Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие певческих навыков дошкольников в процессе интеграции искусств

Гусева Ольга Леонидовна Гусева Ольга Леонидовна
DOC
374
5
Предпросмотр


Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
«Развитие певческих навыков дошкольников в процессе интеграции искусств»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27» «Сандугач» Адрес: РТ, г.Нижнекамск, ул.Химиков, д.22 «А».
Музыкальный руководитель I квалификационной категории: Гусева Ольга Леонидовна Январь 2015 год Развитие певческих навыков дошкольников в процессе интеграции искусств.
Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы петь. Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества – голосом. Важно только научиться правильно им владеть. Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма. Кроме этого развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой аппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной стороне. Несомненно, работа над формированием певческих навыков – процесс кропотливый и сложный. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника еще не сформирован, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому важно относиться к этому бережно: не требовать громкого пения, следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Ежегодно на родительских собраниях разъясняю вопросы охраны детского голоса. Обращаю внимание на излишнее увлечение эстрадными песнями, не соответствующими детскому неокрепшему голосовому аппарату, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому содержанию. При работе над формированием певческих способностей детей важна последовательность и систематичность. Здесь решается несколько задач:

  • формирование у детей певческих навыков, способствующих выразительному исполнению и пению в коллективе;

  • развитие ладового, метроритмического чувства, музыкального слуха;

  • формирование естественного звучания детского голоса, расширение певческого диапазона;

  • воспитание певческого дыхания, дикции;

  • развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.

Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям, которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Здесь я применяю различные приемы, доступные детям. Чтобы воздействие песни стало эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь, заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом самовыражении. Я использую в игровой форме различные образы, игрушки, пособия и др. После знакомства с песней начинается этап разучивания. И здесь есть разнообразие приемов. Вот некоторые из них:

  • пение вслух и “про себя”;

  • контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);

  • пение “цепочкой”;

  • пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;

  • с закрытым ртом;

  • пение вокализом;

  • пение на распев слогов (игра “Настройщик”);

  • распевка на слоги;

  • пение на одном звуке;

  • пение по сигналу;

  • пение “по секрету”, шепотом;

  • транспонирование в другую тональность;

  • скороговорки; проговаривание стихотворения;

  • пение а-капелла;

  • сольное или ансамблевое пение;

  • пение по рядам, по подгруппам, соло;

  • инсценировка песни;

  • “сыграть” на инструментах мелодию песни (игра “Оркестр”);

  • хор и дирижер; хор и солист;

  • найти попевку по карточке и спеть ее.

Широкое использование фольклорных форм в работе с детьми позволит сократить сроки усвоения детьми музыкального материала, приобрести навыки пения.
Фото №1
Народная песня входит в жизнь ребёнка как основа музыкальной культуры. Большинство детских песен построено на устоях с интервалом кварты, например «Дождик», «Солнышко», «Петушок» и др. Они очень просты по своему построению, отличаются четким ритмом, задорной мелодией. Для работы со старшими дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар, включающий различные средства музыкальной выразительности.
Фото №№2,3,4
Песни-упражнения способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса и помогают добиться отчетливого произношения слов песен. Например песня «Солнышко-ведрышко» (русская народная мелодия) -полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» (русская народная мелодия) – это одно из упражнений, которое побуждает ребёнка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса. Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, следует показать рукой чередование звуков. Лучше всего начать с такого упражнения, как «Сорока-сорока, где была? Далеко». Опыт моей работы показал, что познания детьми выразительных возможностей народной музыки, выразительные функции детского голоса представлены в следующих формах: - интонационные обороты, мотивы, мелодии, подражающие звучанию окружающего, интонациям чувственно-выразительной речи человека (вопросы-ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, мяуканье, лай и т.д); - интонационные обороты, мотивы, мелодии, сопровождающие естественные игровые, плясовые движения ребёнка (подпевание во время ходьбы, танцы, укачиванию куклы и т.д); Все эти интонации выражают различные эмоции (сожаления, торжество, радость, удивление и др.). Выразительная основа песенного творчества детей отмечается и в спонтанности певческой деятельности.
Фото №№5,6
Работая над звукообразованием, следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно, т.е. тянуть звук. Добиться напевности можно за счет протяжного пения детьми гласных звуков: а, у, и, о. Для овладевания навыками легкого подвижного пения предлагаю использовать показ, построенный на имитации игры на народном инструменте, игровой прием: «Споем на дудочке:ду-ду-ду»; «Покажите, как звенит колокольчик:динь-динь-динь». Таким образом у детей развивается умение произвольно менять характер звучания. Важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Необходимо проверить объем голоса каждого ребёнка, выяснить, кому из детей трудно петь, затем продумать разнообразные приемы, например, правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих посадить в первом ряду). Музыкальный руководитель может наблюдать за ними и своевременно приходить на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети. Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения –попевки, которые каждый раз можно транспонировать в более высокую тональность. В работе над певческим дыханием ставится задача научить ребёнка «не разрывать слово», используется систематический показ правильного исполнения. Для развития дыхания, формирования умения петь протяжно в старшей группе можно использовать такие русские народные песни, как «Не летай, соловей», «Барашеньки», а также авторские песни: «Кукушка» Е.Тиличеевой, «Колыбельная», «Дудочка» В.Карасевой. В подготовительной группе в работу над дыханием, напевностью, протяжностью звука рекомендую включать русские народные песни: «У кота-воркота», «Поет, поет соловушка»; в распевке двух звуков на один слог – русскую народную закличку «Как по наши ворота». Обучая детей дикции необходимо привлечь внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Важно при это выделять, подчеркивать некоторые слова, выражения, например вопросы («Где ж мои ребятки, серые котятки?» в песенке «Кошечка» В.Витлина) или указание характерных признаков образа («трусишка зайка серенький», «сердитый волк»). Одна из сложных задач –петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения «а капелла» на маленьких несложных песенках должны быть сформированы у детей еще в старшей группе. Детей 7 года жизни педагог учит петь без музыкального сопровождения более сложные песни. Удобны для этой цели народные песни, такие как «Пошла млада за водой», «Ходила младешенька», «Во сыром бору тропина», «Во кузнице», «Веснянка». Исполнение их «а капелла» способствует формированию у детей устойчивого ладотонального слуха. Характерным является прием, когда музыкальный руководитель играет музыкальное вступление, дети начинают петь без музыкального сопровождения, и если они ошибаются, нечисто интонируют, педагог поддерживает их голосом, а в конце играет заключение или последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность. Такая работа приучает детей слушать себя, своих сверстников, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности. В развитии певческих навыков необходимо сделать акцент на активном использовании музыкального фольклора и тесном взаимодействием музыкальной и театрализованной деятельности. Театр обладает огромной силой воздействия на ребёнка. Он объединяет в себе и музыку, и изобразительное искусство, и сценическую речь, и пение, и пластические действия. Театрализованная деятельность очень привлекательна для детей и дает музыкальному руководителю широкие возможности в плане развития ребёнка.
Фото №№7,8,9,10
Тесные взаимосвязи между музыкальной и театрализованной деятельностью проявляются в органическом сочетании музыки и пения, музыки и движения, как в процессе музыкальной деятельности, так и в процессе театрализованной деятельности. Исполнением музыкального репертуара очень часто требует от детей не только проявления музыкальности, но и артистичности, способности выразительно передать музыкально-игровой образ (например в музыкальных играх, упражнениях, в танцах и хороводах), а передача сценического образа в различных театрализациях требует умений ритмично и пластично двигаться, интонационно и мимически передавать индивидуальные черты, особенности персонажа, органично сочетая все свои действия с музыкой. Кроме того, основу музыкальной и театрализованной деятельности составляет игровое начало, а где, как не в игре, лучше всего и быстрее всего раскрывается личность ребёнка, все его индивидуальные проявления. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Они способны определять характер песни, рассказать о её содержании, эмоционально откликаются на песни игрового характера. Вместе с тем дети испытывают естественную и свойственную их возрасту потребность в разнообразной творческой деятельности. В конце каждого квартала предлагаю детям «нарисовать» любимую песню (из репертуара разученной). Предварительно провожу беседу о характере песни, об особенностях звучания мелодия, перенесения эмоционального опыта на характер цвета и линии.
Фото №№11,12
Дети изображают мелодию песни, а не содержание, подбирая цвет и линию образа. Так получаются интересные и разнообразные рисунки, возникшие в фантазии ребёнка. В нашем детском саду работает детская хоровая студия, руководителем которой являюсь я. В ней занимаются дети 3-7 лет.
Фото №№13,14
Наиболее одарённые дети этой студии ежегодно принимают участие в Фестивале детского творчества в номинации вокал или вокальный ансамбль. Два раза в год наш хор даёт отчётные концерты для родителей и детей детского сада. Так же ребята участвуют в концертах и праздничных мероприятиях, такие как: День пожилых людей, День матери, День Победы, День защиты детей. Занимаясь в хоровой студии, дети постепенно раскрываются, с каждым выступлением они становятся более уверенными в себе. Ребята с удовольствием ходят на хоровые занятия, открытые выступления доставляют им большую радость. После выпуска из детского сада дети продолжают заниматься в школьных хоровых студиях и поступают музыкальные школы.