Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Статья по музейной педагогике

Щекина Лидия Владимировна Щекина Лидия Владимировна
DOC
100
0
Предпросмотр

СОЗДАНИЕ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ИГРОВЫХ ПРОЕКТОВ


Л.В.Щекина
ГДОУ№84 Приморского района Санкт-Петербурга
в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского музея с учётом требований общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Когда должна произойти первая встреча с изобразительным искусством? С какого возраста необходимо начинать приобщать ребёнка к изобразительному искусству? И в какой период становления личности дошкольника надо привести его в музей?
Опираясь на научную и педагогическую практику, свидетельствующую том, что в ребёнке заложен огромный резерв возможностей для формирования практических, умственных и художественных способностей, уже с четырехлетнего возраста необходимо начинать работу по художественно-эстетическому воспитанию. Именно с этого возрастного периода у детей формируется способность не просто видеть, а наблюдать, замечать различные нюансы, анализировать увиденное и размышлять, давая оценку своему восприятию.
Исходя из вышесказанного определяется задача педагогов, родителей и работников музейно сферы объединив свои усилия направить их на раскрытие перед ребёнком мира искусства во всем его многообразии и дать дошкольнику возможность развивать свои способности.
«Отечественные художественные музеи в последнее десятилетие всё активнее входят в дошкольное образование альтернативными музейно-педагогическими программами локального характера…Пионером в разработке программы, которая стала частью научно-обоснованной системы взаимодействия «музей-детский сад-школа», стал Русский музей»
В данной статье я отразила (раскрыла) свой опыт педагога дошкольного учреждения в рамках данной музейной программы с учётом требований общеобразовательной программы детского сада. Первое что хотелось бы отметить это те задачи, которые решались в процессе такого взаимодействия:
-конечно, во главу угла ставится нравственное воспитание дошкольника, так как без этой основы, без умения ребенка сопереживать, отзываться на доброту и красоту сложно представить себе человека с большой буквы в будущем бережно относящегося к памятникам или «сокровищам» музея.
-второй вопрос, это конечно интеллектуальное развитие малыша: формирование определенных психофизиологических качеств (наблюдательность, умения сосредотачиваться на произведении искусства, рассматривать, эмоционально отзываться); формирование определенных знаний в области изобразительно искусства от сенсорных способностей (чувства ритма, линии, пространства) до формирования в речи или продуктивной деятельности своего отношения, своего взгляда Наивысшей же способностью дошкольника (а в дальнейшем и школьника) я считаю творческий (креативный) подход самого ребёнка (любознательность, активная самостоятельная деятельность).
Но всему вышеизложенному дошкольника надо научить, но не просто научить, а создать определенные условия и правильную предметно-развивающую и учебную среду. Музейная программа, используемая в моей работе предусматривает как раз такое создание разнообразных детских игровых проектов интегрированной направленности, при которых затрагиваются все стороны деятельности ребенка, и решается весь спектр необходимых задач. Как педагогу мне необходимо определив направление того или иного проекта (темы), распределить работу с детьми таким образом, чтобы данный проект затронул весь воспитательно-образовательный комплекс отражаясь в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности и конечно затрагивал возможности семьи, которая является частью и огромным подспорьем в решении многих поставленных целей и задач.
Учитывая, что я опираются в первую очередь на общеобразовательную программу необходимо выделить направления в работе с детьми, которые и будут способствовать реализации музейного проекта.
Во-первых, занятия по ознакомлению с окружающим. Такие занятия, как правило, и становятся опорной точкой, с которой разворачивается проект и формируется последующая работа. В рамках этих занятий легко вносится ситуацию или мотив, определяется направление на дальнейшую деятельность, определяется совместно с детьми действие и конечный результат (то, что мы хотим узнать, достичь или к чему стремимся в процессе деятельности). Эти занятия открывают большие возможности ребенку на последующее, дают толчок к действию, являются зачином будущих «свершений».
Второе направление, это вся система изобразительной деятельности, направленная на создание:
-окружающей среды
-на познание эстетической стороны вопроса
-на возможности ребенка включится по максимуму в данный проект, так как в дошкольном возрасте самый распространенный вид деятельности – это конечно изобразительная деятельность
И здесь уже формы работы, кроме планируемых по общеобразовательной или музейной программам, зависят и от самого проекта, и от заинтересованности и возможностей детского коллектива в целом, и каждого ребёнка в отдельности. Ведь я понимаю, что какие-то темы уже знакомы детям и у них есть определенный опыт, а как следствие и заинтересованность и интерес к происходящему, что в первую очередь отразиться на их самостоятельной деятельности и творчестве. В данном вопросе главное для педагога внести в предметно-развивающую среду максимум условий для формирования положительных результатов творчества детей. Именно практическая деятельность в процессе ознакомления с искусством дает наивысшие результаты.
Третье, что хотелось бы отметить, это место художественной литературы используемой в работе (от сказок до былин, от стихов до прозы, от загадок до афоризмов), с одной стороны яркий эмоциональный фон литературы, а с другой именно художественные произведения в дальнейшем способствую формированию собственной речи ребенка, правильной речи, красивой речи, использование классических образцов. Подбор произведений и их внесение в проект может происходить в любой форме от групповых занятий до индивидуального общения. Большая роль отводится театрализации и формированию коммуникативных способностей. Прослушивание, выделение каких либо параметров произведений, соотносение с темой проекта, нахождение нужного материала для деятельности, все это вносит эмоциональную окраску проекта.
Ещё одна стороны проекта-это взаимодействие специалистов дошкольного учреждения. Взаимосвязь музыкального работника, преподавателя физкультуры, дает возможность разнообразить восприятие ребенка через новые формы его деятельности. Прослушивая на музыкальных занятиях произведений, особенно в живом исполнении, ребенок имеет возможность отожествлять себя с миром звуков, ассоциировать предметы со звуками, определять характеристики, прочувствать эмоции и соотнести их со знакомыми «картинами» искусства или природы, возможность прочувствать настроение, характер, возможность поработать своему воображению, раскрыть возможности фантазии. Все это ещё раз отражает эмоциональную сторону ребёнка и прекрасно ложится на его восприятие искусства.
А на спортивных занятиях всё чувственное можно ещё и изобразить действием или движением. Разнообразие игр и спортивных развлечение ещё раз даёт ребенку прочувствовать свои способности и реализовать свои резервы.
Всё это вместе взятое создает внутри ребёнка психологически комфортное состояние, располагающее его к творчеству, к познанию, к стремлению постигать, искать и находить, самостоятельно или с педагогом.
И как уже говорилось выше огромное значение придается работе с семьей, учитывая, что дошкольники имеют определенное ограничение в своем передвижении в пространстве, ограничение детским садом и именно семья способна раздвинуть для ребенка эти рамки. Главное правильно преподнести семье эти возможности, дать прочувствовать мотив действий, и это взаимодействие педагога и семьи приносит свои плоды.
Нельзя не уделить внимание созданию в дошкольном учреждении маленького музейного пространства-мини музея. Так как всё таки не всегда есть возможность организации выезда детей на экскурсии в музеи, мини музей частично берет на себя эти обязательства. Заменить мини музей представление о музее, конечно, не может, но дать возможность раскрыть перед ребенком назначение музеев и заинтересовать-это в силах даже такого малого пространства. Организация всевозможных выставок с привлечением педагогов, семей и детского творчества способствует появлению интереса и как следствие желания «выйти за рамки», то есть посетить музей самостоятельно, выехать на городскую выставку или просто совершить прогулку в городе по интересным местам (парки, музеи, галлереи, городские мероприятия). Не секрет, что за рутиной будней мы забываем о своем красивейшем городе мира-городе Санкт-Петербурге.
Таким образом, рассмотрев в теории все стороны любого проекта, приступаем к его реализации на практике. Как пример, один из проектов основой которого является обогащение представлений старших дошкольников об анималистическом жанре в скульптуре. Предшевствовало данному проекту изучение мира птиц и животных жарких стран, которое поставило перед детьми проблему невозможности размещения такого огромного количества живых объектов в нашем городе, а точней в единственном зоопарке. Кроме того, климатические условия не позволят содержать многих животных. Но очень бы хотелось, чтобы все дети (младший возраст) познакомились с таким разнообразием фауны. «Каким же образом это возможно сделать?» Вся последующая работа была пропитана именно этой идеей. Первое что предлагалось обсудить данный вопрос с родителями и впоследствии вынести на обсуждение. На занятии по ознакомлению с окружающим было определено наличие в нашем городе двух музее, где возможно увидеть животных. Это стал Зоологический музей и Русский музей с их коллекциями.
P.S. С самого начала работы по данной теме создается схематичный путеводитель, на котором дети и взрослые отмечают стадии и вопросы возникающие в процессе деятельности (алгоритмами, фотографиями, рисунками и так далее)
Данная тема имеет своё отражение и в вопросах ОБЖ, так как животные играют не последнюю роль в медицине, в обеспечении безопасности и при чрезвычайных обстоятельствах, а люди стремятся оставить память о них в виде образа в скульптуре (самый известный памятник собаке Павлова).
Далее на занятиях по изодеятельности мы более подробно останавливаемся на изобразительных средствах скульптур животных в нашем городе. Подводя, таким образом, ребенка к представлению анималистического жанра в скульптуре. Здесь же затрагивается вопрос человека в истории и культуре (наскальная живопись как зачатки анималистического жанра изобразительно искусства).
Параллельно с изодеятельностью организуется выставка в мини музее рассказывающая о скульптуре этого жанра в городе (где, какие, почему установлены и другая информация, как для взрослых, так и для детей).
Сюда же присоединяются занятия по музыкальному и физкультурному развитию дошкольников в виде подвижных игр и музыкальных сопровождений.
Большой пласт художественной литературы от загадок и сказок, до стихов и рассказов.
Развивающая среда группы пополняется в течение всего времени иллюстрациями, книгами, играми, детским творчеством.
Много вносится в конструирование, так как фигурки животных в виде барельефов украшают многие здания в центре города и знакомы детям по экскурсиям и своего личного опыта.
Опытно-экспериментальная деятельность направлена на знакомство с материалами, из которых изготовляется скульптура и их свойства (даже простой необычный камушек может быть изображением животного).
Всё это приводит в решению поставленной в начале работы над проектом вопроса: Как показать огромный мир животных младшим деткам? Мы приходим к решению этого вопроса: выставка рисунков, много другого различного материала позволяющего познакомить других с анималистическим жанром в скульптуре.
Таким образом, в рамках одной недели и темы животный мир мы сформировали у детей представление, а самое главное дали толчок к желанию увидеть многое самостоятельно.
Хотелось бы закончить данную статью благодарностью сотрудникам Русского музея за их программу, а самое главное за их работу, за их практическую помощь в осуществлении проектов, а так же муниципальный округ№65 который оказывает поддержку на своем уровне данных начинаниях в детских садах и школах нашего района, в рамках программы «Возрождение».
Используемая литература:
-музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» (Мы входим в мир прекрасного) Санкт-Петербург 2008 год
-методические разработки и рекомендации по данной программе, разработанные её создателями
-Художественный музей в образовательном процессе. Под редакцией Б.А.Столярова Спб.,1998 год
-Дошкольникам о живописи Р.М.Чумичева М.,1992 год