Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Доклад "Этнопедагогика как система воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Пономарева Лариса Валерьевна Пономарева Лариса Валерьевна
DOCX
184
17

Эта работа поможет воспитателям детских садов в планировании ОД с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. В своем докладе я изложила, что мы применяем в своей работе на базе нашего сада.

Предпросмотр

Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения , складывающаяся веками в этносе.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее полно реализовывать свою индивидуальность.


В воспитательно-образовательном процессе:
осуществляется целостное развитие и раскрытие потенциала каждого
ребенка на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом его
интересов, особенностей и потребностей; гуманное отношение к себе, семье,
сверстникам, окружающему миру, гражданственности, патриотизма;
уважения к национальной культуре. воспитывается любовь к Родине, родному языку;
Развитие коммуникативных навыков решает задачи по развитию устной
связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности, а также
через знакомство с детской художественной литературой, культурой, обычаями и
традициями народа Казахстана, ,
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предусматривает
решение задачи по
воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к национальной
культуре.
Поэтому роль этнопедагогики в воспитании и обучении детей в наши дни велика.
Цель этнопедагогического воспитания: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике.
Задачи: сформировать национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания; воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, гражданина – патриота своей страны.

Неоценимую роль здесь выполняет игра..
Из опыта своей работы в этом направлении, могу сказать следующее:
 Большое внимание я уделяю применению народной педагогики в воспитательно-образовательной работе и этнизации дошкольников. Например, для проведения утренней гимнастики, физкультминутки я использую фольклорную гимнастику в виде казахского народного танца «Қара жорға» или казахской национальной  подвижной игры.
Наиболее распространенным способом создания этнопедагогического пространства является оформление отдельных уголков (например, юрта, национальная утварь, домашние животные казахского народа, которые формируют у ребенка познавательное отношение к жизни, культуре и быту своего народа, интерес к истории ремесел). В результате ребенок подрастая будет стремиться сохранить наследие своих предков).Так и в нашей группе есть уголок казахской национальной культуры. Этот уголок, я могу с гордостью об этом сказать, мы выиграли Гран-при в конкурсе «За лучшее оформление участка», за что администрация нашего сада наградила нашу группу такой красотой. Там у нас есть и национальные костюмы, музыкальные инструменты, казахские национальные игрушки и национальная символика.,стихотворения о родном крае,казахские народные сказки и предания, образцы декоративно-прикладного искусства.
Также хочу отметить, что в нашей группе активно велась работа с детьми по краеведческой тематике (рисунки, поделки из природного и бросового материалов, куклы в казахских национальных костюмах). Использовала разнообразные формы и методы работы: проводила беседы, экскурсии и устраивала инсценированные занятия о народных праздниках; рассматривали изделия  декоративно-прикладного искусства разных народов, использовала казахские народные игры; привлекала детей к созданию национальных узоров, одежды для кукол и инсценирования казахских народных сказок.
К настоящему  времени в моей копилке накоплен большой опыт организации этнопедагогической деятельности с дошкольниками в основу которых легли различные средства, формы и методы народного воспитания проводимые в виде познавательно-игровой деятельности по темам: «Казахское гостеприимство», «Казахские народные игры», «Праздник Наурыз», «Масленница»
Я рассмотрела очень много вариантов использования этнопедагогического материала и в своей работе успешно их использую. Для воспитания национального самосознания я применяю такие элементы этнопедагогической методики как беседа об обычаях и традициях, национальных костюмах казахского народа. Например, в процессе изучения темы «Одежда», «Части тела» с детьми беседую о наряде казахской красавицы где дети описывают во что одета девушка, рассматриваем казахские национальные костюмы.
С целью формирования представления дошкольников об обычаях и традициях казахского и русского народов и уважения к ним во время своих занятий практикую  принцип диалога двух культур. Реализация данного принципа предусматривает знакомство с фольклором.  Для развития речи во время занятий организую работу с казахскими и русскими пословицами и поговорками, считалками, инсценировки сказок.
Все занятия я связываю с элементами этнопедагогики, например: при изучении  темы «Моя Родина» я знакомлю детей с достопримечательностями родного края, в темах «Домашние и дикие животные» рассказываю о животных родного края. При изучении темы: «Птицы» беседуем о диких птицах обитающих в Казахстане, изучая тему «Продукты питания», «Посуда» рассматриваем иллюстрации казахских национальных блюд и посуды таких как: «Торсық», «Қазан», «Құмған», «Пиала».
В нашей группе были созданы все условия для погружения детей в национальную культуру и приобщения к средствам народного воспитания. где мы - воспитатели имели возможность использовать интересные методы работы.  Например, я использую такие дидактические игры «Словесный портрет», «Угадай кто» (где по описанию нужно узнать героя казахской сказки или домашнее животное казахского народа), «Изобрази пословицу пантомимой» ( упражнение для развития у ребенка умения имитировать  животных,  размышлять и приобщаться к народным пословицам и загадкам). Это поможет быстрее запомнить народную пословицу. В игре дети инсценируют загадки, сказки, что повышает у детей интерес к окружающему миру, развивает наблюдательность, раскрывает актерские способности. С помощью игры «Определим пословицу по началу» закрепляю знания детей казахских и русских пословиц (говорю начало пословицы, а дети продолжают).
Пересказывая, или инсценируя вместе с детьми на русском языке казахские народные сказки использую инновационный метод игровое моделирование,  направленный на решение какой-либо проблемы в сказке. Например: помогают герою выйти из ситуации или дети придумывают другой более счастливый конец сказки, игры-путешествия в казахскую народную сказку. Это позволяет активно участвовать в решении познавательной задачи, вызывая активность за счет проживания сказочной игровой ситуации.
Сейчас, когда наша республика стала независимой, неуклонно возрождается древняя культура, развиваются национальные традиции куда входят и казахские национальные игры. Характерной чертой казахских национальных игр является присутствие возможностей для развития у детей сообразительности, быстроты мышления, обогащения воображения и творческого самовыражения ребенка. Казахскую национальную игру можно рассматривать как средство умственного развития детей дошкольного возраста. В содержании национальных игр казахского народа заключен познавательный материал, в достаточной степени расширяющий кругозор ребенка, уточняющий его преставления о мире, стране, родном народе.Эта работа у нас велась на протяжении 4лет. Сейчас мы этих детей выпустили в 1класс. С нового учебного года набрали малышей, с которыми будем продолжать работать в этом же направлении.
Физминутка
(Гости выполняют движения под каз. Мелодию, изображая то, что говорит воспитатель)

  1. «Вышли девушки в степь полюбоваться ярким солнышком, красивыми цветами. А степь будто устлана т прекрасным ковром – красными маками.

  2. «Вдруг, видят они, - джигиты молодые скачут на конях. Быстро скачут они, в руках у них камча.»

  3. «Подъехали они к девушкам, Сошли с коней, поздоровались, понравились они девушкам».

  4. «Пригласили джигиты девушек покатать их на конях своих быстрых. Весело они скачут по родной степи, даже ветер степной не может их т догнать.