Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Опыт работы «Знакомство детей с творчеством художника –иллюстратора Ю. А. Васнецова»

Ерошенко Наталия Владиславовна Ерошенко Наталия Владиславовна
DOCX
117
0
Предпросмотр



«Знакомство детей с творчеством художника –иллюстратора Ю. А. Васнецова»
(опыт работы)








Подготовила воспитатель
МБДОУ «Детский сад №32»
Ерошенко Н. В.




Нижний Новгород
2017г.


С произведениями книжной графики замечательного советского художника Юрия Алексеевича Васнецова мы знакомим детей на протяжении всего дошкольного возраста. Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданных художником, близок и понятен детям.
Наш опыт работы по знакомству дошкольников с творчеством Ю. А. Васнецова показал: чтобы вызвать у них отзывчивость на все доброе и красивое, что создано художником, воспитать интерес и любовь к книжной графике, педагог должен быть сам хорошо подготовлен. В первую очередь мы сосредоточили свои усилия на изучении творчества художника. Воспитатели, перечитывая знакомые детям песенки-потешки, сказки, стихи и рассматривая иллюстрации вновь открывали для себя сказочный мир детства. Так, знакомясь с материалами о жизни и деятельности Ю. А. Васнецова, всматриваясь в иллюстрации, находили выразительные средства, которыми пользовался художник для создания образов.
Узнав о детстве художника, воспитатели рассказывали детям о задумчивом лесном крае, где родился и вырос художник, о приветливом городе Вятке (ныне Кирове). С большим интересом слушали ребята и рассказы о народном празднике «Свистунья» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными и яркими петухами, конями, баранами, которыми любовался будущий художник в детстве.
Воспитатели обращали внимание детей на сходство дымковской игрушки с рисунками Ю. А. Васнецова. Рассматривая дымковского коня, а затем иллюстрацию Ю. А. Васнецова к потешкам «Иванушка» и «Конь», говорим: «Дымковский конь и лошадка, на которой едет Иванушка, очень похожи. Они украшены большими кругами и точками, и у них одинаковые гривки».
Познакомившись с работами художника ближе, мы убеждались в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
В иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Александрович нарисовал в хороводе девятнадцать мышат, и все они в разной одежде: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками.
Рассматривая иллюстрации с детьми, мы учили их смотреть и видеть, сколько юмора, выдумки вложил художник в свои картинки-сказки.
Например, изображая мельницу, куда ходила Кисонька-Мурысонька (потешка «Кисонька»), художник придумал многое. Сказочная мельница декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво блестят на солнце. Пряники Кисонька сложила в большую плетеную корзину. Прянички белые с красивыми узорами и очень аппетитные!
Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу. Дети с удовольствием включаются в игру, начатую художником, и, всматриваясь в иллюстрацию, рассказывают: «Когда
Кисонька шла с мельницы, она встретила старую зайчиху. «Я думаю, что она старая потому, что на картинке нарисовано лето, а зайчиха в валенках и с палочкой», — говорит Света (6 лет). — Кисонька очень красивая, пушистая, в нарядной юбке, с бантиком на шее. Но она мне не нравится. Она жадная. У нее много пряничков, даже в корзинке не помещаются, а она ими старенькую зайчиху не угостила. Все съела сама».
Знакомя с иллюстрациями художника, мы учили детей видеть, какую нагрузку в них несет цвет. Так, в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает теплый солнечный день, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону дети видят пушистость их шерстки, любуются кисточками на ушах.
Рассматривая иллюстрацию к потешке «Конь», Максим (5 лет ) сказал: «Солнышко светит ярко-ярко. На берегу тепло и светло, и потому мы хорошо видим коня. Грива и хвост украшены бантами, сбруя и седло расшиты разными узорами».
Знакомя детей с творчеством Ю. А. Васнецова, педагоги стремятся показать им, что, хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этого большого мастера дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.
Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками, мы наблюдали, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и прячущегося за деревом волка!
Переживали дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находили новые интересные подробности. Костя заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками, и все!» — с огорчением отметил он. ««Я боюсь», — сказала Оля, — что курица разольет воду. Она очень быстро бежит».
Во второй младшей группе мы знакомили детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и музыкальных. Например, рассказывая детям сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», мы показывали иллюстрации Ю. А. Васнецова к ней. Иллюстрацию к потешке «Петушок» использовали несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности, а также на музыкальном занятии при пении песенки про петушка. Благодаря проведенной работе яркий, выразительный образ петушка стал близок и понятен детям. Они с интересом всматривались в иллюстрацию, подражали действиям петушка, спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке. Оля сказала, что за лесом находится деревня и там живут дедушка с бабушкой. А Вове этот лес показался темным и страшным, и он решил, что там живет Баба Яга.
Обращаясь к иллюстрации в вечернее время, воспитатели предлагали детям придумать сказку про петушка. Взрослый начинал сказку, а дети продолжали это нехитрое повествование:
Жил-был...
Жил он...
Не было солнышка, и петушок не мог пойти на улицу гулять.
Тогда петушок взлетел на высокий шест и...
Петушок пел громко, и его песню услышало солнышко и решило помочь петушку. Оно проснулось...
Осветило всю землю, лес. Стало светло, и петушок пошел на улицу гулять.
А однажды, используя иллюстрацию «Петушок» Ю. Васнецова, воспитатель рассказал детям такую сказку:
Жили-были брат и сестра. Они часто ходили гулять в дальний лес, где собирали грибы да ягоды. Но вот однажды утром проснулись дети, посмотрели в окно, а на улице темно,
нельзя идти гулять. Стали дети просить Петю-петушка:

  • Петя-петушок, золотой гребешок, спой песенку, разбуди солнышко.

А Петя им отвечает:

  • Забор низкий. Не увидит меня солнышко, не услышит мою песню.

Пошли тогда дети в сад, прибили к забору длинный шест и снова пришли к петушку, снова просят:

  • Петя-петушок, садись на высокий шесток, спой песню солнышку.

Взлетел петушок на высокий шесток, гордо поднял свою голову, расправил крылья и хвост и громко запел: — Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Услышало солнышко песню петушка, проснулось, умылось водой ключевой и выкатилось на синее небо.
Увидал петушок красивое лучистое солнышко и запел еще громче, радостнее:

  • Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Раздалось пение петушка над домиком брата и сестры, над дремучим лесом так, что солнышко еще ярче засветило и украсило золотыми лучами и дома, и березу, и забор, и петушка.
Затем, обращаясь к иллюстрации, воспитатель предлагал детям посмотреть, как переливаются перышки петушка на солнышке.
Понравилась всем детям четвертого года жизни и иллюстрация, на которой Ю. А. Васнецов изобразил гостеприимную и заботливую сороку-белобоку. Рассматривая иллюстрации к «Трем медведям», дети сами подметили: «Это медвежья семья: мама, папа и сыночек».
Детям старшего дошкольного возраста воспитатели рассказывали о творчестве Ю. А. Васнецова.
Много картинок-иллюстраций нарисовал художник для детей: важных и веселых котов, очень симпатичных зайчиков, белочек и других животных. Но больше всего любил художник рисовать мышей. Рассматривая веселых, танцующих мышек на иллюстрации к потешке «Мышки», дети сами подметили, что мыши так веселятся потому, что кот, который спит на уютной лежанке, под красивым и теплым одеялом, проснется не скоро. А на иллюстрации к народной песенке «Собака, кот, кошка и курочка» кот уже совсем другой — добрый, трудолюбивый. Кот старательно толчет сухари и вместе с мышатами ждет угощенья. При этом у кота от усердия даже виднеется язык.
Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы обращали их внимание на то, что животных и птиц художник изображает по-разному. Так, к потешке «Пошел котик на Торжок» он изобразил кота очень хозяйственного, важно шагающего с булкой под мышкой. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег. А вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации художник нарядил кота, как на праздник: бант, яркая рубашка, и усы распушил.
«А кони-то какие?» — восклицают дети, всматриваясь в иллюстрации к потешкам «Как на тоненький ледок», «Конь» и к сказке «Конек-горбунок». Все в яблоках, хвосты пушистые и в завитушках, в гривах бантики, седла расписные.
Живут герои иллюстраций Ю. А. Васнецова в избушках с причудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и скажешь, кто в нем живет. Для зайки художник нарисовал маленькую простую избушку, и стоит она на пенечке. Для трех медведей большой крепкий дом из толстых бревен. Домик Ладушки нарядный, с резными ставенками.
Но не все иллюстрации художника вызывают радостное настроение у детей. Вот посмотрят дети на иллюстрацию «Гуси», и у них меняется настроение. Дети видят, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом говорит и тревожный темно-синий фон, и белые-белые гуси с вытянутыми шеями.
Или на другой иллюстрации, где гуси- лебеди летят поздним вечером. Летят быстро, и уже высоко они. Люди внизу маленькие. Их позы и движения говорят о том, что они чем-то очень обеспокоены. Глядя на эту иллюстрацию, Дети волнуются и переживают — ведь гуси унесли Ванечку.
В рисунках для детей художник талантливо объединил сказку и правду. Что только не происходит в сказках, но всегда это что-то доброе, радостное, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым.
После знакомства детей с произведениями Ю. А. Васнецова мы увидели, как изменилось их отношение к книжным иллюстрациям. Ребята не торопятся перевернуть страницу, рассматривая книгу, а подолгу всматриваются в изображенное, подмечая интересные детали, радуясь находкам художника.
Проведенная работа показала, что знакомство детей с искусством Ю. А. Васнецова имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития их нравственно-эмоциональной сферы. Благодаря творчеству этого замечательного мастера они полюбили книжную графику.










7