Публикации воспитателей детских садов
О проекте
  1. Главная
  2. Мастер-классы
  3. Умный квадратик

Умный квадратик

Санникова Светлана Александровна Санникова Светлана Александровна
DOCX
369
17

Мастер класс направлен на развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.

Предпросмотр


Мастер – класс по оригами «Умный квадратик»


Тема: Развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.
Цель: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования, направленного на развитие художественного творчества.
Задачи:

  • Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

  • Совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса;

  • Рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса;

  • Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.

Предполагаемые результаты для участников мастер - класса:              

  • познакомятся с методами и приёмами складывания бумажных фигурок;

  • примут участие в обсуждении полученных результатов;

  • предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

  • получат консультации;

  • выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов.

Гипотеза: Если ребёнок будет заниматься практическо-исследовательской деятельностью, то у него будут развиты: собственный творческий потенциал; творческое воображение; наглядно-образное мышление; память; внимание; точность движения пальцев рук; усидчивость; целеустремленность, возрастёт интеллект в целом.
Что такое оригами?
         Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Япония славится своей древней культурой, традициями, старинными свитками, рисунками тушью, трактатами, яркой самобытностью в одежде – кимоно, куклами. Страна Японских самураев и мечей, сумо, суши, искусства «бонсай» и экибано, страна храмов и сакуры, страна оригами. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.
А знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая, именно там была создана технология производства бумаги. В 105 году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору и многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа.
  И только в 7 веке странствующий буддийский монах Дан - Хо, который умел делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии.
 Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
 Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки, появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.
В периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора.
 В периоды Адзути – Мояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого японского журавлика, которые позже становятся классическими.
А когда массовое производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства.
И тогда появилось искусство самураев сворачивания тайных писем. Тогда же возникло и искусство. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его.
Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.
Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом, на, котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались.
Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря   Акиро   Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию.
Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать процесс складывания «оригамной» фигуры.
Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.


Использование оригами в современном мире:
В начертательной геометрии, математике.
В философии.
В архитектуре.
В хореографии.
В арттерапии.
В оформлении интерьера.
В театрализованной деятельности.
В дидактических играх.
В развитии мелкой моторики ребёнка.
Методические рекомендации.   
 
В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги один из видов детской деятельности. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок.   Моё увлечение началось с изготовления нескольких фигур. Затем я задала себе вопрос, что такое оригами? Приобрела литературу, стала использовать оригами на занятиях, включила в план самообразования. Сегодня я поделюсь своими наработками, формами, методами и приёмами.
Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Например, жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Многие понятия нужно заменять доступными, например, «перегнуть» для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть. Я говорю доступными и чёткими им понятиями. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости, после выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ провожу в течение всего занятия, в конце отмечаю точность, оригинальность завершения образа.
На протяжении срока проекта систематически веду диагностику, её выводы использую при планировании. В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики.
Рыбка многообразная фигура, позволяющая конструктивно с дополнением аппликации видоизменяться принимать форму достаточно большого количества животных, птиц, сказочных персонажей. Условно я назвала её «Лисой». Дети, сложив фигурку на занятии, дома с родителями завершают сюжет, решают художественный образ. Приносят в детский сад, в группе в фойе детского сада организовываю выставки, обсуждения, беседы, просмотры. На основе этой формы изготовила маски-шапочки ко всем программным сказкам: «Теремок», «Колобок».  Они лаконичны, практичны, выразительны, их задействую для театрализованной деятельности.  
Чем же ещё интересно оригами детям?  Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Делали дом, а загнули уголок, получилась собака. Складывали бабочку, перегнули еще раз, а оказалась лягушка! Такие темы сюрпризы дают детям неограниченные возможности в проявлении творческой инициативы, воспитывают у них образное мышление.
Все лексические образовательные темы детского сада отраженны в занятиях по оригами.
С детьми подготовительной группы и их родителями было проведено несколько совместных мероприятий.
В гостях у оригами – зверей.
Оригами - путешествие в сказку.
Творческая гостиная. Оригами-соревнование.
В гостях у оригами - зверей. Ребенок и родитель по схеме делают оригами -фигурку животного. Каждый свою. Затем придумывают диалог между оригами-зверями. Совместно оформляют свою работу на бумаге. Мной создается альбом-книга всех работ.
Оригами-соревнование. Предварительно на родительском собрании было дано домашнее задание. Каждая семья дома по индивидуальной схеме делает поделку оригами. Девочка и ее мама тюльпан. Мальчик его папа корабль. Придумывают стих или загадку о поделке. В творческой оригами-гостиной провожу соревнование. Все участники, используя схему, создают каждый свою поделку. Соблюдаются условия качество и скорость. По итогам соревнования всем участникам вручаются грамоты и памятные медали.
 Оригами прекрасный подарок к празднику. По инициативе детей был проведен марафон-оригами Подарки родителям. Команды мальчиков и девочек самостоятельно по схемам создавали поделки-оригами. Первое место заняли дети поделки которых были самые качественные, они получили призы.
В гостях у оригами -зверей. Каждый из участников ребенок и родитель под руководством воспитателя создают поделку-оригами стаканчик. Используется схема.
Все вместе вспоминаем сказку Репка. Отправляемся в деревню. Участники отгадывают загадки о персонажах сказки. Отгадавший создает характерный образ этого сказочного оригами-героя. На импровизированной сцене родители для своих детей инсценируют сказку Репка. Сказочные герои- это оригами-стаканчики.
Стаканчик.  Удивительная форма, также многогранна, прекрасный материал для самостоятельного творчества, пальчикового театра, предметов заменителей для сюжетно- ролевых игр.  Это оригами можно рассматривать как подготовку инсценировок игр, сказок и других произведений. Можно создать театр масок - оригами, или театр игрушек – оригами. Он самый простой в изготовлении и удобен в хранении игрушек для инсценировок. А главное от начала и до конца дети участвуют в его оформлении, приготовлении и представлении. 


Оригинальное оформление интерьера группы, детского сада.
Были созданы индивидуальные детские альбомы с их работами.
Все образцы были оформлены мной в альбом «Оригами»


В театральной деятельности:
    а) пальчиковый театр (стаканчик);
    б) настольный театр “Три поросенка», «Колобок».
9) в композициях на занятиях по изо деятельности.
10) в русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
11) в ознакомлении с окружающим.
12) поделки-поздравления к праздникам (8 Марта, день Защитника Отечества, 9 Мая, Новый год).
13) Новогодние игрушки на ёлку.
14) На выставках: внутри учреждения, группе.
Индивидуальная работа
 Индивидуальная работа включает в себя поэтапный показ способов техники оригами:
- международные условные знаки и приёмы складывания;
- базовые формы–заготовки: книжка, дверь, треугольник, воздушный змей, конфетка.
- изготовление поделок - оригами бабочка
- методы использования оригами по собственному замыслу, объединение их в композицию, включение разных видов деятельности и технологии;
- применение оригами.
Схема оригами “Бабочка”:
Порядок действий оригами “ Бабочка”:
1 Бабочку начинаем складывать с базовой формы Двойной треугольник

Круглый стол

  • обсуждение полученных результатов;

  • обсуждение собственных проблем, вопросов;

  • предложения участников.


 Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях. Знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих воспитанников. В частности, в будущем в начальной школе оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю.
Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения и воспитания.


DSC06906.JPG

DSC06907.JPG