Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Программа дополнительного образования "По дороге к сказке" (театрализованная деятельность)

Поволоцкая Мария Викторовна Поволоцкая Мария Викторовна
DOCX
100
0
Предпросмотр

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1566
«Марьинская гимназия с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы»
(ГБОУ Школа № 1566)



Ответственный за дополнительное образование по корпусу 2325

_____________/ А.О. Лазаренко/


Согласовано:
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2015 г.

Утверждено:
Директор школы
___________/СмирноваТ. В./
Приказ №01-09-145
от «31» августа 2015 г.



Программа дополнительного образования


(для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)
2015-16 учебный год



Составитель программы:
Музыкальный руководитель
Поволоцкая М.В.




Москва
2015
Содержание.


1.Пояснительная записка……………………………………………………….……………… 3


2. Актуальность программы……………………….…………………………………………… 4


3.Задачи и педагогическая целесообразность………………………………………………... 5


4.Направленность и основные принципы программы……………………….….………….. 6


5.Комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья………………………………………….. 7
6. Элементы арттерапии, используемые в театрализованной деятельности ……………..…... 8


7.Характеристика разделов программы………………………………………………………. 11


8. Общая структура театрального кружка……………………………………………………… 12


9.Учебно-тематический план на 2015 – 2016 учебный год………………………………...… 13
10. Содержание конспектов нескольких занятий…………………………………………………………………………………………….. 16
11. Литература……………………………………………………………………………………..30













«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить,
оценить свои возможности».
Джанни Родари
Пояснительная записка.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
В современном обществе, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда внедряются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к театрализованной деятельности, потому, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
В соответствии с задачами ФГОС ДО, театрализованная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, тем самым, обеспечивая тем самым формирование театрализованной деятельности у дошкольников с ОВЗ.
Умелое использование театрализованной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, их умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов дошкольного образования.
Во время театрализованной деятельности, решаются следующие цели ФГОС ДО:

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

  • развитие преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • формирование социокультурной среды, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  • интеграция содержания пяти образовательных областей – «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».


Во время театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ разыгрываются сценки о безопасном поведении на улицах города, драматизируются экологические сказки, произведения о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что способствует интеграции таких образовательных областей как – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». Малыши с увлечением помогают выполнять главных героев спектакля в различных техниках: клеем из бумаги, лепим из пластилина, теста. Эти же материалы используются и для создания декораций к спектаклю, а потом все это обыгрывается, тем самым происходит интеграция таких образовательных областей как «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».


Таким образом, становится очевидной необходимость рассмотрения вопроса по формированию навыков театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ через кружковую работу в ДОУ, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в плане инклюзии и социализации.


Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.


Гипотеза. Программа основана на следующем научном предположении: театрализованная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Для реализации программы требуется тесное сотрудничество специалистов и педагогов в ходе педагогического процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания непосредственно-образовательной деятельности.


Актуальностьпрограммы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности. Основана на психологических особенностях развития детей в детском саду. Представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Театрализованная игра понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с другой – средство развития. Театрализованная игра– это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.) Театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи и закрепления знания литературных произведений.
Отмечается также психологический аспект использования театрализованных игр, необходимость включения театрализованных игр и в другие виды деятельности дошкольников с ОВЗ: при обучении моделированию, решении арифметических задач, в работе с сериями картинок.
При помощи игр в кукольном театре у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются различные интересы и способности; проявляется любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развиваются ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, данный вид деятельности требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка с ОВЗ, во время театрализованной деятельности, развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.


Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу театра, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
Эффективность использования театрализованной деятельности заключается в том, что уже в самих играх заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.


Использование театрализованной деятельности направлено на решение следующих задач:

  1. Приобщать детей дошкольного возраста с ОВЗ к театральной культуре;

  2. Формировать умение детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

  3. Побуждать детей с ОВЗ к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения);

  4. Развивать умение детей с ограниченными возможностями здоровья согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая, друг друга, говорить);

  5. Выполнять движения и действия согласно логике действий персонажа и с учётом места действия;

  6. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки);

  7. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.


Задачи по формированию навыков театрализованной деятельности
у детей дошкольного возраста с ОВЗ:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;

  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;

  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);

  5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;

  6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;

  7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

  8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.


Анализ научно-практических исследований позволил выявить проблему, заключающуюся в противоречии между имеющейся у детей с ОВЗ потребностью в театрализованной деятельности и невозможностью реализовать эту потребность в полной мере в связи с недостаточной изученностью возможностей использования театральных игр для их развития.
Вследствие недостатка разработанных методик формирования навыков театрализованной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость разработки данной программы. Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к структуре примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения задачи театрализованной деятельности детей дошкольного возраста выделены во всех образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».


Рабочая программа составлена в соответствие с методической разработкой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» под редакцией Л.Б. Баряевой и И.Г. Вечкановой, «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет»
под редакцией автора А.В. Щеткина, а также включает разработки зарубежных и российских авторов.


Направленность программы: Содержание программы направлено на познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.


Основная цель рабочей программы - оптимизировать познавательно-речевое развитие, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста через развитие способностей детей средствами театрального искусства в ходе непосредственно - образовательной и совместной деятельности с детьми.


Таким образом, становится очевидной необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ навыкам театрализованной деятельности посредством проведения кружковой работы, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в познавательно-речевом развитии.


Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;

  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;

  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;  

  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;

  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.


Комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.


Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. Для детей с ОВЗ дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. Дошкольники с ОВЗ, не прошедшие специального обучения, имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. Представления о себе и окружающем мире у них фрагментарны, привязаны к конкретной ситуации, недостаточно обобщены и содержательны. Установлено, что эти знания малопригодны для воплощения в символико-моделирующих видах деятельности. У детей отмечаются слабо дифференцированное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым, отсутствие чувства сопричастности и единения с природой и миром.
Дошкольникам с ОВЗ трудно понять законы природы, взаимоотношения между животными, изложенные в художественном произведении. Об этом свидетельствуют низкий уровень понимания сказки, т.е. дети дают неадекватные ответы или не отвечают на вопросы по ее содержанию. Сопереживание героям литературного произведения у них не сформировано, идентификация с ними не осуществляется. При подготовке к драматизации дети с ОВЗ не могут объяснить мотив своего выбора, вместо этого большинство из них начинает пересказывать отдельные эпизоды сказки. Они ориентируются на внешние, легко воспринимаемые свойства кукол, а не на характерологические особенности героев сказки. Сказочные специфические выразительные средства, сравнения употребляют незначительное число детей старшего дошкольного возраста, при этом они чаще всего привносят в сказку то, чего в ней нет.
В тоже время в ходе диагностического обследования было выявлено, что драматизированная форма подачи литерного произведения облегчает понимание его смысла. Теоретически и практически установлено, что наиболее продуктивен комплексный подход к обучению театрализованной игре, который предполагает:

  • использование театрализованной игры во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;

  • организацию предметно-развивающей среды;

  • знакомство с окружающим миром, формирование способности к моделированию и символизации в обучающих играх;

  • индивидуальный и дифференцированный подход в общении взрослого и детей в театрализованной игре;

  • ступенчатую работу по формированию различных видов театрализованной игры.

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ наиболее эффективна, если осуществляется в следующих направлениях:

  • знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;

  • формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве:

  1. реальном – на основе предметной и предметно-игровой деятельности;

  2. отраженном в различных знаках – с предметами-заместителями (игрушками, графическими изображениями) в ходе игровой, предметно-практической, элементарной трудовой деятельности;

  3. условном, символическом (моделирование воображаемой ситуации);

  • обучение принятию игрового образа, роли:

  1. восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за тем как педагог заменяет реальное поведение игровым;

  2. освоение действия с различными игрушками в ходе режиссерских игр;

  3. освоение отдельных действий в рамках образа с помощью переодевания в образных играх;

  4. освоение действий детализации образа в ролевых играх;

  5. взаимодействие персонажей в режиссерских играх и в играх-драматизациях;

  • развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманного действия, модели:

  1. освоение крупных движений тела, действий с реальными предметами;

  2. движения с предметами-заместителями (с большими, а затем с меньшими по размеру игрушками);

  3. движения с условными изображениями и отдельными деталями костюма.

  • развитие мелкой моторики рук, осуществляющееся в ходе управления различными куклами (пальчиковыми, бибабо), переодевания и действий с символическими моделями и воображаемыми предметами;

  • овладение различными средствами межличностного общения и развитие функций речи:

  1. согласование (действий с игрушками, телодвижений) со словами педагога;

  2. произнесение отдельных реплик персонажей в ходе режиссерских игр;

  3. освоение модулирования и интонирования речи в ходе образных игр.

Таким образом, происходит развитие важных психических функций: планирующей (в ходе подготовки к театрализации) и регулирующей (в процессе игровой деятельности).
Переход с этапа на этап обучения возможен только при условии решения задач предыдущего этапа. В этом случае ребенок должен овладеть запланированным кругом знаний, умений, отношений, что обеспечит усвоение им более сложного материала. По мнению Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой «…образы одного художественного служат единой сюжетной основой для переноса знаний, умений и навыков в различные виды практической деятельности детей».
Использование театрализованной деятельности как средства расширения представлений об окружающем мире, коррекции, разностороннего развития и адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ перспективно и позволяет создать условия для их всестороннего развития. Об этом свидетельствует опыт нашей работы с детьми в драматическом кружке «По дороге к сказке».


Элементы арттерапии,
используемые в театрализованной деятельности.


Театрализованная деятельность должна предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя во время театральных игр, - важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.


Чтобы избежать однообразия в театрализованной деятельности, можно использовать элементы сенсорной комнаты, где применение какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. При организации театрализованной деятельности можно использовать различные элементы средств арттерапии.


Сказкотерапия в последнее время стала одной из новых технологий психолого-педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснять мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей.
Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.
Для углубления представлений о предметах, театральных куклах, декорациях можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы.
Ощупывая предметы разной формы и фактуры, которые размещены на специальных панелях для развития тактильной чувствительности, у ребёнка формируется умение различать разные качества предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Тем самым у ребенка формируется умение сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. Так же улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев, что не маловажно при организации работы с кукольным театром. Такие действия дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для развития умения владеть своим телом. Кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. Тем самым совершенствуются двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. Здесь можно предложить игру «Найди героя». Ребенок между шариками находит героя или предмет из сказки, а затем называет и саму сказку.
С элементами сенсорной комнаты можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в «Волшебный мешочек». В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Например, в мешочек можно положить геометрические фигуры и попросить ребёнка не глядя достать шарик, кубик, треугольник и спросить – какой предмет из сказки он напоминает. Это помогает совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. При этом развивается культура речевого общения и проявляется инициатива детей в пересказывание содержания литературного текста.
Для коррекции зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций во время занятий театрализованной деятельности можно использовать элементы методик светотерапии и цветотерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Умело используя разные цвета, можно более успешно сформировать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа.
Так же для успешного использования музыкальных произведений в театрализованных играх хорошо использоватьзвукотерапию. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений побуждают к использованию импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей. У детей развивается стремление детей подбирать знакомые мелодии от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Дети дошкольного возраста с ОВЗ могут просто прослушать различные музыкальные произведения, а могут и по характеру звучания музыки отгадать тот или иной персонаж. Тем самым развивая творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
Во время музыкальной деятельности хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль. Так же для формирования слухового восприятия можно отнести звуки природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается в театрализованную деятельность и не только.
Элементы арттерапии позволяют обогатить ребёнка положительными эмоциями, что помогает значительно сократить этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а это - умение согласовывать свои действия с партнерами, доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. У ребенка формируется умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.








Характеристика разделов программы.


1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.


2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.


3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.


4. Ритмопластика. Пластический тренинг. Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Развитие индивидуальности. Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы.


5. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
6. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.



Общая структура работы театрального кружка:


  1. Речевая разминка. Её цель:

  • Развитие речевого дыхания;

  • Формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.

А) Упражнения на развитие речевого дыхания;
Б) Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);
В) Дидактические игры.


  1. Новая информация. Способы её подачи:

  • Использование театрализованных фрагментов;

  • Беседы – диалоги;


  1. Физкультминутка.

  1. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;


5. Подведение итогов. Анализ деятельности детей.


Основные методы и приемы:

  • игра;

  • метод игровой импровизации;

  • упражнения на расслабление и напряжение мышц;

  • метод действенного анализа (этюдная методика);

  • инсценировки;

  • драматизация;

  • рассказ;

  • чтение воспитателя;

  • рассказ детей;

  • беседы;

  • разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.


Примерное оборудование для формирования театрализованной деятельности у детей с ОВЗ:

  • режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках;

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

  • элементы сенсорной комнаты;

  • музыкальный центр.


Учебно-тематический план на 2015 – 2016 учебный год.


Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.
Давайте познакомимся.



15

45

1

2

Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?

15

45

1

3

Пойми меня.

15

45

1

4

Язык жестов.
Лесной зонтик.

15

45

1

5

Курочка Ряба.

15

45

1

6

Лесной зонтик.


15

45

1

7

Колобок.

15

45

1

8

Репка. Репетиция спектакля.

15

45

1

9

Репка – показ спектакля.


15

45

1

10

Животные во дворе.


15

45

1

11


Воображаемое путешествие.


15

45

1

12

Петушок – золотой гребешок.

15

45

1

13

Лиса, Кот и Петух.

15

45

1

14

Волк и семеро козлят.

15

45

1

15

Котёнок, который забыл, как надо просить есть.

15

45

1

16

Кто сказал Мяу?

15

45

1

17

Колобок. Репетиция спектакля.

15

45

1

18

Колобок – показ спектакля.


15

45

1

19

Кошка и котята.

15

45

1

20

Теремок.


15

45

1

21

Сказка зимнего леса.


15

45

1

22

Зимовье зверей.

15

45

1

23

Лиса и волк.


15

45

1

24

Снеговик в гостях у ребят.


15

45

1

25

Игровой урок.

15

45

1

26

Колобок спешит в детский сад.

15

45

1

27

Новогодняя ёлка для зверей.

15

45

1

28

Снегурочка в гостях у ребят.

15

45

1

29

Зима в лесу.

15

45

1

30

Сундучок, откройся.

15

45

1

31

Маша и Медведь.


15

45

1

32

Рукавичка - теремок. Репетиция спектакля.

15

45

1

33

Рукавичка-теремок – показ спектакля.


15

45

1

34

Доктор Айболит.

15

45

1

35

Клоун в гостях у ребят.

15

45

1

36

Голубая стрела.

15

45

1

37

Волк в гостях у ребят.

15

45

1

38

Лисичка в гостях у ребят.

15

45

1

39

Медведи в гостях у ребят.

15

45

1

40

Белочка в гостях у ребят.

15

45

1

41

Трусливый Зайчик.

15

45

1

42

Театр.

15

45

1

43

Как звери Солнышко искали.

15

45

1

44

Солнышко.

15

45

1

45

Красная шапочка.

15

45

1

46

Мамины помощники.

15

45

1

47

Приключения Крошки Енота.

15

45

1

48

В гости к нам пришла Весна.

15

45

1

49

Как Звери Весну-красну встречали, в гости зазывали.

15

45

1

50

Зайкина избушка – репетиция спектакля.

15

45

1

51

Зайкина избушка – показ спектакля.

15

45

1

52

В гости к нам пришла Матрёшка.

15

45

1

53

Путешествие в страну сказок.

15

45

1

54

Путешествие в волшебный мир. Театра

15

45

1

55

Сказка про Зайца, у которого были волшебные ушки.

15

45

1

56

Сказка в музыке живёт.

15

45

1

57

Муха-Цокотуха.

15

45

1

58

Гуси лебеди.

15

45

1

59

Два жадных Медвежонка.

15

45

1

60

Гномик.

15

45

1

61

Разговор птиц Весной.

15

45

1

62

Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!

15

45

1

63

Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком.

15

45

1

64

Вот так Гриб-Великан,
Всем хватило места там!

15

45

1

65

Сильный дождик припустил,
Муравьишку намочил.

15

45

1

66

Дождик льёт, льёт, а грибочек всё растёт.

15

45

1

67

Под грибком – репетиция спектакля.

15

45

1

68

Итоговое занятие.
Под грибком – показ спектакля.

15

45

1















Содержание нескольких занятий.
Занятие 1. Вводное занятие. Давайте познакомимся.
Цель: приобщение к словесному искусству русского народа, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Задачи:
- формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений через драматизацию сказки;
- учить детей диалогической речи, упражнять их в изображении героев сказки;
- развивать у детей интерес к устному народному творчеству (сказкам).


Подготовительная работа:
• чтение русской народной сказки «Репка»;
• рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»;
• рисование по мотивам сказки «Репка»;
• лепка овощей;
• изготовление театра на кружках.
Ход занятия:
Под музыку дети рассаживаются на стульчики. Раздаётся стук в дверь.
Педагог:
«Вы слышите, кто-то стучится к нам в двери,
Пойду я открою, пойду я проверю!
К нам сказка, ребята, сегодня пришла,
И нас за собою она позвала.
Дед с бабою в сказке той жили,
И репку однажды они посадили.
А что было дальше – узнаем сейчас,
Итак, начинаем скорее рассказ».
Входит лягушонок Гоша с корзинкой овощей и плачет.
Гоша: Здравствуйте ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Гоша.
(дети знакомятся)
Педагог: Гоша, а почему ты плачешь?
Гоша: Я собрал с огорода урожай овощей, а что выросло у меня, не знаю.
Дети, подскажите, пожалуйста, какие овощи выросли в моём огороде?
(Загадывает загадки про овощи, дети их отгадывают и находят отгадку в корзинке, загадка про репку загадывается последней).
Загадки:
Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом. (Картошка)


Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)


Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)


В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза)


Что это за ёлочки,
Нет на них иголочек?
Что за красные шары,
Но не видно мишуры?
Так красиво вдоль забора
Летом спеют …. (помидоры)


Дед её тащил из грядки,
Но один не смог достать
Все тянули по порядку
Раз, два, три, четыре, пять
Но она сидела крепко
Кто она конечно … (репка)
Гоша: А сейчас, мои маленькие друзья, давайте с вами немного отдохнём – и поиграем в игру «Репка».
Физминутка: «Репка»
В огороде дедка
Репку посадил. (присели)
И водой из лейки
Репку он полил. (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка. (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая,
Всем хватит угощенья. (руки в стороны)
Выросла репка
И сладка, и крепка. (тянемся вверх на носочках)
Дети садятся на стульчики.
Педагог: Дети, а вы знаете сказку про репку? (Знаем)
(Гоша снова начинает плакать)
Педагог: Гоша, а сейчас что ты плачешь?
Гоша: А я не знаю.


Педагог: Ребята, давайте покажем Гоше сказку «Репка» (дети показывают сказку «Репка», используя настольный театр). А исполнять роли будут дети.
Воспитатель:
«Наша репка – просто диво,
Очень вкусна, и красива,
Дружно к репке мы пойдем
По кусочку все возьмем»
Дети пробуют репку на вкус.
Подведение итога занятия: Гоша, ребята, Вам понравилась наша сказка?
Гоша: Мне очень понравилась ваша сказка. Я очень Вам благодарен за те знания, которые сегодня вы мне подарили.
Педагог: Ребята, давайте Гошу научим танцевать, пригласим его на наш танец.
Под музыку «Дружба» - фонограмма гр. Барбарики
дети танцуют вместе с Гошей, воспитателем.


Занятие 2.Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?


  1. Ритуал – Приветствие.

  2. Беседа.

  3. Игра «Измени голос».

Педагог, встречая детей, говорит, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек изменились прически и т. д. Неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.


Педагог.Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (По лицу, голосу, одежде и т. д.) Артист изменяет себя, чтобы быть похожим на героя, которого он изображает. Как можно изменить себя? (Нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения, походку и т. д.)


  1. Проводится игра «Измени голос». Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

В конце занятия педагог хвалит ребят за артистизм.


Примечание. В конце каждого занятия педагог обязательно благодарит, хвалит детей за проделанную работу, отмечает их наиболее значимые достижения в театральной деятельности, подводит итог занятия и сопровождает ребят в группу.


Занятие 3.Пойми меня.
Ход занятия.

  1. Ритуал – Приветствие.

  2. Беседа.

  3. Отгадывание загадок.

  4. Игровые упражнения.

Дети в полукруге. Педагог загадывает им загадки:


Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинноушка —
Белый бок. (Заяц)


Много иголок,
И все без ниток. (Еж)


Этот сторож дом охраняет,
На воров громко лает. (Собака)


Что за девица-краса!
Шубка очень хороша!
Хитрые глазки, пушистый хвост,
Ступает мягко, ласково поет. (Лиса)


Педагог. Как вы догадались, что эта загадка именно про зайца (собаку и т. д.)?
(Ответы детей.) У каждого животного есть свои характерные особенности, которые можно изобразить. Какие у зайца уши? Какие у лисы глаза?


Дети имитируют характерные движения зайца, ежа, собаки, лисы, медведя. Педагог помогает им найти наиболее выразительные особенности каждого героя.


Затем педагог говорит, что изобразить можно не только животных, но и предметы, например, поезд, машину, дерево; предлагает детям отыскать наиболее характерные особенности предлагаемых предметов и изобразить их.


В конце занятия педагог хвалит детей за смекалку и исполнительское мастерство.


Занятие 4.Язык жестов.


Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Ход занятия.

  1. Игра «Где мы были, мы не скажем».


  1. Беседа.


3. Подвижная игра «Смелые мышки».


Игра «Где мы были, мы не скажем».
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т. д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.


Педагог. Изобразить кого-то или что-то вам помогали жесты – определенные движения и мимика – выражение лица. Артистам тоже помогают выразительно исполнять роли жесты и мимика.


Подвижная игра «Смелые мышки».


Сначала педагог читает стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон…
Убежали мышки вон!


Затем педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2–3 раза.


По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.


Занятие 5.Курочка Ряба.
Программное содержание:
● учить детей вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий, находить средства выражения образа в движениях под музыкальное сопровождение, жестах, мимике, интонациях;
● побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказкой;
● воспитывать интерес к музыкальной и театрально игровой деятельности.


Материалы и оборудование:
● настольный кукольный театр «Курочка Ряба»,
● игрушка-би-ба-бо Петушок, шапочка-маска Курочки, большой платок для игры, музыкальное сопровождение, аудиозапись


Ход занятия.
Дети входят в зал под звучание «Итальянской песенки» П. Чайковского (№1 «Утро на ферме», музыкальный диск «Малыш в деревне»). Педагог предлагает детям послушать сказку.


Педагог. Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба да Петушок — Золотой гребешок (на столе появляется кукла Петушок).


Петя раньше всех вставал,
Песней солнышко встречал.
Петя, Петя-петушок
Золотой гребешок,
Ты зачем так рано встал,
«Ку-ка-ре-ку» прокричал?


Петушок.
Чтобы не проспал народ
Солнца ясного восход...
Здравствуйте, детишки! А почему вы не поздоровались? Может, у вас, язычков нет? Дети вместе с воспитателем (показывают и прячут язычки): Ам! Никому не дам!


Петушок. Язычки у вас есть. Но, может, у вас горлышко болит? Что-то вы ротики не раскрываете?


Дети вместе с педагогом (широко раскрывают рты): А-а-а!


Петушок. Нет, горлышко ни у кого не болит? Может, детки еще не совсем проснулись?
Ну-ка, глазки, просыпайтесь! Губки, зубки, улыбайтесь!


Дети открывают глаза вместе с воспитателем и улыбаются.


Педагог. Тут проснулись дед и баба, встала и Курочка-Ряба.


На столе появляются персонажи сказки. Руководитель показывает сказку, привлекая детей, в процессе показа, имитировать голоса ее героев.


Петушок.
Ку-ка-ре-ку! Курицы,
Хорошо ль на улице?
Ку-ка-ре-ку! Десять раз –
Беспокоюсь я за вас.
Беспокоюсь, хлопочу,
Громко крыльями стучу.
Я горланю во весь дух,
Потому что я петух.
Курочка. Брось горланить! Ко-ко-ко…
Все мы здесь… Недалеко…


(Роль курочки исполняет педагог, надев на себя косыночку курочки).


Песня «Курочка» (Т. Попатенко)
Курочка, курочка, курочка рябая по двору идет (дети-«цыплята» идут за воспитателем – «курочкой»).
Желтеньких, желтеньких, желтеньких цыпляток за собой ведет:
Вы не убегайте далеко («Курочка» грозит пальцем).
Зернышки ищите – ко-ко-ко! («Цыплята» кивают головой).
Ко-ко-ко! («Цыплята» приседают и пальчиком по полу («клюют Зернышки»).


Педагог.
Малые ребятки, желтые цыплятки
Разбежались кто куда.
Ты найдешь их, мама,
Курочка. Да!


Игра «Прятки-цыплятки»
Мы играем в прятки, спрятались ребятки (дети встают тесной стайкой).
Спрятались ребятки, желтые цыплятки (руководитель накрывает их).
Я по дворику хожу, деток я не нахожу (Большим платком).
Где мои ребятки, желтые цыплятки? («Курочка» ходит, ищет детей).
Я к платочку подойду, может, там детей найду (Подходит к детям).
Под платочком кто стоит и тихонечко пищит?
— Пи-пи-пи… (дети пищат из-под платка).
Вот мои ребятки, желтые цыплятки! («Курочка» снимает платок и радуется).


Педагог. Стали цыпоньки плясать,
Стали крыльями махать («Курица» вместе с « цыплятками» пляшут).


Педагог.
Желтые цыплятки, шустрые ребятки,
Поплясали, молодцы!
Вы немножечко устали,
В группу вам пора идти


Педагог. Ребятки, вы сегодня хорошо поиграли и повеселились, а теперь давайте попрощаемся с петушком и пригласим его к нам в гости в следующий раз.


Дети с воспитателем уходят в группу.


Занятие 6.Лесной зонтик.


Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, творческих способностей, самостоятельности старших дошкольников в организации театрализованной деятельности.
Задачи:
· Закрепить у детей основы кукловождения в разных видах кукольных театров (театр платковых, ростовых, варежковых, штоковых кукол);
· Развивать умения находить нужные выразительные средства (жесты, мимику, эмоции, тембр голоса) для создания образа героев сказки;
· Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
· Формировать умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности по развитию звуковысотного слуха ребёнка;
· Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности, предоставлять возможность экспериментировать с кубиком «Эмоции» при создании образа;
· Воспитывать навыки театральной культуры, артистические качества, творческий потенциал детей, прививать любовь к театру.


Ход занятия.


Дети входят в зал.


1. Музыкальное приветствие: игра «Здравствуйте».


- Ребята, давайте поздороваемся со всеми присутствующими и друг с другом.
Все становятся, поочерёдно дают левую руку рядом стоящему, называя имя, здороваются. В конце поднимают все руки и вместе произносят «Здравствуйте все, добрый день!»


- Ребята, сегодня мы с вами покажем для наших гостей творческую сказку «Под дождём» (по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибком») Знаете такую сказку? (Ответы детей). Но сначала ответьте на мой вопрос: что делают артисты, актеры, прежде чем выступить на сцене? Показать спектакль? (Ответы детей).


- Правильно, репетируют, вот этим мы сейчас с вами и займёмся. Так как работать мы будем с куклами для каждого из вас важно знать, что для каждого актёра-кукловода важно развитие рук и пальцев. Давайте сейчас с вами разомнём немножко наши ручки.


  1. Упражнение «Листопад» (для развития мышц рук).


Ветер по лесу летал Качают руками вверху вправо – влево.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, Считают листики, загибая пальчики.
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзы золотой.
Вот последний лист осинки Выполняют движения кистями рук.
Ветер бросил на тропинку.
Вот рябинка у тропинки, Потряхивают кистью рук.
Кисти алые горят,
А девчонки и мальчишки
Их сорвать скорей спешат. Имитируют сбор ягод.
Много брать мы их не будем Грозят пальцем.
Мы про птичек не забудем. Имитируют руками взмахи крыльями.
Зимой в гости прилетят,
Их ждёт гостинец от ребят. Поглаживают грудь.


3. Упражнение «Лесные музыканты» (для развития голоса, тембрового слуха).


- Молодцы, немного размялись, но для настоящего артиста-кукловода не менее важна техника речи и развитие голоса. Сейчас мы этим и займёмся. Повторяйте за мной песенки зверей.
Расшумелись в лесу Зайки:
Взяли в лапки балалайки.
Балалайки трещат,
Зайки весело пищат.
Поют в высоком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ПИ» (нота «Ля» 1 октавы).


Им прокаркала Ворона:
Эй, возьмите на пол тона
Вы пониже для меня.
Хочу песню спеть и я.
Поют в низком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «МИ» (нота «Ми» 1 октавы).


Ей Лисичка говорит:
«Умоляю, помолчи
Со своим фальшивым «МИ».
Зайки, ну-ка заиграйте,
Я сейчас спою для вас».
Поют в среднем регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ЛЯ» (нота «Соль» 1 октавы).


«Эй, кума, остановись,
Подожди не торопись!»
Лисе Мишка прорычал...
«Будет так, как я сказал!»
Поют в низком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ПА» (нота «До» 1 октавы).


А Ворона осерчала.
Песню петь она не стала.
Лишь сказала: «Кар-кар-кар»
Просто форрррменный кошмарррр!


4. Игровая мотивация «Узнай чей голосок?» (на развитие звуковысотного слуха).


5. Модель «Дом звуков» (продуктивная деятельность).


6. Тренинг. «Эмоциональный образ».


7. Творческая сказка «Под дождём» (по мотивам авторской сказки В. Сутеева «Под грибком»).


Занятие 7.Колобок.
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.


Ход занятия.

  1. Ритуал – приветствие.


  1. Игры и упражнения на речевое дыхание.


  1. Артикуляционная гимнастика.


  1. Импровизированная игра «Колобок».


  1. Игры и упражнения на речевое дыхание.


  1. Чтение стихотворения «Мыльные пузыри»:

Осторожно – пузыри!
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
Мой – со сливу!
Мой – с орех!
Мой – не лопнул
Дольше всех!


Артикуляционная гимнастика.
Педагог обращает внимание детей на то, что для того, чтобы добиться выразительности речи, им нужно иметь хорошо развитые губы: «Произнести скороговорку вялыми губами нельзя, нам нужно их „размять“, как вы разминаетесь на утренней зарядке в саду и дома. Некоторые упражнения могут показаться смешными, но нужно сдерживаться и старательно выполнять движения:


• сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку;


• попытаться «трубочкой» достать до носа, а потом опустить к подбородку;


• выполнять круговые движения «трубочкой» в одну сторону потом в другую;


• почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять ее вверх;


• почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить ее вниз.


Каждое упражнение выполняется 5–8 раз, затем следует пауза, во время которой губы расслабляются.


Педагог предлагает детям маски героев сказки «Колобок». Эту сказку дети очень хорошо знают и могут ее легко сыграть в предлагаемых обстоятельствах. Педагог ставит перед исполнителями сказки определенные задачи.


Педагог. Что должен сделать волк, когда повстречает Колобка? (Волк обещает съесть Колобка.) Какая задача у Колобка, который без разрешения ушел от дедушки и бабушки?


Следует акцентировать внимание детей на неправильном поступке Колобка: в конце сказки хитрая Лисица съела Колобка. После проговаривания задач героев дети начинают исполнять роли так, как играли бы в одиночестве. Каждый ребенок по-своему будет представлять того или иного героя.


Занятие 8.Репка.
Репетиция спектакля.


Занятие 9.Репка.
Репка и показ спектакля.


Занятие 10.Животные во дворе.
Цель. Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных.
Ход занятия

  1. Ритуал - приветствие.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Знакомство со скороговоркой.

  4. Игра «Животные во дворе».

  5. Повторение пьесы «Репка».

Артикуляционная гимнастика.
Дети сидят в полукруге. Педагог проводит упражнения и артикуляцию «Удивленный бегемот», «Горячая картошка», затем спрашивает: «Ребята, что такое скороговорка?» Скороговорка – это веселая словесная игра. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии.
Послушайте скороговорку:


Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель
Моряки аж три недели
Карамель на мели ели.


Игра «Животные во дворе».
Педагог. Ребята, вспомните, какие домашние животные живут на деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга.
Вызывается несколько ребят, которые будут под музыку изображать домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, щенка, наглую ворону, юркого воробья.


Затем дети повторяют сказку «Репка».


Занятие 11.Воображаемое путешествие.
Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.


Ход занятия.
1. Ритуал – приветствие.
Артикуляционная гимнастика.


2. Воображаемое путешествие.


3. Репетиция пьесы «Репка».


Артикуляционная гимнастика.
Некоторые дети говорят сквозь зубы; при этом челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти с помощью упражнений.


• Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем делать круговые движения головой.


• «Удивленный бегемот» – отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.


• «Горячая картошка» – положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).


Игра «Воображаемое путешествие».


Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть – траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод, – осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».


Далее чтение пьесы «Колобок» и просмотр мультфильма «Колобок».


Занятие 12.Петушок – золотой гребешок.
Цель: Вызывать желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Активизировать детей, вовлекая в общение с игрушкой. Приобщать к сюжетным играм, используя шапочки – маски. Познакомить с кукольным спектаклем. Вызывать радостные чувства. Обучать детей простейшим танцевальным движениям. Побуждать принимать участие в пляске по показу педагога.


Реквизит: Настольная игрушка петушок, шапочки-маски курочки и цыпляток.


Ход занятия.
Ритуал – приветствие.
Педагог вносит игрушку, поет песню «Петушок», выполняя действия с игрушкой.
Петушок.
(русская народная прибаутка)
Петушок, петушок (гладит петушка по спинке,
Золотой гребешок (указывает на гребешок, Масляна головушка (гладит по голове,
Шелкова бородушка (указывает на бородушку) .
Что ты рано встаешь (обращаясь к петушку, поворачивает рукой,
Громко песни поёшь,
Ване спать не даёшь (указывает на ребенка).


Педагог вовлекает детей в общение с игрушкой, просит изобразить пение петушка, показывать, где у петушка головушка, гребешок.


Педагог надевает детям шапочки-маски цыплят и курочки. Предлагает детям поиграть в игру «Курочка и цыплята».


Чтение сказки «Лиса, Кот и Петух» и просмотр мультфильма «Лиса, Кот и Петух».



Занятие 13.Лиса, Кот и Петух.
Цель: знакомить детей с содержанием сказки «Кот петух и лиса» с использованием приема театрализации;
- закрепить умения отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- упражнять детей в отгадывании загадок;
- повторить с детьми знакомые стихотворения;
- воспитывать в детях чувство дружбы и взаимопомощи.


Ход занятия.
Приходит Фея Сказок с книгой, здоровается.
(берет детей за руки и предлагает встать кружок).


Ребята, вы знаете кто я? Я Фея Сказок, а в руках у меня большая книга сказок. Хотите мы вместе рассмотрим эту книгу?


Дети: Да.
Фея: Тогда присаживайтесь на стульчики и внимательно смотрите.
(Фея открывает Книгу Сказок и показывает детям иллюстрации сказок «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»)


Фея: А эта сказка вам знакома, давайте вспомним кто герои этой сказки?
- Кто охотился за Петушком? (Лиса)
- А кто спасал Петушка? (Котик)
- В этой сказке лисичка какая? (Хитрая)
- Удалось ли Котику спасти Петушка? (да)
- Кто в этой сказке хороший, добрый? (Кот, Петух)
- А кто хитрый, злой? (Лиса)
Фея: Молодцы, вы хорошо помните сказку «Кот, петух и лиса». А теперь я приглашаю вас в театр, посмотреть эту сказку. Но прежде чем попасть в театр, нам нужно приобрести билеты, а билеты вы получите, отгадав мои загадки и рассказав стихотворения.


Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)


Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)


Фея: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Волшебные превращения».
Фея раздает билеты: Все билеты получили,
Никого не позабыли?
Наступает время сказки,
Открывайте шире глазки!
Дети надевают шапочки героев сказки. Драматизация сказки «Лиса, Кот и Петух».


Фея: Как вы думаете, кто настоящий друг в этой сказке? (Кот)
Почему? (Потому что он выручил петушка из беды)
Фея: Петя, Петя петушок
Золотистый гребешок.
Спой нам песенку дружок.
Песню знаем тоже,
Мы тебе поможем.
Дети исполняют песню «Есть у солнышка дружок».
Фея: Вот и закончилось наше волшебное путешествие по Книге сказок. Знакомьтесь с новыми сказками, а я непременно приду к вам снова, и мы отправимся в новое увлекательное путешествие по этой замечательной книге.







ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

  2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  3. Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

  4. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена; СОЮЗ, 2001.

  5. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

  6. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.

  7. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

  8. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.

  9. Васькова О.Ф, Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.

  10. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. В.З. Кантора. – СПб.: КАРО, 2006.

  11. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.

  12. Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.

  13. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

  14. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. М. 2012.

  15. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-7
    лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.

  16. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

  17. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост.: Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

  18. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

  19. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 2002.

  20. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

  21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

  22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. - СПб.: Издательство «Речь», 2003.

  23. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

  24. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

  25. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной Феи». - СПб.; Речь; М.: Сфера, 2011.-61 с.

  26. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

  27. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. М., 2007.

  28. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  29. Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992

  30. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М.: ТЦ Сфера 2009.

  31. Метод научной педагогики Марии Монтессори / Под ред. З.Н. Борисовой. Киев, 1993.

  32. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.

  33. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М., 2002.
    Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой. Ярославль, 2006.

  34. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб.: 2004.

  35. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

  36. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: 2003.

  37. Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

  38. Полянская Т.Г. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010. 

  39. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  40. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1: Темная сенсорная комната. – 416 с.

  41. Сенсорные комнаты «Снузлин»: сборник статей и методических рекомендаций. – М. : ООО Фирма «Вариант», 2009. – 74 с.

  42. Серов Н.В. Световая терапия. – СПб.: 2002.

  43. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  44. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психологического развития. – М.: Педагогика, 2001.

  45. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.

  46. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

  47. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.: ил. (Развитие и воспитание)

  48. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.

  49. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.

  50. Хамадиева О.И. Студия театрального мастерства «Карусель» // Воспитатель ДОУ. 2007. № 2

  51. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

  52. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

  53. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: 2001.

  54. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет.г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010

  55. Интернет-ресурсы:http://dramateshka.ru/


30