Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности

Сигальская Алевтина Алексеевна Сигальская Алевтина Алексеевна
DOCX
439
49

В данной консультации поднимается вопрос о том какое место занимает театрализованная игра в речевом развитии дошкольников. Как от театрализованной игры перейти к театрально-игровой деятельности. Как построить работу для успешного осуществления театрально-игровой деятельности.

Предпросмотр

Одним из важных приобретением ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации. Другими словами, речь это многообразная деятельность. Овладение связной и монологической речью, является высшем достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи (лексической, грамматической, фонетической). Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению в современном мире живое общение детям все чаще заменяет компьютер и телевиденье. И эта тенденция постоянно растет следствии чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Театрализованные игры(М.Д. Маханева) - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)), т.е. воссоздаются конкретные образы.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. При этом действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще нужно воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Но в творческой атмосфере ребенок развивается быстрее и полноценнее. В этом поможет театрально-игровая деятельность, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность и в результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать и анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Этот способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанного с ним, совершенствованию речи.
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Любимые герои становятся образцами для подражания. Многие из детей в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, не решительность, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У детей отмечен не достаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден. Речь эмоционально не выразительна. Планирование высказываний затруднено. В речи используются короткие и простые предложения. Эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через театрализовано-игровую деятельность.
Работа проводится в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе необходимо создать условия для театрально-игровой деятельности (изготовить экрана, сделать картонные фигурки или атрибутов персонажей). Это дает возможность каждому ребенку принять участие в театральной деятельности и решить несколько сопутствующих задач. А именно развитие мелкой моторики рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи, развитие творческих способностей, содействие эстетическому воспитанию, развитие ловкости и умения управлять своими движениями, концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Подготовка к театрализации включает в себя выразительное чтение литературного произведения, знакомство с инсценировкой (о чем она? какие события и герои в ней главные?), знакомство с героями инсценировки (где они живут? как выглядит их дом? какова их внешность? какая на них одежда и манера поведения?), художественное описание мести проходимого действия инсценировки, анализ события описанного в произведении. Формирование у детей интереса к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом приняв на себя определенную роль. Распределение роли и работа над ролью, составление словесного портрета героя. Работа над текстом (почему герой так говорит? о чем он в это момент думает?). Работа над сценической выразительностью, работа над характером роли и работа над согласованием движений с речью, интонацией, мимикой и характером роли.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
На основном этапе собственно процесс детского творчества проходит показ театральной постановки одногруппникам, где дети меняются ролями. На заключительном этапе после того как дети в совершенстве овладевают навыками драматизации они показывают изученные сказки детям всех возрастных групп и родителям.
Работа над театрализацией способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. Так же ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе и эти качества очень пригодятся в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи, увеличении словарного запаса, улучшении интонационной выразительности речи, в развитии монологической и диалогической речи, а также развиваются творческие способности детей, повышается познавательная активность детей, повышается эмоциональная комфортность детей

4