Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников

Леонова Ирина Александровна Леонова Ирина Александровна
DOC
371
8
Предпросмотр

Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников


Проблемой постановки певческого голоса в психолого – педагогических исследованиях уделялось большое значение. Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающие многие стороны интеллекта, имеющее различные стороны, разновидности, свойства и обладающие бесконечным разнообразием индивидуальных качеств, а качества, по мнению Л. В. Голициной нужно развивать, так в чем же состоит развитие музыкального слуха? Воспринимать музыку-это воспринимать прежде всего, ее звуковую ткань, которая организована в звуковысотном, ритмическом, динамическом, тембровом отношениях. Эти виды звуковой организации при восприятии музыки имеют неравноценное значение. Теоретик-музыковед Л. А. Мазель совершенно справедливо обратил внимание на то, что «важнейшими сторонами мелодии, в наибольшей степени определяющими ее образно-выразительный характер, а в особенности ее строение и логическое развитие, являются те ее стороны, в отношении которых музыкальная интонация наиболее строго организована, точно фиксирована, богата дифференцирована. Само понятие тон-основное понятие в музыке - содержит в себе указание на неизбежность познания музыки через восприятие звуков, закономерно сопряженных через ощущение их высотности. Для моей работы особый интерес, представляла работа К. В. Тарасовой, посвященная формированию и развитию музыкального слуха в онтогенезе. В исследованиях К. В. Тарасовой ставилась цель выявить основные тенденции становления элементарного ладового чувства (перспективного компонента мелодического слуха). Кроме того, в специальном исследовании была проверена возможность прямого формирования ладового чувства в его развитии, собственном значении у детей среднего и старшего дошкольного возраста на групповых музыкальных занятиях в детском доме. Результаты исследований К. В. Тарасовой, показали, что мелодический слух развивается в онтогенезе как единая система, во взаимодействии перспективного и репродуктивного его компонентов. К. В. Тарасова полагает, что формирование мелодического слуха и слухо – вокальной координации – это во многом проблема постановки певческого голоса, а окончательно тип голоса ребенка, как и взрослого, может быть определен только после проведения достаточной работы по его постановке. Работая над данной проблемой я прежде всего распределила детей на три типа голоса, определила примарные звуки. С детьми проводила вокальную гимнастику, начиная с 2 лет, при этом соблюдала следующие: - правильная фокусация звука; - правильное мышечное движение; - правильное звукоощущение; - правильное ощущение звукоизвлечения; - необходимо правильно открывать рот, не зажимать нижнию челюсть. Для выразительности речевого регистра использовала программу педагога – музыканта И. Микиты, в основе которой лежит релятивная система или система ладовой сольмизации. Работа в этом направлении дает возможность логического введения ребенка в мир звуков и их взаимодействия. Этот метод, овладения навыками вокального интонирования, доступен. Развитие ритмического слуха осуществляла применением языка ритмослогов для проговаривания ритмического рисунка: четверть – та, восьмая – ти – ти, шестнадцатая – тири – тири. Дети пели песни – попевки на постоянной метроритмической пульсации. Развитие тембрового слуха достигала использованием музыкальных ударных инструментов: бубен, треугольник, металлофон, румбо, ложки, треугольник и т. д. И природных «инструментов»: хлопки, шлепки по коленам, кулачки, притопы. Конечно, в развитии музыкальной деятельности детей большое значение имеет взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Поэтому, ставя перед собой цель и вытекающие задачи, я старалась более широко и полно охватить спектр музыкальной тематики, обучая детей музыкальному искусству. Решая данные задачи, я строила свою работу поэтапно, начиная с раннего возраста, Приобщая детей к наследию мировой культуры раз в месяц проводила свою работу в «музыкальном салоне», куда приглашались дети и родители, звучала музыка композиторов классиков в исполнении музыкального руководителя, преподавателя музыкального училища, участников ансамбля «Дивертисмент», родителей, детей. в работе над интонацией я не стала знакомить детей с нотными обозначениями, а оставила вырабатывание навыка прослеживания мелодии при помощи руки. В выработке этого навыка мне очень помогла методика созданная доктором педагогических наук Н. А. Ветлугиной, в пособии «Музыкальный букварь». Я стала больше уделять внимания заданиям, которые учат детей вниманию, с интересом слушать музыку, чувствовать настроение, характер музыки, рассказывать о своих впечатлениях, подбирать слова, развивать умение говорить полно и содержательно, ряд творческих заданий для индивидуальной и коллективной работы. Следуя принципу единства образования, восприятия и развития в музыкальном обучении, направленного на освоение духовного богатства. Соблюдая принцип интереса, увлеченности, всемерного стимулирования, положительным отношением к учению – залог успеха. Для коррекции и развития вокальных данных детей с учетом их индивидуальных особенностей Упражнения я разделила на три группы: 1 группа упражнений была направлена на выработку легкого звонкого, полетного звучания голоса ребенка. 2 группа направлена на расширение диапазона. 3 группа – на чистое интонирование. У детей сформировалась определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса. При отборе песен я учитывала их понятность детям, яркость, художественность образов и некоторые специальные моменты: 1. Обилие в тексте гласных звуков. 2. Легкость согласных для произношения. 3. Небольшой объем фраз и текста в целом. 4. Разнообразные интонации. Система упражнений, используемая в моей работе, позволила мне расширить диапазон детских голосов и привело к значительному улучшению мелодического слуха детей.