Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Семинар " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников - иллюстраторов"

Стрельникова Оксана Евгеньевна Стрельникова Оксана Евгеньевна
DOCX
73
1
Предпросмотр

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 20 «Алёнушка»



Районный семинар
для воспитателей


Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников – иллюстраторов»





Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Стрельникова Оксана Евгеньевна


г..Дмитров
Потребность в красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, “ творит“ красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, ВЗРОСЛЫХ, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни. Невозможно при этом не вспомнить слова А. А. Блока тонкого ценителя искусства: “ Живопись учит смотреть и видеть. Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети“. Как точно подмечено, как лаконично и в то же время ёмко охарактеризованы педагогические возможности живописи и особенности детского восприятия!
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетических грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребёнок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чём написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.
Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребёнок в дошкольном детстве.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю.А.Васнецов, В. В. Лебедев, АО. Пахомов, В.М. Канашевич и другие, вошедшие в золотой фонд детской художественной литературы.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).
Образы, созданные художниками - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его книги, икто сказал мяу?“ ”Айболит", ”Мешок яблок“, 1'Елку", изумительную иллюстрацию Владимира Конашевича к ”Тараканище" Корнея Чуковского, ”Вот какой рассеянный“ С. Маршака и многих других художников.
З. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией
В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, знакомя детей с творчеством художников - иллюстраторов, я стремлюсь показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны детям дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров (художников) я знакомлю детей во всех возрастных группах детского сада.
«Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по иллюстрации, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Дети не умеют рассматривать иллюстрации, не всегда могут устанавливать взаимосвязь между персонажами, иногда не понимают способ изображения объектов. Поэтому я стараюсь учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на иллюстрации, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизирую и уточняю словарь, развиваю диалогическую речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы и самому задавать вопросы».
Поскольку малыши не могут молча смотреть на иллюстрацию, я стараюсь поддерживать разговор, обращать их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывать беседу. «Основной методический прием здесь вопросы. Вопросом я сразу выделяю центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваем другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, я использую пояснение, игровые приемы (детям предлагаю мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы такие как рассматривание картины через бинокль или через цветное стёклышко, поддерживают интерес к ней.
«Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками, я наблюдаю, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и злого волка! Переживают дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотят ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находят новые интересные подробности. Вот на пример Максим заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками, и все!» — с огорчением отметил он. А вот Настя сказала: «Я боюсь- что курица разольет воду. Она очень быстро бежит».
Кроме рассматривания иллюстраций вне занятий, я рассматриваю иллюстрации и на занятиях. Например: иллюстрацию к потешке «Петушок» Васнецова использовала несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности, а также на музыкальных занятиях при пении песенки про петушка. Благодаря проведенной работе яркий, выразительный образ петушка стал близок и понятен детям. Они с интересом всматривались в иллюстрацию, подражали действиям петушка, спрашивали у меня, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке. Настя сказала, что за лесом находится деревня и там живут дедушка с бабушкой. А Стёпе этот лес показался тёмным и страшным, и он решил, что там живет Баба Яга.
«В среднем дошкольном возрасте для рассматривания я беру более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них я даю только для рассматривания, другие — для рассматривания и последующего рассказывания уже на этом этапе дети знакомятся с художественными произведениями («Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского). Также в этом возрасте использую, кроме вопросов, обобщение, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны». Продолжая знакомить детей с иллюстрациями художника Ю. А. Васнецова, я учу детей видеть, какую нагрузку в них несет цвет. Так, например в иллюстрации к потешке «Скок-поскок» ярко-желтый фон не только передает теплый солнечный день, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону дети видят пушистость их шерстки, любуются кисточками на ушах.
Таким образом, дети 4 — 5 лет рассматривая книжку с иллюстрациями они не торопятся перевернуть страницу, рассматривают её подолгу всматриваются в изображенное и примечают интересные детали.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращаю на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она помогает рассматривать по частям. Вначале -- главное, затем детали, которые дети заметили сами. Для последующего описания я обращаю внимание на интерьер, фон, пейзаж.
Помогаю детям изучать содержание иллюстраций, обращаю их внимание на средства выразительности, используемые художником. Старшим дошкольникам доступны такие средства выразительности, как плавность и красота линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жестов. Они учатся различать изобразительные средства, которыми пользуются художники: карандаш с акварелью, сангина цветные карандаши и простой карандаш. Узнают дети о том, какую роль играет свет. Белые и темные пятна на рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать чувство покоя, настроение героя (лицо на иллюстрации светлое, яркое, как будто луч солнца упал на него, оно оживилось как-то по-новому, или, наоборот, лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое). Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, объемности фигуры, лица и т. д.»
«В подготовительной к школе группе продолжаю знакомить детей с творчеством художников. Здесь манера письма художника уже была знакома детям, поэтому при рассматривании рисунков они безошибочно называли автора. Многие могли охарактеризовать его рисунки, сопоставить их с работами других художников.
«Детей старшего дошкольного возраста продолжаю также знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова. Предлагаю детям иллюстрации с одним и тем же героем, я обращаю их внимание на то, что животные и птицы художник изображает по-разному. Так, к потешке «Пошел котик на Торжок» он изобразил кота очень хозяйственного, важно шагающего с булкой под мышкой. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег. А вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод.
Таким образом я добиваюсь «активного осознанного восприятия графики детьми любого возраста». Пытаюсь, «чтобы ребенок мог войти в работу художника, то есть понял бы, что было главным в рисунке».
Проведенная работа показала, что знакомство детей с искусством книжной иллюстрации имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития их нравственно-эмоциональной сферы.