Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Батагова Елена Вячеславовна Батагова Елена Вячеславовна
DOCX
330
8
Предпросмотр

Утверждаю:Заведующий д/с № 5_______ /И.М.Чурилова/« 10» августа 2015гОПЫТ РАБОТЫБатаговой Елены Вячеславовны, музыкального руководителя МКДОУ д/с № 5 «Аленушка»Тема: «Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» I. Информация об опыте. 1.1 Условия возникновения опыта. В детском саду №5 я начала работать музыкальным руководителем 5 лет назад. Село расположено далеко от крупных городов и жители не имеют возможности часто посещать концерты живой музыки, музыкальные спектакли, постановки детских театров, а значит приобщаться к высокому искусству. И если школьники могут посещать музыкальную школу, какие-то кружки в ДК, то для детей дошкольного возраста традиционные музыкальные занятия в детском саду - единственный источник приобщения к музыке. Но на традиционных музыкальных занятиях я не могла детям дать тех знаний, которые помогли бы решить задачи музыкального образования дошкольников. А дети хотели знать о разных видах классической и популярной музыки и об ее авторах, и о том, как и кем, она создается. Но в рамках Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, эти знания были ограничены детскими песенками и некоторыми элементарными знаниями о музыке для детей. С 2010 года детский сад, в котором я работаю, стал работать по комплексной программе «Детство». Здесь задачи обучения музыкальной грамоте заменены на более общие, и выделены в разделе «Ребенок и музыка». Изменены не только цели и содержание, но и формы работы. В методической литературе (к программе «Детство») этот раздел почти не разработан. Музыкально-образовательная деятельность не выделена. Поэтому для полноценного музыкального образования дошкольников этой программы было явно недостаточно. В тоже время появилась возможность использовать парциальные или авторские программы, новые методики и формы. Собирая по крохам опыт разных авторов и детских образовательных учреждений, я подбирала новые современные формы, методы и методики работы с детьми по обогащению их музыкальными знаниями. 1.2 Актуальность опыта. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания. Таким образом, оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Родители и педагоги должны сделать все возможное, что бы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. А для этого они должны систематически знакомиться с ней. Уже в раннем дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. (К.Тарасова). В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Впервые музыкально-образовательная была выделена как отдельный вид деятельности Ветлугиной Н.А. («Эстетического воспитание в детском саду»), как музыкально-образовательные знания. А О.П. Радыновой(«Музыкальное воспитание дошкольников») – как музыкально-образовательная деятельность. В детском саду дошкольники должны не только обучаться музыкальным умениям и навыкам, но и получать необходимые знания о музыке и способах музыкальной деятельности. Именно они и являются основой музыкально-образовательной деятельности в детском саду. Почему же возникла потребность в выделении этого вида деятельности? Одной из причин является выделение соотношения восприятия детьми информации и желание педагога «дать больше знаний». В статье «Пути педагогического творчества» Т.Боровик пишет: «Ребенка стремятся «наполнить знаниями», неособенно заботясь о постепенном поглощении им новой информации. В пестром коктейле форм, в рамках даже одного занятия, могут быть смешаны термины, сведения о композиторе, краткие ссылки на структуру музыкального произведения, к этому добавляется достаточная для мышечной усталости «лекция», во время которой нужно и слушать музыку, и посильно реагировать на вопросы и т.д.» Все это без сомнения нужно, необходима смена форм, а еще более важна смена деятельности. Но новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, тактильного, зрительного). А если эти условия не соблюдены, то ребенок в одном случае просто пропустит информацию, в другом – запомнит новое, как малопонятное. Но спросить о непонятном не сможет, как и определить, что ему непонятно (?). А «новые» малопонятные впечатления имеют коварную способность тянутся друг за другом и плотно укладываться, не совмещаясь, а как бы внутренне теснясь, доставляя непонятную (опять - таки) вдруг усталость, грусть и обиду. Кто виноват в этом, кого обвинить? Сколько говорят об информационном стрессе, детских неврозах! Разве не ясно, что ребенок не бездонный восприемник всего и вся? Как ни грустно отмечать, но призыв Ж.Руссо «Дайте детству созреть в детстве!» еще не достаточно услышан. (К.Тарасова). В опыте своей работы я попыталась разрешить основные противоречия, возникшие при построении музыкально-образовательной деятельности в детском саду: - Между желанием дать больше знаний и невозможности их усвоить детьми в рамках традиционных форм работы; - Выполнением содержания базовой программы и учетом «атмосферы сегодняшнего дня». Кроме этого я пыталась ответить на вопросы:

  • Какое место занимает музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании старших дошкольников в современном детском саду?

  • Какие цели и задачи она решает?

  • Какими приемами, методами и через какие формы они решаются?

  • Как систематизировать содержание музыкально-образовательной

  • деятельности с детьми старших и подготовительных групп?

Длительность работы над опытом Над опытом я работала 4 года, но первые положительные результаты по проблеме были получены уже через два года. Я смогла систематизировать содержание музыкально-образовательной работы в старшей и подготовительной к школе группах. Апробировала некоторые новые формы работы (музыкально-тематические занятия, сценарии музыкальных вечеров и др.). Проведенное диагностирование старших дошкольников показало, что используемые мною формы работы позволили детям легче усвоить программный материал. 1.5. Диапазон опыта Опыт моей работы по систематизации содержания музыкально-образовательной деятельности в детском саду может быть полезенмузыкальным руководителям и воспитателям, работающим по программам «Детство», «Музыкальные шедевры», «Гармония», «Ладушки» и др. Тематическое планирование музыкально-образовательной работы встаршей и подготовительной к школе группах может быть использовано педагогами в кружковой работе. 1.6. Теоретическая база опыта Основу моего опыта составляют следующие теоретические положения: 1. Теория Д.Б.Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельном подходе кразвитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности (особенно ее ведущего вида) для развития ребенка. 2. Учение Кабалевского Д. о признании ведущим видом музыкальнойдеятельности – восприятия. Существующая в России система музыкального воспитания построена именно на этом признании. 3. Теория Н.А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников. 4. Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей. Б.М. Теплов определяет музыкальность, как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков вмузыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Он считает, что у всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, каковы пути ее развития. А нужны ли для решения этой задачи знания детям? Ответом наэтот вопрос являются разработки А.И. Катинене5. А.И. Катинене утверждает что, для развития музыкальныхспособностей детям необходимы определенные знания. Данные отечественных и зарубежных исследователей (Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комисарова, А.И. Катинене и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает детей музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются подмузыку. Учеными выявлены средства педагогического воздействия, которые способствует формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них и методы, позволяющие дать элементарные знания о музыке и ее оценке. 6. Возможности детей в оценке музыки исследовали Ветлугина Н.А., Шепеленко А.И., Чечерина Н.А. Они считали, что некоторые знания омузыке помогают детям решить следующие задачи:

  • Уяснить средства музыкального выражения;

  • Почувствовать общий характер произведения;

  • Углубляют восприятие музыки;

  • Способствует мотивированной оценке;

  • Ребенок учится сравнивать, обобщать произведения по определенным

  • признакам, высказывать свое мнение;

  • Формируется музыкальный вкус;

  • Создаются условия для формирования основ музыкальной культуры.

  • Я, опираясь на разработки Ветлугиной Н.А., Шепеленко А.И.,

Чечериной Н.А. о возможностях детей в восприятии и оценке музыки построила работу так, что многие музыкальные знания старшие дошкольники получают на специальных тематических занятиях, вечерах и других формах работы. Именно такой подход дает большуюрезультативность, как в плане объема полученных знаний, так и в плане развития музыкальных способностей дошкольников и формирования основ музыкальной культуры. Формирование основ музыкальной культуры - одна из основных задач музыкального воспитания дошкольников.