Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Театрализованная деятельность в детском саду

Асманова Ирина Ильясовна Асманова Ирина Ильясовна
DOCX
144
5
Предпросмотр

Театрализованная деятельность в детском саду. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие, жестокость и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.             Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.             Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным статистики, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.             Самый короткий путь  эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.             Решение этих проблем – театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.        Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.             Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины 6-7 лет.        Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: • художественным образованием и воспитанием детей; • формированием эстетического вкуса; • нравственным воспитанием; • развитием коммуникативных качеств личности; • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы. • Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. • Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно- ролевые. • Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр. • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. • Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях. В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.  Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Можно рекомендовать с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый  театр, фланелеграф. Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.  Развивать интерес к различным видам театральной  деятельности
 В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».  С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешки, прибаутки) Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой. Развивать чувство партнерства. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, можно отметить : такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать  их игровые навыки. Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам. Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии. Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли. Подготовительная группа На занятиях по хореографии, художественно-речевой и других видах деятельности совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр . Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (мюзиклах, драматических спектаклях, этюдах). Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.
Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в три этапа: 1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно, что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть, несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение, воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитаном, учатся пересказывать текст; 2. дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы; 3. проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.        
Сочиняем сказку Сегодня в ДОУ и школах используются различные приемы активизации творческого воображения. Мне видится уместным присоединить к ним еще один: сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации. Детям старшего дошкольного возраста это поможет не только развить фантазию, но и сделает учебу увлекательным процессом. Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям. Джанни Родари предлагает несколько способов обновления сказки:  – «перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку),  –  сказки в «заданном ключе»,    – «салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке),  – сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев),  – «а что было потом?» (продолжение сказок после окончания),        Рассмотрим эти способы подробнее. 1. «Перевирание» сказки. Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу подвешенного за ногу Волка. Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои? 2. Сказка в «заданном ключе». Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию как в школе, так и в старших группах  ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения. – Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей  –   зверей,   птиц,   насекомых,   приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу». – Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой. 3. «Салат» из сказок. Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию. – Новые приключения Маши и Медведя, в которых
участвуют два молодца из волшебного кольца.        – Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку. – Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного  сада. 4. Сказки «наизнанку». Это знакомые сказки «наоборот»: добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку»: Волка сделать добрым, а поросят – злыми. 5. «А что было потом». Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?» Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик...Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием. Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накоплении эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Активизация их интереса способствуют и тематические вечера. Тематика их может быть разной – «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные встречи». Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, исполнению ролей. В любом случае союз воспитателей и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. 
И последнее. В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю. В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Решение педагогических ситуаций
1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии. Вопрос: Объясните поведение малышей.
2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке. Вопрос: Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью? Вопрос: Следует ли водить малышей в театр?
3. Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо. Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, — сказала мама, — прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь. Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился. Вопрос: Объясните резкие перемены в поведении Миши. В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр? Дайте анализ приемов руководства этой игрой.
4. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила. Вопрос: Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?
5. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Вопрос: Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
6. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок». Вопрос: Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

7. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Вопрос: Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

8.После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение. Вопрос: Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опишите свои действия.
Решение кроссвордов
(Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова)
Десять Р 1. Место для представлений, зрелищ. 2. Кто пишет пьесы для представления? 3. Кто руководит постановкой спектакля? 4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю. 5. Человек, управляющий оркестром 6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Ответы.1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор. Театральная змейка

  1. Место для представлений, зрелищ.

  2. Главный руководитель, постановщик спектакля.

  3. Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

  4. Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

  5. Исполнитель ролей в театральных представлениях.

  6. Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

  7. Перерыв между действиями спектакля.

  8. Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

  9. Что лучше всего подарить артисту, который понравился?


Ответы: 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

Слова на букву К

1.Искусство рассказывать о событиях на экране, на котором изображение движется.2. Не кует, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.3.Исполнение музыкальных, вокальных, танцевальных номеров на сцене.4.Автор музыкальных произведений.Ответы.1. Кино. 2. Книга. 3. Концерт. 4. Композитор.

Слова на букву А

1.Объявление о спектакле.2.Человек, выступающий на сцене как исполнитель.3.Перерыв между действиями спектакля.4.Рукоплескания.Ответы. 1. Афиша. 2. Артист. 3. Антракт. 4. Аплодисменты.

Театральные жанры

Слово по вертикали обозначает место для зрелищ, спектаклей.1.Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений,сопровождаемых музыкой.2.Музыкально-драматическое произведение, исполняемое в театре, все действующие лица только поют в сопровождении оркестра.3.Цирковое представление с участием клоунов.4.Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами.5.Литературное произведение, предназначенное для исполнения актерамина сцене (с содержанием, основанным на переживаниях героев).Ответы.1. Балет. 2. Опера. 3. Клоунада. 4. Оперетта. 5. Драма.Слово по вертикали — театр.

Театральные профессии

По вертикали - слово, обозначающее главную театральную профессию.1. Кто пишет пьесы для постановок в театре?2. Работник театра, занимающийся гримом артистов. 3.Кто пишет музыку к спектаклям. 4.Главный руководитель постановки спектакля.5.Работник театра, подсказывающий слова во время представления актерам. 6.Работник театра, отвечающий за освещение сцены.Ответы. 1. Драматург. 2. Гример. 3. Композитор. 4. Режиссер. 5. Суфлер. 6.Осветитель. Слово по вертикали артист.