способностей, так и в недостаточном внимании, которое уделено этому вопросу и в методической литературе, и в практике работы. Для того, чтобы лучше изучить особенности работы по развитию у детей детской музыкальности, определить сложности и проблемы развития у детей музыкальных способностей, а также найти пути их решения, нами и выбрана была тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению.


Методический комплекс развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Цель: Разработать и внедрить методический комплекс по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Задания
1.Определить задачи, направления и принципы работы с детьми.
2. Составить перспективный план по развитию творческих способностей в процессе обучения пению.
3. Составить программу развития музыкальных способностей у детей.
4. Разработать поэтапную работу и дидактический комплекс развития творческих способностей детей в процессе обучения пению.
Раздел 1. Музыкальная работа с детьми
Задания
- комплексная диагностика музыкальных способностей у детей;
- составление программы развития музыкальных способностей у детей;
- разработка этапов работы и дидактического комплекса по развитию музыкальных способностей;
- индивидуальная работа.
Раздел 2. Повышение педагогического мастерства воспитателей по вопросу развития музыкальных способностей.
Задания
- познакомить воспитателей с основой правовой методической базой, инновационными технологиями музыкально деятельности с детьми дошкольного возраста;
- определить дидактические задания направленные на коррекцию артикуляции и дикции;
- использовать в индивидуальной работе с детьми и в работе на занятиях по развитию речи задания для развития творческого воображения.
Раздел 3. Обучение родителей
Задания
1. Повысить уровень психолого – педагогических знаний у родителей.
2.Использовать различные формы работы с родителями:
- «День открытых дверей»;
- беседы (групповые или индивидуальные);
- консультации (групповые или индивидуальные);
- открытые показы ( праздников, развлечений, отдельных музыкальных занятий);
- выступления с концертами;
- выступления на родительских собраниях.
Изложим подробнее систему работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения пению.
Раздел 1. Музыкальная работа с детьми.
Как нам известно, через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Поэтому правильно подобранный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи.
Нами был составлен перспективный план по развитию творческих способностей в процессе обучения пению, в котором мы учили уровень общего и музыкального развития детей старшей группы. В плане конкретизируются задачи в соответствии со спецификой репертуара по следующим направлениям: восприятие музыки, развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков, песенное творчество, певческая установка (См. приложение 5).
В перспективном плане мы использовали упражнения - игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально – ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.
Песни – упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен.
Например, мелодия песенки «Прибаутка» (обр.В.Карасевой) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров. Что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков.
«Солнышко – ведрышко» В.Карасевой – одно из упражнений, которое побуждает ребенка к первым попыткам чисто интонировать звуки, различные по высоте.
При разучивании песен можно использовать такой прием - пение в сопровождении металлофона. Отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали
систему занятий по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из
заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия разработаны на основе методических рекомендаций Михайловой М.А. ( См. таблицу).
Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям.
Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и
методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания
поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность. Например: "Угадай, чей голосок?", дети пришли на занятие с нарисованными домами персонажей сказки (мишка, зайчик, птичка), поэтому на музыкальную загадку отвечали своими карточками. "Это идет мой мишка!" – радостно отвечала Катя Б. "Это песенка моей птички," – отвечала Наташа Г. Детям было интересно не только ответить на музыкальную загадку, но и продемонстрировать экспериментатору и детям свои домашние рисунки. Если кто-либо неправильно давал ответ, дети живо поднимали свои карточки - картинки с правильным ответом. Почти каждый из детей попробовал себя в роли ведущего, стараясь загадать загадку посложнее. В музыкальной игре "Прогулка", дети старались точно повторить ритмический рисунок. Так как повтор был групповым, то детям, не владеющим этим навыком, было легче выполнять задания, смотря на своих товарищей и подражая им. Дети вели себя раскованно и непосредственно. Особенно много положительных эмоций вызвало задание, где нужно было изобразить бег. "А я бегу быстрее тебя!" – говорила Лена З. "А тебя догоню!" – восклицал Рома К. Все откликнулись изобразить вой ветра во время дождя. Капли дождевые изображали по очереди, стараясь чтобы ритмический рисунок не походил на предыдущий. Более оригинально изобразили дождь Лиза Г., Ира Р.
В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха
в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.
При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности. Например : "Радуга появилась", детям предложено как можно по-разному произнести фразу "Радуга появилась", "Солнышко встало", "У меня зазвонил телефон". С помощью экспериментатора детьми было найдено множество вариантов произношения – с восторгом, с удивлением, с горестью, сердясь и так далее. Даже замкнутые, не совсем активные дети не остались равнодушны к заданию, так как работали группой и смотря на других детей, увлекались заданием, исполняли свои варианты. Когда все варианты были исчерпаны, дети попытались пропеть эти фразы разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, легко, выделяя акцентом разные слова. Все дети были активны, но особенно удачными были исполнения Иры Р., Даши П., Артема С. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.
Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях.
Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.
Использовался доминантный вид музыкального занятия, на котором
ведущей формой проведения была игровая.
Система занятий имела 2 этапа:
- занятия ( 1-10) были направлены на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарных певческих навыков.
Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: музыкальных игр, загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.
- занятия ( 11-14) – использовались для погружения детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
Система занятий по развитию музыкальных способностей оформлена в таблицу с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом в развитии у детей музыкальных способностей.
Таблица
Система занятий с детьми по развитию музыкальных способностей


Цели

Содержание работы

1.

Развитие слухового внимания, знакомство с инструментом –фортепиано, развитие умения различать звуки по высоте.


Музыкальная сказка «Про Нину, кошку и пианино».

2.

1.Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров;
2.Развитие чувства ритма, знакомство с музыкальными инструментами;
3.Развитие музыкальной памяти, снятие с голоса песенок «Зайчик», «Сорока».

1.Муз.игра «Угадай, чей голосок?»
2.Муз. игра «Прогулка»
3.Р.н.п.
«Сорока»,
«Зайчик»

3.

1.Развитие звуковысотных представлений, чистота интонирования звука разных ступеней.
2.Развитие чувства ритма.
3.Развитие муз.памяти. снятие с голоса простейшей попевки.

1.Муз. игра «Бубенчики».
2.Муз. игра «К нам гости пришли».
3.Р.н.п.
«Солнышко».

4.

1.Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного восприятия мелодической линии.
2.Развитие чувства ритма, умение соотнести характер музыки с изображением на рисунке ; знакомство с жанром колыбельной песни и плясовой русской народной.
3.Развитие певческих навыков.

1.Муз.игра «Кузнечик»
2.Муз. игра – загадка «Зайцы»
3. Р.н.п.
«Дождик»

5.

1.Умение различать поступенное движение вверх мелодии и вниз, умение сопровождать движение мелодии движениями руки, тренировка слухового внимания.
2.Развитие чувства ритма.
3.Работа над певческими навыками.


1.Муз.игра «Лесенка – чудесенка.
2.Муз.игра «Научи матрешек танцевать».
3.Р.н.п.
«Я на горку шла».


6.

Развитие чувства ритма, слухового внимания, развитие певческого голоса, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой.

Муз. игра
«Тень- тень».

7.

Дать понятие музыкального тембра, тренировка слухового внимания.

«Кошка мурка и музыкальные игрушки» -муз.игра

8.

1.Развитие тембрового слуха, закрепление развития чувства ритма, знакомство с новыми музыкальными инструментами.
2.Развитие активного внимания

1.Муз.игра – загадка
«Определи инструмент».
2.Муз.игра
«Слушай хлопки»

9.

1.Развитие тембрового слуха, навыка снятия с голоса попевки.
2.Развитие активного внимания, муз. движения, творческого воображения, интереса к творческому заданию.

1.Муз. игра – загадка
«Узнай, чей голосок?»
2.Муз. игра – загадка «Чья очередь?»

10.

Развитие умения понимать содержание музыки, интереса к народной музыке, закрепить навыки слухового внимания.
2. Снятие с голоса и правильное интонирование народной песни.

1.Муз. рассказ «Петя пастушок»
2.Р.н.п. «Коровушка»
«Кукушка»

11.

1.Знакомство с новыми импровизациями.
2.Развитие воображения и творчества в движении, соотношение характера
Движений и звучаний музыки, формирование поисковых действий при выборе выразительных средств передачи замысла своего движения; умение подбирать различные варианты движений в передаче конкретного образа.

1.Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве.
2.Муз.игра «Отгадай, кто мы?»

12.

1.Работа над пластической выразительностью, дикцией, мимикой, артистизмом.
2.Овладение навыками сочинения на заданный текст, передача образа и характера сочинения.
3.Развитие воображения, внимание, быстрота реакции.

1.Игра «Радуга появилась».
2.р.н.п.
«Плясовая»
3.Р.н.п..
«Попробуй угадай - ка», «А я по лугу».

13.

1.Развитие чувства ритма и творческих способностей с помощью шумовых муз. инструментов.
2.Развитие речевой интонационной выразительности в пении, декламация стихов, фраз; развитие артистизма.

1.Муз.игра «Заинька, серенький».
2.Игра «Сказочное заклинание»

14.

Развитие творческих способностей, сочинение песни на заданный текст, импровизация ритма и мелодической линии песни.

Сочини песню на текст, используя стишки – попевки – «Весна», «Осень»,
«Марш», «Колыбельная»


Понятно, что успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.
Для исполнения даже несложной мелодии необходима тренировка детского голоса. Правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения будут способствовать развитию у детей чистоты интонирования. Поэтому нами была разработана поэтапная работа с детьми по развитию музыкальных способностей в процессе обучения пению, которую я и предлагаю использовать в работе с детьми. (См. приложение 1).
Упражнения для правильного звукообразования.
Пропевать знакомые песни на отдельные слоги ( например: га, го, гу, гэ, ги; ма, мо, му, ме, ми; та, то, ту, те, ти и т.д.).
Упражнения для расширения диапазона голоса и дикции.
1. Для расширения диапазона голоса в направлении к верхнему регистру следует выполнять некоторые вспомогательные упражнения:
- упражнения в звонком произнесении скороговорок, потешек;
- звукоподражание: вой ветра, сирены, пение кукушки, лай собаки, крик чайки;
2. Для артикуляции, дикции (укрепления соответствующего комплекса мышц):
- звонкое, четкое произнесение скороговорок, короткого четверостишья, двустишья;
- произнесение шепотом коротких фраз, отдельных слов.
Упражнения на дыхание
«Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание:
- понюхай цветочек;
- вдохни аромат.
«Свеча». Сделать выдох:
- подуй на пламя свечи и посмотри, как долго оно будет отклоняться ;
- задуй свечу резким выдохом.
«Кто дольше» - сохранение дыхания и правильное его расходование:
- чей паровоз дольше гудит.
Игровые задания для развития интонационной выразительности
Работа над интонационной речевой выразительностью имеет большое значение при обучении пению. От выразительности произношения текста зависит не только доходчивость содержания песни, но и артистичность ее исполнения.
Например.
1.Попросить игрушку у друга так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии ее просят: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя.
2.Пропеть песенку Петушка ( «Ку – ка- ре- ку») после прослушивания произведения В.Витлина «Петушок» и изобразить, как поет петушок, когда заболел и когда выздоровел.
3. Произнести « до свидания» ( с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); «дай» ( уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, умоляюще) и т.д.
Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, необходимо использовать дидактический комплекс состоящий из упражнений, творческих заданий, музыкально – развивающихся игр.
Упражнения для накопления слухового опыта и развития музыкально – слуховых представлений:
- самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию. Начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
- подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;
- различение мажорное и минорное трезвучие;
- различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности ( упражнения из «Музыкального букваря»);
- транспортирование простейших мотивов.
Использование творческих заданий для развития песенного творчества:
- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
- импровизация музыкальных вопросов ответов;
- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
Музыкально - развивающие игры помогут развитию у ребенка слуха, чувства динамики и ритма, развитию песенного творчества. Предлагаю сценарии с использованием музыкально – развивающихся игр.
( См. приложение 2).


Раздел 2. Повышение педагогического мастерства
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке как на музыкальных занятиях так и в повседневной жизни. Поэтому работа музыкального руководителя и воспитателя должна проводиться в полном обоюдном понимании и контакте.
На консультациях мы знакомим воспитателей с планом работы, разучивает детские произведения, обращая внимание на те или иные навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок. На групповых занятиях систематически обучаем воспитателей, совершенствуя их навыки в области пения и движения.
Учим педагогов, как проводить индивидуальную работу с детьми для развития творческого воображения. Например, ребенок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышанных. Воображение формируется в сюжетно – ролевой игре, изобразительной деятельности, восприятии сказок, самостоятельного сочинительства, конструирования и т.д.
Творческое воображение развивается:
- в процессе всех видов деятельности;
- под влиянием условий жизни, воспитания и специального обучения;
Для развития воображения необходимо:
- накопление опыта
- выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.
При специальном обучении:
- происходит быстрое накопление опыта путем его обогащения, уточнения;
- вырабатывается умение создать новые образы разными способами;
- вырабатывается способность к коллективному творчеству.
К сожалению, не все дошкольники четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе с логопедом, а четкой правильной дикции, выразительной речи можно добиться, используя речевой материал предложенные нами в виде скороговорок, чистоговорок, потешек .
На занятиях по развитию речи предлагаем использовать «Методику организации художественно речевой деятельности детей в дошкольных учреждениях», в которой описывается, как развивать речевое творчество детей.
Раздел 3. Обучения родителей.
С целью повышения уровня психолого - педагогических знаний у родителей, мы проводим родительские собрания на которых знакомим родителей с их обязанностями согласно требованиям Базового компонента дошкольного образования.
- посещение ребенком дошкольного учреждения не освобождает родителей от обязанностей воспитывать, развивать и учить их в семье;
- родители несут ответственность перед государством за развитие, воспитание и учебу детей, а также охрану их жизни и здоровья.
Не менее важным, чем изучение мыслительных и творческих способностей у детей, оказывается изучение творческого мышления их наставников – педагогов и родителей. Предлагаем анкету: « Изучение творческого потенциала взрослого» (для педагогов и родителей). (См. приложение 3).
Музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания в детском саду, и в семье.
В его организации рекомендуем придерживаться следующих положений:
- обучение – средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;
- музыкальные занятия – основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;
- содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи.
Проводя работу с родителями, мы вовлекаем их в общий процесс музыкального воспитания ребенка.
В индивидуальных беседах, на консультациях, собраниях даем советы и рекомендации: какие радио- и телепередачи можно слушать с детьми, какой песенный репертуар использовать в семье и т.д.
Таким образом, проведенная работа с детьми, педагогическим коллективом и родителями способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности, а именно:
Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых
способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения для правильного звукообразования
Пропевать знакомые песни на отдельные слоги.
- га, го, гу, зэ, ги;
- ка, ко, ку, кэ, ки;
- да, до, ду, дэ, ди;
- та, то, ту, тэ, ти;
- за, зо, зу, зэ, зи;
- мА, мо, му, ме, ми;
- на, но, ну, не, ни.
Для пропевания можно использовать песенки А.Филиппенко
« Пирожки», « Цыплята», «Ехали».
Упражнения для правильного формирования гласных
Звук а – форма рта округлая нижняя челюсть опущена, произносится приближенно к о.
Приемы:
- кукла плачет «А»…
- укачай куклу «а-а-а-а»…
- гуси кричат «га-а, га-а».
Звук о – форма рта округлая.
Приемы:
- курочка «ко, ко, ко»;
- лошадка «но, но, но».
Звук у – рот приоткрыт, губы слегка суживаются, но не вытягиваются «трубочкой»
Приемы:
- дудочка поет;
-поезд дает сигнал;
- самолет летит;
- пароход гудит;
- ветер завывает.
Звук е – форма рта приближается к округлой. Губы лишь слегка растянуты, нижняя челюсть опущена, звук приближен к гласному э.
Приемы:
- козочка «ме»;
- овечка» бе»…
Звук и – губы слегка растянуты, рот приоткрыт.
Приемы:
- колокольчик «ди-ли»;
- погремушки «ти-ли»;
- нотка «ми»..
Упражнения на дыхание
« Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание:
- понюхай цветочек;
- вдохни аромат.
«Свеча». Сделай выдох:
- подуй на пламя свечи и посмотри, как долго оно будет отклоняться;
- задуй свечу резким выдохом.
«не разбуди игрушку». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере. На 1-2-ю доли -2 коротких шага и вдох носом, на 3-4-ю доли – остановка и долгий выдох.
«Кто дольше» - сохранение дыхания и правильное его расходование:
- чей паровоз дольше гудит;
- чья дудочка дольше поет.
Краткие рекомендации к работе над дикцией
и расширением диапазона голоса
1.Для расширения диапазона голоса в направлении к верхнему регистру
следует выполнять некоторые вспомогательные упражнения:
- упражнения в звуковом произнесении скороговорок, потешек;
- звукоподражание: вой ветра, сирены, пение кукушки, лай собаки, крик чайки;
- пение взрослым слогом га и гу у самого уха ребенка.
2. Для артикуляции, дикции (укрепления соответствующего комплекса
мышц):
- звонкое, четкое произнесение скороговорок, короткого четверостишья, двустишья;
- произнесение шепотом коротких фраз, отдельных слов.


Упражняемся в произношении шипящих звуков
Ши – ши – ши – ши – ши- ши-
Что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – ше – ше- ше -
Это утка в камыше.
Ша – ша – ша – ша – ша – ша –
Выходи из камыша!
Ше – ше – ше – ше – ше- ше -
Нет уж утки в камыше.
Ши – ши – ши – ши – ши- ши-
Что – же шепчут камыши?
Четко произносите в словах звук Ж.
Медвежата
Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слезы: -
- Ежики – занозы!
Испугались ежики.
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.
Э.Котляр
Правильно произносите чистоговорки со звуком Ч.
Чу – чу – чу – чу – чу – чу!
Я сейчас зажгу свечу.
Ча – ча – ча – ча – ча – ча!
Горит ярко свеча.
Чи – чи – чи – чи – чи – чи!
Сели мы вокруг свечи.
Че – че – че – че – че – че!
Почитаем при свече.
Ча – ча – ча – ча – ча – ча!
Догорела вся свеча.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры для тех, кто учится петь
( по методике М.А. Михайловой)
Сказка
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей
пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по
клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Нина и спать пошла.
Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум.
Видит - пианино шагает
Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой - клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!"
Нине она говорит.
Но тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!"
Нине она говорит.
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет –
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее -
Звуки все выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек
приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться -
Вот оно и не будет кусаться".
Тут наступило утро и сон, прервался. Нина встала, ласково дотронулась
до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
Кончаловская Н.


Подумай и отгадай
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ходигры. Детям раздают карточки. На фортепиано или в грамзаписи
звучит мелодия: "Зайчик" М. Старокадомского, "Медведь" В. Ребикова,
"Воробушки" М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. В процессе игры развивается умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.
Бубенчики
Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя
песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. "Динь-динь!" -
звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку "Дан-дан"
средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка "Дон-дон" звучала по-другому.
Посмотрите на эти три линеечки.
На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки.
Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте
песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики,
изображенные на разных линейках.
Ученый кузнечик
Игровой материал. Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры. Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.
Скок, скок, скок, скок!
А теперь до пятого цветка - и опять вниз:
Скок, скок, скок, скок, скок, скок!
А теперь на второй цветок - и вниз. Ну-ка, кузнечик, прыгай до
третьего цветка, а оттуда - вниз.
Скок, скок, скок !
Примечание. Пение слов "Скок, скок, скок!" сопровождайте
движением руки. Звуки, как это видно из рисунков, повышаются
последовательно, как говорят музыканты, движутся постепенно.
Движение кузнечика по цветкам изображается звуками на металлофоне или
другом мелодическом инструменте. Ребенок в это время
внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую к той
музыке, которую сыграл на металлофоне взрослый. Если нет металлофона,
прыжки ученого кузнечика можно изобразить голосом. Чтобы сделать игровое задание более интересным, кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику тоненькой указки (карандаша). Во время пения ребенок сможет "управлять" кузнечиком. Если он при этом сам будет пропевать слова "Скок, скок!", то жест и наглядность помогут развитию звуковысотного слуха.


Лесенка
Спойте с детьми движение девочки по лесенке вверх и вниз несколько
раз, сопровождая каждый звук, движением руки, постепенно поднимая ее, а
затем опуская. Пропойте движение мелодии вверх, пропевая слова "топ, топ,
топ, топ" вместо текста и попросите ребенка ответить, в каком направлении
движется девочка.
Пропев слова "топ, топ, топ, топ" понижая голос, попросите угадать,
вверх или вниз по лесенке движется девочка.
К нам гости пришли
Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Взрослый предлагает подойти к нему: "Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки". Слышится стук в дверь. Взрослый подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: "Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу".
Ребенок медленно ударяет в бубен, мишка в руках взрослого ритмично
переступает с ноги на ногу. Остальные принимающие в игре участие дети
хлопают. Аналогичным образом взрослый обыгрывает приход других игрушек.
Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звон колокольчика.
Примечание. Вместо игрушек бибабо можно использовать любые другие, с которыми привык играть ребенок.
Зайцы
Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна (в центре сделан разрез или кармашек, в который могут вставляться картинки - "Зайцы спят", "Зайцы пляшут").
Ход игры. Взрослый предлагает детям пойти погулять на полянку,
нарисованную на картинке. "Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают,
вы узнаете, когда услышите музыку". В грамзаписи звучит мелодия
колыбельной или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее и по
просьбе взрослого вставляет соответствующую картинку в прорези или
кармашек на планшете. Участвующие в игре могут аплодировать тому, кто
правильно выполнил задание.
Примечание. Взрослый может не пользоваться грамзаписью, а
напевать мелодию колыбельной или на слог "ля" напевать любую плясовую мелодию (хорошо использовать напевы русских народных плясовых: "Ах ты, береза", "Ах вы, сени", "Как у наших у ворот"). Ритмический рисунок колыбельной отличается от ритма пляски, и это должны научиться различать дети.
Научи матрешек танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого вруках большая яркая матрешка, у детей - маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Игра « Тень – тень»
Спойте вашему малышу хорошо знакомую песню "Тень-тень" и для развития
у него ритмического чувства выполните ряд игровых заданий.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери на плетень
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка:
"Пойди, догоняй-ка"!
Похвалялися ежи:
"У нас шубки хороши!"
Похвалялись блохи:
"И у нас неплохи".
Похвалялся медведь:
"Могу песни я петь!"
Похвалялася коза:
"Всем вам выколю глаза!"
1. Спойте песню вместе с ребенком, постарайтесь, чтобы он запомнил
текст.
2. Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
3. Пропойте песню по ролям: вы за автора, а ребенок за героев песни
(лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Попросите ребенка одновременно хлопать свою роль ладошками.
4. Пойте песню по ролям. Попросите вашего малыша "петь" свою роль ладошками. Голосок должен спрятаться, а ладошки "поют" вместо него. В начале ребенок может помочь себе, произнося текст шепотом.
5. Поменяйтесь с ребенком ролями и выполните предыдущие задания.
6. Попросите малыша всю песню от начала до конца "спеть" ладошками.
Как и в первом случае, сначала можно перейти на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голосок и оставить одни ладошки.
7. Если ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и
длинными полосками или длительностями.
Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай -
Это очень, очень важно.
Кончаловская Н.
Кошка Мурка и музыкальные игрушки
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они узнают их по звучанию. Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).
Определи инструмент
Игровой материал. Металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.
Ход игры. Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу.
Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.
Игровой материал. Проигрыватель с пластинками или дисками вокальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.).
Ход игры. Ребенок слушает музыкальное произведение, определяет
настроение музыки и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру исполняемого произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.


Чья очередь
Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать "зайчиков",
другие - "птиц", третьи - "лошадок", четвертые - "медвежат". Для каждой
подгруппы используется "своя" музыка, с которой дети предварительно
познакомились. Взрослый произвольно меняет музыкальное сопровождение.
Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою "очередь" для начала движения. Как только меняется сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на свое место. Если взрослый не владеет инструментом, можно использовать грамзапись или в качестве сопровождения взять ударные инструменты (маракасы, бубны, треугольник, барабан и т. д.).
Петя - пастушок
Папа Пети был пастухом. Он пас деревенских коров. У Пети была любимая
корова Звездочка. Она была такая блестящая, рыженькая, а на лбу, как
звездочка, белело пятно. Петя часто просил папу:
- Возьми меня с собой. Так хочется посмотреть, как коровы пасутся! Мы
погоним их вместе. Я буду тебе помогать.
- Вставать надо рано, а ведь ты спишь еще, когда я ухожу, - не
соглашался папа.
И все-таки Петя упросил папу взять его на пастбище. Вечером, ложась
спать, он напевал песенку про петушка, просил, чтобы петушок его раньше разбудил.
Петя внимательно слушал и думал: "Хорошо папа играет. Я вырасту, тоже
научусь".
А солнышко поднималось все выше, становилось жарко, и папа сказал:
- Коровы наши наелись, теперь надо их напоить. Помоги мне собрать
всех, погоним к речке.
Стали сгонять коров. Но что это? Звездочки нет. Папа погнал коров на
водопой, а Петя пошел искать Звездочку. Ходит между кустами, деревьями и напевает.


Игровые задания для развития песенного творчества у детей 5-7 лет
1. Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).
3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
4. Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая
разнообразные интонации.
5. Вести певческую перекличку. Взрослый поет: "Ау, где ты?" Ребенок
отвечает: "Я здесь". Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
6. Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги * ля-ля", взрослый
или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.
7. Закончи мелодию.
Снежок
Слова и музыка Бырченко Г.
Как на бережок
Налетел снежок.
И до леса и до речки
Не видать дорог.
Чтобы выполнить это игровое задание для развития творчества в пении,
дети должны запомнить текст. Затем им предлагается прослушать песню в исполнении взрослого, которая поется не до конца, и закончить ее, попевая недостающие в конце звуки.
В дальнейшем могут предлагаться только тексты, где и вопрос взрослого
и ответ ребенка постоянно варьируются. Например
"Что-то Машеньки не слышно?"
"Погулять, наверно, вышла!"
Пчела жужжит
У пчелы полно хлопот.
Добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит:
“Жу – жу – жу, жу – жу – жу”
Детям предлагается послушать песню, высказаться о ее характере.
Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а затем дать ребенку задание нарисовать пчелку и придумать свою “песенку пчелы” на слоги “жу – жу – жу”
Сказочное заклинание
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри! Поиграйте с ребенком в игру. Пусть он представит, что эти слова - сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козленочек в сказке "Сестрица Аленушка", то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Очень интересное сочетание дает чередование говорения и пропевания. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.
Прогулка
Игра развивает чувство ритма.
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры.. Дети рассаживаются вокруг взрослого.
"Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, - продолжает взрослый. - Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок", - ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята, побежали домой", - быстро и ритмично ударяет молоточком.
Примечание. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.).
Слушай хлопки
Игра развивает активное внимание.
Участники берутся за руки, образуя круг. Под звуки спокойной
музыки (можно без музыки) идут по кругу. Когда ведущий хлопает один раз, дети останавливаются и принимают позу аиста (встать на одну ногу, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка ходьба возобновляется.
Узнай по голосу
Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребенок-
водящий. Водящий закрывает глаза. Дети водят хоровод и напевают следующий текст:
Коля, ты сейчас в лесу,
Я зову тебя: "А-у".
Ну-ка глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя, узнай поскорей.
Дети останавливаются, и один из играющих (заранее выбранный) пропевает имя водящего. Ребенок, стоящий в центре круга, должен назвать имя ребенка, его назвавшего. Игру можно завершить игровым моментом. Если водящий узнал по голосу ребенка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим.
Отгадай, кто мы
Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети
превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.
Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т. д.),а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.
Заинька - серенький
Игровое задание развивает чувство ритма и творческие способности.
Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:
Заинька, серенький в гости пошел,
Заинька, серенький ложки нашел.
(Поднимает с пола деревянные ложки.)
Ложки нашел да к дому подошел.
Тук, тук, тук. Ребенок: Кто там?
Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?
Ребенок: А я волчишка, серый бочишка.
(Ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.)
Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи Да смело в ложки
постучи!
Взрослый передает ребенку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка.


Гроза
Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: "На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?"
Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель (играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить и внезапный дождь).
Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан).
Разрабатываем "сценарий": сначала - порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием "грозы" дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменения темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабаны). Постепенно они приближаются (обычно гром постоянно не гремит, поэтому и барабаны вступают периодически). После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень. Ветер усиливается: к маракасам присоединяются тарелки и бубен - пальцами обеих рук поочередно по мембране (также от тихого звучания до громкого). Наконец сверкает молния: тарелки и трещотка - кастаньеты. После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Чтобы определить, каков ваш творческий потенциал, воспользуйтесь опросником, выбирая один из предложенных вариантов ответа.

  1. Считаете ли вы, что современная система обучения и воспитания может быть улучшена?

а) да;
б) нет, она и так достаточно хороша;
в) да в некоторых случаях, но при современном состоянии дошкольных учреждений незначительно.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении системы воспитания?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному прогрессу в той сфере деятельности, в которой вы работаете?
а) да;
б) нет, вряд ли;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть очень важную роль в системе непрерывного образования и сможете что – то в ней принципиально изменить?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
6. Испытываете ли вы желание заняться изучением дидактики как науки об обучении?
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) нет, все, что мне известно пока из этой науки, меня не привлекает;
в) все зависит от целей изучения этой науки.
7. Вам часто приходится заниматься сравнительно новым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем успеха?
а) да;
б) удовлетворюсь тем успехом, который был, достигнут до меня;
в) нет, так как знаю, что успеха добиться невозможно.
8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы знать все те теоретические положения, которые могут решить проблему?
а) да;
б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое – то время упорствуете, продолжая начатое;
б) машете рукой на затею;
в) продолжаете делать свое дело.
10. По- вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) значимости и нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она дает.
11. Путешествуя, могли бы вы пройти по маршруту, который однажды пройден?
а) да;
б) нет;
в) да, но только в той местности, которая мне понравилась.
12. Сразу после беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорили?
а) да, без труда;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) да, но не все.
13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли повторить его в сходной ситуации;
а) да, без затруднений;
б) нет;
в) да, если этот термин легко запоминать.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) поразмыслить в одиночестве;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично. Вы все равно решаете свою проблему.
15. Вы занимаетесь подготовкой доклада. Решаете прекратить это занятие, только если:
а) дело закончено и, кажется вам, отлично выполнено;
б) вам не все удалось сделать, но есть еще другие дела;
в) вы более или менее довольны.
16. Когда вы одни, то:
а) любите почитать книгу любимого писателя;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) решаете проблему, связанную с вашей работой.
17. Когда какая – то идея захватывает вас, то вы думаете о ней:
а) независимо от того, где с кем находитесь;
б) только наедине;
в) только там, где не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую – то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов будут убедительны;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
в) измените свое мнение, если давление будет сильным.
49 баллов и более. В вас творческий потенциал, который предоставляет вам большой выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить наши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 баллов. У вас нормальный творческий потенциал. Вы обладаете качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволил вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 балла и менее. Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству. Вам необходимо больше уверенности. Начните какое – то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом вы решите проблему.



40