Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие личности через театрализованную деятельность

Булыгина Анна Николаевна Булыгина Анна Николаевна
DOCX
161
3
Предпросмотр

Развитие личности ребёнка через театрализованную деятельность Булыгина Анна Николаевна
Театр поучает так. как этого не сделать толстой книге. Вольтер

Отечественные педагогики и психологи с й говорят об увеличении числа детей дошкольного возраста с эмоциональным неблагополучием, в частности с повышенным уровнем тревожности и заниженной самооценкой. Причиной является, с одной стороны, социально- веская нестабильность в обществе, которая отражается на качестве микроклимата в а с другой стороны вытеснение игровой деятельности из жизни дошкольника. Это происходит потому что у современного ребенка почти все свободное время отнимает раннее специализированное обучение (иностранные языки и др.). А, следовательно, неблагоприятно влияют на личную сферу ребенка. В связи, с чем задача педагога помочь ребенку преодолеть эмоциональные трудности снизить уровень тревожности и делать это ю как можно раньше, в сотрудничестве родителями. Чтобы грамотно и эффективно выстроить педагогический процесс необходимо знать уровень общей подготовки и индивидуальные особенности воспитанников. Педагогическая диагностика помогает мне уровень знаний, умений и навыков их объем, степень развития, а психологическая - личностные особенности. Психолого-педагогическое обследование детей выявило: низкую работоспособность; развития отдельных психических процессов мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; низкий уровень учебной мотивации и познавательной активности. Нужны были такие методы и приемы, которые помогли бы откорректировать эти недостатки. Известно, что личность ребенка формируется в активной деятельности, и, прежде всего в той на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой определяющей деятельностью является игра. Игра для ребенка не только удовольствие и развлечение, но и очень полезное дело. Диапазон игр достаточно широк. Особое место по силе влияния на развитие личности ребенка оказывает театрализованная игра. В театрализованной игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте

человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Изучив немало методической литературы о роли и месте театрализованной игры в работе с детьми дошкольного возраста, решила: именно театральная игра будет основным педагогическим инструментом в коррекции личностно эмоциональных проблем ребенка. Целевой ориентир работы: развитие эмоционального благополучия и творческих способностей воспитанников. Приоритетные задачи:

  • создание благоприятных условий для стимулирования интереса детей к театрально-игровой деятельности;

  • совершенствование артистических способностей детей средствами театрализованной игры;

  • развитие у детей чувства уверенности, коммуникабельности, речевой активности;

  • развитие психических процессов: память, внимание, мышление.

Формирование предметно-развивающей среды Среда является одним из основных условий развития личности ребенка, источником индивидуального опыта, фантазии, воображения, основой самостоятельного творчества, своеобразной формой его саморазвития. При оснащении предметно-развивающей среды в группе учитывала: интересы, склонности и потребности своих воспитанников. В группе имеются:

  • основной комплект мебели (стол, стулья, кукольная кровать, печка и др.);

  • игровая одежда (женские и мужские шляпы, платья, юбки, фартуки, ключи, сумки и др.);

  • набор кукольной одежды;

  • набор мелких фигурок (домашние и дикие животные. овощи и фрукты, посуда, транспорт и др.);

  • сказочные персонажи; игрушки, предметы оперирования;

  • тематические строительные наборы;

  • настольный, теневой и пальчиковые театры и.т.д

Совершенствование артистических способностей детей Осуществляю в несколько этапов Первый этап — знакомство с различными видами театра. Работа на данном этапе была направлена на обогащение детей знаниями и впечатлениями о театре. В рамках «Театральной гостиной» через просмотр видеоматериалов происходит знакомство детей с миром театра: назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра и деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства. Второй этап — развитие специальных способностей детей. Развитие специальных способностей детей осуществляю посредством включения в различные виды детской деятельности специализированных упражнений и игр:

  • ритмические разминки — задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом: «Заколдованный лес», «В стране цветов», «Муравьи» и др.

. речевые разминки: «Накосмодроме», «Петушок» и др. Эти упражнения, тренирующие дыхание, которые учат делать глубокий вдох и длительный выдох (все слова и фразы произносятся на выдохе). Упражнения провожу в начале занятия при открытой форточке (3—5 минут);

  • артикуляционные упражнения на свободное звучание голоса, тренировку речевого аппарата;

  • дикционные упражнения — разные считалки, скороговорки, чистоговорки. Они дают детям возможность научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы;

  • упражнения и этюды на развитие речевой интонации («Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Кто тебя позвал, узнай»);

■ упражнения и игры на развитие и коррекцию эмоций («Гномы», «Облака» и др.). Способствует полноценному развитию личности ребёнка через самовыражение и творчество;

  • комплексные игры на снижение тревожности, повышение уверенности. («Волшебные очки», «Соломинка на ветру» и др.). Позволяют ребенку накопить достаточно опыта и знаний в овладении методами саморегуляции в борьбе со страхами;

  • игры-путешествия, игры-импровизации, на развитие творческого воображения и мышления («Чудо-юдо», «Путешествие на голубую звезду» и др.). Позволяют ребенку перевоплощаться в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации;

  • занятия в форме психологического тренинга на развитие навыков общения («Снежный ком»,

«Давайте поздороваемся» и др.). Способствуют развитию внимания к окружающим людям. Воспитывают желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, готовность помочь другим людям. Одновременно в работу с детьми включаю элементы здоровье сберегающих технологий: оздоровительно-профилактические гимнастики, пальчиковые гимнастики, психогимнастики, упражнение на релаксацию. Вышеперечисленные игры и игровые упражнения используются как в диагностических, так и в коррекционных целях при решении поставленных задач. Заключительный этап — постановка спектакля. Работу над спектаклем осуществляю следующим образом: Первое — выбор инсценировки и ее анализ Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе В связи с чем произведения прочитывается выразительно, либо прослушивается в грамзаписи мастеров художественного чтения. Затем проходит беседа, выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее, эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализировать прочитанное. Это позволяет мне понять, разобраться в том, что чувствуют дети, на что направлены их переживания, насколько они глубоки и серьезны. Второе — работа над эпизодами. Отобранное большинством голосов произведение раскладывается на отдельные эпизоды. Каждый эпизод проигрывается с детьми в форме этюдов с импровизированным текстом. Уточняется предлагаемые обстоятельства каждого эпизода «Где?», «Когда?», «В какое время?». «Почему?» и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица «Для чего?», «С какой целью?» Третье — формирование составов. Один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями. Наблюдая за их действиями совместно с детьми, оцениваем, у кого тот или иной персонаж получался естественнее и выразительнее. На этом этапе формируется несколько составов исполнителей, включаются все дети группы. Как правило, сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но затем постепенно вовлекаются все, в том числе неуверенные, стеснительные.

Четвертое — работа над ролью. На этом этапе формируется у детей умения слышать и слушать друг друга и соответственно меняется поведение, взаимодействие с парами. Пятое — репетиция пьесы. Процесс репетиции — процесс творческого переживания и воплощения. Именно в процессе «коты над образом происходит развитие личности, развивается образное мышление, двигательный эмоциональный контроль, происходит усвоению социальных норм поведения, формируются высшие, произвольные психические функции. Шестое — премьера спектакля. Премьера — это всегда волнение, суета, и, конечно. приподнятое, праздничное настроение. Лети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как: от внимания и ответственности зависит успех спектакля. Работа над созданием спектакля, объединенная общей, значимой для всех участников -елью, направлена на конечный результат, где "осматривается успех, как всего коллектива, и каждого ребенка отдельно. Театральная деятельность не оставила равнодушным никого, постепенно и дети и взрослые включились в серьезную работу. Родители воспитанников стали самыми активными помощниками и участниками всех театрализованных постановок. Данная работа послужила впоследствии основой для составления программы. Результаты психологической диагностики в связи с выпуском детей в школу показали динамику снижения уровня застенчивости и тревожности, что использование методов театральной педагогики в системе дошкольного образования эффективно в обучении детей. Это еще раз доказывает, что театрализованная деятельность принесла свои плоды. Занятия театрализованной деятельностью помогли повысить эмоциональное благополучие детей и самооценку, снизить уровень тревожности. Они не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное — раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

93