Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Исследование влияния музейной педагогики на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Амбрусевич Ирина Александровна Амбрусевич Ирина Александровна
DOC
313
4
Предпросмотр

И.А. Амбрусевич, педагог дополнительного образования Детского образовательно-оздоровительного центра «Юность» Ульяновской области
Исследование влияния музейной педагогики на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В реализации ФГОС дошкольного образования перед педагогами стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой. О роли перспективного направления в современном образовательном пространстве говорилось и писалось много и учителями и музейными сотрудниками. Однако ряд важнейших аспектов этой педагогической деятельности в музее, названной музейной педагогикой, не достаточно глубоко раскрыты, что позволяет обсудить их основательнее. По словам Анатолия Александрович Гина, известного специалиста по ТРИЗ-педагогике, руководителя лаборатории "Образование для Новой Эры" в его интервью на сайте «Педсовет.орг» - «Большой плюс - ФГОСы идеологически даже требуют развитие креативности: умение выбрать, умение вести диалог, умение формулировать свои мысли, умение искать решения жизненных задач - во ФГОСах это все прописано. Огромный минус ФГОСОв - они никак, вообще никак не проработаны методически» [11]. Поэтому проблемой нашего исследования является определение педагогических условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Объектом нашего исследования является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Предмет - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Цель исследования: определить педагогические условия влияния музейной педагогики на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи: - на основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «творческие способности» и «музейная педагогика». - установить зависимость между уровнем развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и методически правильным применением музейной педагогики. - разработать методику развития творческих способностей средствами музейной педагогики и определить ее эффективность. Гипотеза исследования: уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет эффективным, если: - проводимая работа будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; - музейные экспонаты будут нести насыщенный информативный материал; - будет активное вовлечение детей в процесс работы в музее. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-практической литературы, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта); эмпирические (наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности, опрос); математические (анализ средних значений, частотный и сравнительный анализ).

1. Определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


Теоретический анализ литературных источников показал, что музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Исследование проводились в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала. На первом, поисково-теоретическом, этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, изучался опыт работы по развитию творческих способностей старших дошкольников, определялись объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. На втором, практическом, этапе было проведено исследование эффективности разработанной системы занятий для развития творческих способностей старших дошкольников средствами музейной педагогики. Данный этап работы состоял из: - изучения уровня развития творческих способностей детей (констатирующий эксперимент), - применения цикла разработанных занятий в группе старших дошкольников (формирующий эксперимент); - определение уровня развития творческих способностей детей по окончании формирующего эксперимента (контрольный эксперимент). На третьем этапе, носившем обобщающий характер, были проведены: обработка полученных данных, их обобщение, систематизация и интерпретация с формулированием выводов, литературное оформление работы. Математическая обработка результатов исследования включала в себя проведение анализа средних данных, сравнительный анализ, частотный и корреляционный анализ данных. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы – 12 девочек и 8 мальчиков. Возраст испытуемых – от 5 лет 5 месяцев до 6 лет 2 месяцев. В качестве критериев творческого развития мы взяли: - уровень художественно-творческого развития; - уровень развития речевого творчества. Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития: умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей, разработанность содержания изображения, эмоциональность созданного образа, предмета, явления, самостоятельность и оригинальность замысла, умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом, уровень развития воображения. Уровень развития каждого показателя оценивается по трехбалльной системе от низкого до высокого уровня. Среднее значение показателей дает в итоге уровень художественно-творческого развития: - высокий уровень: в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы; - средний уровень: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы; - низкий уровень: ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы. Для определения уровня речевого творчества мы применяли методику Е.В. Котовой, которая выделяет следующие показатели речевого творчества: умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение, умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц. По итогам выполнения методики определяется уровень развития речевого творчества: - высокий уровень - дети придумывают оригинальный сюжет, соответствующий предложенной теме, четко выделяют композиционные части высказывания (начало, середину, конец). В сказки включается диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрываются чувства персонажей. Текст излагается в логической последовательности, диалог передается очень выразительно, с изменением силы голоса и интонации. - средний уровень - дети соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличается большой оригинальностью. В сказках встречаются диалоги персонажей, которые заимствованы из других литературных произведений, хотя дети могут их передать выразительно. - низкий уровень - дети, которые затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствовуют, а сам текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедленный. Встречается много остановок, пауз, повторов слов. Констатирующий этап исследования включал в себя проведение диагностики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Проведение частотного анализа данных констатирующей диагностики показало, что наиболее успешно испытуемые справились с придумыванием сказки путем компиляции уже известных детям произведений – 25% испытуемых показали высокий уровень по данной шкале - дети самостоятельно придумывают историю с элементами оригинальности (оригинальные персонажи либо оригинальные действия), насыщенную деталями (например, описанием персонажей, места действия и т.п.). 20% испытуемых показали высокие результаты по шкале «Уровень художественно-творческого мышления» (см. Таблицу 1) – части изображаемого предмета расположены верно, дети правильно передавали в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние - выше, передние - крупнее равных по размерам, но удалённых), проявляли стремление к наиболее полному раскрытию замысла, у детей проявлялась потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов), в рисунках присутствовала яркая эмоциональная выразительность, дети проявляли самостоятельность в выборе замысла, содержание их работ было разнообразно, проявлялся оригинальный замысел, задания дети выполняли самостоятельно. Таблица 1 - Данные частотного анализа результатов диагностики в рамках констатирующего этапа исследования  

Уровень художественно-творческого развития

Уровень развития словесного творчества

Высокий уровень, %

20

25

Средний уровень, %

55

50

Низкий уровень, %

25

25 Также значительное количество детей показали низкий уровень по исследуемым показателям творческого развития – по шкале «Уровень художественно-творческого развития» и «Уровень развития словесного творчества» по 25% детей исследуемой группы старших дошкольников показали низкий уровень развития (см. Рисунок 1) – дети работали только с помощью воспитателя, затруднялись в создании изображения предметов; непоследовательно выполняли работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляли самостоятельность и творчество при выполнении заданий; показывали низкое качество выполненной работы; затруднялись в выстраивании сюжета, не соблюдали логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют, а сам текст излагался монотонно, не менялась сила голоса, темп речи был замедленный, встречалось много остановок, пауз, повторов слов. Рисунок 1. Графическое представление результатов частотного анализа данных констатирующей диагностики Наибольшие сложности у детей исследуемой группы вызвало задание, связанное с определением самостоятельности и оригинальности замысла – среднее значение по группе составило 1,5 балла, что соответствует низкому уровню развития. Наиболее высокие результаты дети исследуемой группы показывают по шкалам «Эмоциональность созданного образа, предмета, явления», «Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом», «Уровень развития воображения» (средний балл по группе составил 2,1 балла) (см. Таблицу 2, Рисунок 2). Таблица 2 - Данные анализа средних значений результатов диагностики в рамках констатирующего этапа диагностики  

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Разработанность содержания изображения

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Самостоятельность и оригинальность замысла

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Уровень развития воображения

Уровень художественно-творческого развития

умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение

умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц

Уровень развития словесного творчества

Среднее значение по группе, балл

1,8

1,7

2,1

1,5

2,1

2,1

1,8

2,0

1,9

1,9
Рисунок 2. Графическое представление результатов анализа средних значений данных констатирующей диагностики Для получения достоверных результатов по окончании проведения формирующего этапа исследования вся выборка были разделена на две исследовательские группы: - экспериментальная группа – 10 детей старшего дошкольного возраста, с которыми в период формирующего этапа проводились занятия по развитию творческих способностей средствами музейной педагогики; - контрольная группа – 10 детей старшего дошкольного возраста, с которыми таких занятий не проводилось. По группам дети распределялись с учетом результатов диагностики творческих способностей на этапе констатирующего этапа исследования таким образом, чтобы в каждой из групп оказалось примерно равное количество детей с высоким, средним и низким уровнем развития творческих способностей. Так, в экспериментальную группу вошли 20% детей с высоким показателями по шкале «Уровень художественно-творческого развития», 50% - со средним уровнем и 30% детей с низкий уровнем. В контрольную группу вошли 20% детей с высоким показателями по шкале «Уровень художественно-творческого развития», 50% - со средним уровнем и 30% детей с низкий уровнем (см. Таблицу 3). Таблица 3. Сравнительный анализ результатов констатирующей диагностики в экспериментальной и контрольной группах Уровни развития исследуемых показателей

Уровень художественно-творческого развития

Уровень развития словесного творчества

Экспериментальная группа

Высокий уровень, %

20

20

Средний уровень, %

50

50

Низкий уровень, %

30

30

Контрольная группа

Высокий уровень, %

20

30

Средний уровень, %

50

50

Низкий уровень, %

30

20 В экспериментальную группу вошли 20% детей с высоким показателями по шкале «Уровень развития словесного творчества», 50% - со средним уровнем и 30% детей с низкий уровнем. В контрольную группу вошли 30% детей с высоким показателями по шкале «Уровень развития словесного творчества», 50% - со средним уровнем и 20% детей с низкий уровнем (см. Рисунок 3). Экспериментальная группа Контрольная группа Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов констатирующей диагностики в экспериментальной и контрольной группах При сравнении средних значений по отдельным исследуемым показателям также видим, что в обеих исследуемых группах уровни развития составляющих творческих способностей примерно одинаковы (см. Таблицу 4). Минимальные (от 0,1 балла до 0,2 балла) наблюдаются по показателям «Разработанность содержания изображения», «Эмоциональность созданного образа, предмета, явления», «Самостоятельность и оригинальность замысла», «Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом», «Уровень развития воображения», «Уровень художественно-творческого развития», «умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение», «умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц», «Уровень развития словесного творчества» (см. Рисунок 4). Таблица 4. Средние значения показателей по отдельным шкалам в экспериментальной и контрольной группах  

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Разработанность содержания изображения

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Самостоятельность и оригинальность замысла

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Уровень развития воображения

Уровень художественно-творческого развития

умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение

умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц

Уровень развития словесного творчества

Среднее значение по экспериментальной группе, балл

1,8

1,6

2,0

1,3

2,0

2,0

1,8

1,9

1,9

1,9

Среднее значение по контрольной группе, балл

1,8

1,7

2,1

1,5

2,1

2,1

1,9

2,1

1,8

2,0

Рисунок 4. Средние значения показателей по отдельным шкалам в экспериментальной и контрольной группах Все незначительные отличия между группами наблюдаются во всех случаях в пользу детей контрольной группы – из показатели ненамного превышают показатели детей из экспериментальной группы, поэтому возможные позитивные изменения, произошедшие по завершении формирующего этапа исследования, направленного на раскрытие и развитие потенциала детей в различных областях посредством музейной педагогики, свидетельствовали бы об эффективности предложенной системы мероприятий для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Организация педагогической деятельности по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами музейной педагогики


Цель формирующего этапа исследования – создание системы педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. При создании системы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования. Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер. Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части. Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности музейного педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду на протяжении трех лет. В ДООЦ «Юность» создан музей народов Среднего Поволжья. Благодаря воспитателям, родителям воспитанников расширяется коллекция экспонатов. После летних отпусков из ближних деревень в музей детского сада родители везут предметы старины и быта. Несмотря на то, что музей находится в детском саду, работа в нем ведется очень серьезная. Вот уже пять лет реализуем совместный проект с городским краеведческим музеем по программе «Тайны времени». Наш музей необычный, потому что он работает не как экспозиция. Здесь два раза в неделю с детьми старших и подготовительных групп проводятся занятия. На таких занятиях воспитанники учатся составлять свою родословную, узнают о своих предках, знакомятся с историей родного края. Действует кружок «Былинушка», где дети учатся работать с тканью, бумагой, бисером, нитками, вышивать, делать поделки из различного материала. На таких занятиях дошкольники изучают быт, традиции, культуру народностей Поволжья. Рисунок 5. Экспозиция музея народов Поволжья В рамках выполнения исследования был создан мини-музей в старшей группе «Русская изба». Цель создания мини-музея: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды, развивать творческие и познавательные способности детей. Задачи работы по созданию мини-музея: осуществлять комплексный подход к творческому развитию дошкольников; познакомить детей с разными формами устного народного фольклора; познакомить детей с особенностями народного быта; расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа; развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии; развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, народных песенок, закличек; познакомить детей с разными видами народного творчества; привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, посиделок. Этапы работы по созданию мини-музея: сбор экспонатов музея; накопление методического материала для дальнейших посещений музея детьми; приобщение специалистов ДООЦ для осуществления проекта; составление перспективно-тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарем; составление графика посещения музея детьми; проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея. В мини-музее были собраны: предметы русского быта; репродукции с изображениями героев фольклора устного народного творчества; мебель, текстиль, используемые на Руси. Таблица 5. Содержание формирующего этапа исследования через интеграцию образовательных областей (по ФГОС ДО) № п/п

Образовательная область

Содержание

Задача

1

Коммуникативно-личностное развитие

Рассматривание иллюстраций о правилах соблюдения безопасного поведения; чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди»; составление рассказов о правилах использования предметов быта.

Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

С/р игра «Семья»; с/р игра «Экскурсия по музею»; составление описательных рассказов о национальном костюме; сбор пословиц и поговорок о семье, уважении взрослых, послушании; Экскурсия в музей (совместно с родителями);

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

Беседа : «Профессии на Руси», рассматривание иллюстраций древних профессий; изготовление поделок к праздникам; постройка снежных фигур на улице, украшение участка к народным гуляньям

Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета); Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»; составление загадок про времена года, праздники.

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.

2

Познавательно-речевое развитие

Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды).

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

3

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

Знакомство детей с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек , считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности.

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.

Занятие по художественному творчеству с применением ИКТ «Путешествие в музей искусств»

-выявить у детей уровень усвоенных знаний (жанры живописи, названия картин и т. п.) и умений в изобразительной деятельности (практические навыки работы с изобразительными материалами, использование различных техник рисования, создание композиции по замыслу и т. п.) ; - активизировать знания детей о музее, правилах поведения, значении музея в жизни людей. -развивать у детей творческую самостоятельность, вызвать желание рисовать, быть «художником»; развивать эстетический вкус. -воспитывать интерес к искусству, рисованию. Деятельность родителей в мини-музее «Русская изба» включает в себя организацию экскурсий; проведение занятий; участие в праздниках и развлечениях; посещение экскурсий, проводимых детьми; участие в выставках. Важно донести до родителей, что их вклад в приобщение детей к национальной культуре не может ограничиваться только помощью в организации мини-музея. Они должны понимать, что их участие необходимо и в дальнейшей деятельности мини-музея. Можно провести групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы. Формы работы с детьми в мини-музее «Русская изба»: досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития и «сладкие вечера»; встречи с интересными людьми выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду; экскурсии, проводимые детьми подготовительной группы; конкурс «Юный экскурсовод»; театральные постановки по мотивам народных сказок с использованием экспонатов мини-музея – предметов быта и одежды.

3. Оценка эффективности системы педагогической деятельности по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами музейной педагогики


В рамках проведения контрольного этапа исследования была проведена диагностика по тем же методикам, что и при проведении констатирующего этапа. Контрольный этап исследования включал в себя проведение диагностики уровня развития художественно-творческих способностей и уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Проведение частотного анализа данных диагностики уровня художественно-творческого мышления показало, что на момент проведения контрольной диагностики ни один ребенок экспериментальной группы не показал низкого уровня развития, 40% детей показали высокий уровень развития - части изображаемого предмета расположены верно, дети правильно передавали в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передни - крупнее равных по размерам, но удалённых), проявляли стремление к наиболее полному раскрытию замысла, у детей проявлялась потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов), в рисунках присутствовала яркая эмоциональная выразительность, дети проявляли самостоятельность в выборе замысла, содержание их работ было разнообразно, проявлялся оригинальный замысел, задания дети выполняли самостоятельно. В контрольной группе детей, показавших высокий уровень художественно-творческого развития 30% (см. Таблицу 6). Средний уровень развития художественно-творческого мышления показали по 60% детей экспериментальной и контрольной групп. Низкий уровень развития данного показателя выявлен только у одного испытуемого (10%) контрольной группы. Высокий уровень развития словесного творчества показали 60% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы - дети самостоятельно придумывают историю с элементами оригинальности (оригинальные персонажи либо оригинальные действия), насыщенную деталями (например, описанием персонажей, места действия и т.п.). 40% испытуемых экспериментальной группы и 50% испытуемых контрольной группы показали средний уровень развития словесного творчества. 10% испытуемых контрольной группы показали низкий уровень развития словесного творчества (см. рисунок 7). В экспериментальной группе низкого уровня развития словесного творчества не выявлено ни у одного ребенка. Таблица 6 - Данные частотного анализа результатов заключительной диагностики
Уровени развития показателей

Уровень художественно-творческого развития

Уровень развития словесного творчества

Экспериментальная группа

Высокий уровень, %

40

60

Средний уровень, %

60

40

Низкий уровень, %

0

0

Контрольная группа

Высокий уровень, %

30

40

Средний уровень, %

60

50

Низкий уровень, %

10

10

Рисунок 6. Показатели развития художественно-творческих способностей старших дошкольников на этапе контрольного этапа исследования
Рисунок 7. Показатели развития словесного творчества на этапе контрольного этапа исследования Проведение анализа средних значений данных контрольной диагностики показало, что наиболее высокие результаты дети экспериментальной группы показывают по шкалам «Эмоциональность созданного образа, предмета, явления», «Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом», «Уровень развития воображения» (средний балл по группе составил 2,6 балла) (см. Таблицу 7). В контрольной группе наиболее успешно дети справлялись с заданиями, выявляющими уровень эмоциональности созданного образа, предмета, явления, уровень умения отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом и уровень умения соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение (средний балл по группе составил 2,3 балла) (см. Таблицу 7). Наибольшие сложности у детей экспериментальной группы возникли при выполнении заданий, выявляющих самостоятельность и оригинальность замысла (средний балл по группе составил 2,3 балла) и уровень разработанности содержания изображения (средний балл по группе составил 2,2 балла). Наибольшие сложности у детей контрольной группы возникли также при выполнении заданий, выявляющих самостоятельность и оригинальность замысла и уровень разработанности содержания изображения (средний балл по группе составил 1,9 балла) (см. Рисунок 8). По всем исследуемым показателям дети экспериментальной группы показывают более высокие результаты, чем дети контрльной группы. Таблица 7 - Данные анализа средних значений результатов диагностики в рамках контрольного этапа диагностики
 

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Разработанность содержания изображения

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Самостоятельность и оригинальность замысла

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Уровень развития воображения

Уровень художественно-творческого развития

умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение

умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц

Уровень развития словесного творчества

Среднее значение по экспериментальной группе, балл

2,5

2,2

2,6

2,3

2,6

2,6

2,5

2,4

2,5

2,5

Среднее значение по контрольной группе, балл

2,1

1,9

2,3

1,9

2,3

2,2

2,1

2,3

2,2

2,3 Дальнейший анализ позволит выявить качественный характер обнаруженных отличий и направленность и степень влияния музейной педагогики на показатели развития творческих способностей испытуемых. Оценка изменения, произошедших по завершении формирующего этапа, направленного на раскрытие и развитие потенциала детей в различных областях посредством специально организованной педагогической деятельности, осуществлялась при помощи сравнительного анализа данных (см. Таблицу 8). Рисунок 8. Результат анализа средних значений контрольной диагностики по исследуемым группам По всем исследуемым показателям в обеих исследуемых группах на момент проведения контрольной диагностики произошли позитивные изменения. Наибольшим позитивным изменениям в экспериментальной группе подверглисьпоказатели уровня развития самостоятельности и оригинальности замысла (+72,5%), уровня разработанности содержания изображения (+41,4%) и уровня развития умения правильно передавать пространственное положение предмета и его частей (+40,6%).Наибольшим позитивным изменениям в контрольной группе подверглись показателиуровня развития самостоятельности и оригинальности замысла (+26,7%), уровня развития умения составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц (+22,2%) и уровня развития умения правильно передавать пространственное положение предмета и его частей (+16,7%). Таблица 8. Данные сравнительного анализа данных исследования  

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Разработанность содержания изображения

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Самостоятельность и оригинальность замысла

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Уровень развития воображения

Уровень художественно-творческого развития

умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение

умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц

Уровень развития словесного творчества

Изменения по экспериментальной группе, %

40,6

41,4

30,0

72,5

30,0

30,0

37,9

27,1

32,4

29,7

Изменения по контрольной группе, %

16,7

11,8

9,5

26,7

9,5

4,8

12,0

9,5

22,2

15,4 По всем исследуемым показателям улучшения, произошедшие у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы (см. Рисунок 9). Таким образом, можно говорить о том, что применение методов музейной педагогики самым благотворным образом влияют на развитие словесного и художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Рисунок 9. Графическое представление результатов сравнительного анализа данных исследования В дальнейшем работа должна быть усилена в плане направленности развивающего эффекта на развитие умения соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение, воображения, умения отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом и эмоциональности созданного образа, предмета, явления Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня развития творческих способностей старших дошкольников средствами музейной педагогики в рамках организованной педагогической деятельности в системе дошкольного образования достаточно эффективен.

Заключение


В современных условиях к педагогике предъявляются все большие требования в плане наполнения процессов воспитания и обучения новым содержанием. В связи с этим, важное место в формировании эстетических качеств личности, в образовательном процессе отводится музею, рассматриваемому не только как одно из средств постижения окружающего мира, через визуальную культуру, но и как средство адаптации ребенка к этому миру. Дошкольное учреждение как начальная ступень воспитания и основного образования, интегрирующее на собственной базе достижения семейного воспитания, дошкольного и дополнительного образования закладывает фундамент нравственного и творческого становления личности. Взаимодействие музея и ДООЦ в практике воспитания искусством способствует повышению и расширению художественно-эстетической компетентности, увеличивает роль искусства в формировании креативности. К сожалению, в недавнем прошлом и экономические условия развития страны, и отсутствие целостной государственной политики в области «музейного» воспитания, и смещение внутрисемейных традиций в сторону телевидения, компьютера, в свое время привели к снижению потребности в общении с искусством с глазу на глаз, в стенах музея. К тому же телевизор и компьютер зачастую занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность вместе с родителями исследовать окружающий мир, обучаться более сложному культурному навыку рассматривания картинок. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, столь важной в дошкольном возрасте. Поэтому дети, насмотревшись движущихся картинок, не имеют опыта разглядывания не только неподвижных изображений, но и даже реального мира вокруг. Таким образом, сложившиеся в свое время условия привели к ослаблению связей детство-школа-музей, разрушили накопленный годами опыт «классического» общения с искусством, что негативно сказалось на процессе формирования эстетических качеств личности. Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Это ставит перед образованием новые задачи: расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, гармонизация развития творческой личности, формирование национальной идеологии, сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Проведенное исследование показало, что система дошкольного образования имеет большие неиспользованные ресурсы развития творческих способностей детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик дошкольного образования. Полученные в нашем исследовании данные позволяют говорить о возможности формирования такой системы занятий, которая бы способствовала развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста является музейная педагогика. Проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности. Формирование творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей старшего дошкольного возраста. Задачи, поставленные перед детьми опытно-экспериментальной работой, были полностью решены. На этапе формирующего эксперимента реализовались и проверялись педагогические условия стимулирования творческих способностей активности детей старшего дошкольного возраста в музейной педагогике. Важным условием при этом, на наш взгляд, является понимание сущности, содержание творческого процесса с учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста и стимулирования творческой деятельности детей в мероприятиях музейной педагогики. Проведение экспериментального исследования, анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что стимулирование творческой активности в системе музейной педагогики детей старшего дошкольного возраста имеют теоретическое и практическое значение. Изучение психолого-педагогической литературы, проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности средствами музейной педагогики детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества старших дошкольников и развития ребенка в целом. В рамках выполнения исследования была разработана система педагогической деятельности по созданию в группе мини-музея, и развитию творческих способностей детей через погружение в работу данного музея. По итогам исследования выявлено, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня развития творческих способностей старших дошкольников средствами музейной педагогики в рамках организованной педагогической деятельности в системе дошкольного образования достаточно эффективен.

Список литературы

  1. Астахов А.И. Воспитание творчеством – М, 1986 – 580 с.

  2. Белякова Л. М. Музейная педагогика : новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.

  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества// Дошкольное воспитание. – 1982 - №11. - С. 32-38.

  4. Веракса, Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход// «Перемены». Педагогический журнал. 2000. - №1. - С. 21-39.

  5. Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб. : [б. и.] , 2008. - 207 с.

  6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. – 92 с.

  7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 1007 с. - ISBN 5-04-004708-8.

  8. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н. И. Вьюнова. - М.: Академический проект, 2005. – 256 с. - ISBN 5-8291-0520-9.

  9. Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.

  10. Гин, А. Развитие креативности человека, его характера, продуктивности, отношения к миру – это самое важное // А. Гин. – [электронный ресурс]: http://pedsovet.org/index.php?option=com_content&task= view&id=18631

  11. Гусев, А. Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум [Текст] / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. - М.: Смысл, 1997. - 286 с. - ISBN 5-89357-014-6.

  12. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. - N 6. - С. 73-77.

  13. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей – М: Наука, 1991 – 44 с.

  14. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1997, №12. - С. 73-75.

  15. Здравствуй, музей! // музейно-педагогическая программа : концепция, структура, содержание. – СПб. : [б. и.] , 2008. - 47 с.

  16. Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.

  17. Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 4. - С. 82-90.

  18. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества, 1994 – 76 с.

  19. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

  20. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.

  21. Майданкина Н. Ю., Ковардакова М. Л., Шагарова Н. Г. Программа и технология эколого-художественного образования детей среднего дошкольного возраста / Н. Ю. Майданкина, М. А. Ковардакова, Н. Г. Шагарова. – Ульяновская область, Чердаклинский район: ДООЦ детский сад «Василек» р. п. Октябрьский, 2011. – 124с.

  22. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Нора Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2003. - 639 с. - ISBN 5-272-00390-X.

  23. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. – 50 с.

  24. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996 - №5. - С. 21-27.

  25. Радвил Н. И. Художественный музей и воспитание личности (современное состояние проблемы) // Образование и общество. - 2008. - N 1. - С. 106-109.

  26. Семаго, М. М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - М.: Айрис - пресс, 2004. – 288 с. - ISBN 5-8112-0963-0.

  27. Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. – 2007. - N 2. - С. 30-31.

  28. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : учебное пособие. – СПб. : [б. и.] , 2007. - 339 с.

  29. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. - М. : Высшая школа , 2004. - 216 с.

  30. Тарханова Т. А. Музеи - неисчерпаемый национальный ресурс // Профессиональное образование. - 2008. - N 2. - С. 18-20.

  31. Федеральное законодательство. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". – [Электронный ресурс] : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

23