Публикации воспитателей детских садов
О проекте

"Влияние фольклора на развитие речи дошкольников"

ГУСЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА ГУСЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
DOCX
7
0
Предпросмотр

Семинар-практикум для воспитателей"Влияние фольклора на развитие речи дошкольников"

Цель семинара – практикума:
«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическом процессе»
 
Задачи:
1. актуализация роли развивающей речевой среды
2. развитие речи детей в различных видах деятельности с использованием фольклора
3. формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей
План:
1.     Теоретическая часть.
Выступление с презентацией на тему: «Роль фольклора в развитии речи детей. Малые жанры фольклора».
Выставка методического и наглядного материала.
2. Практическая часть.
Игра с участниками семинара « Счастливый случай»
6.     Рефлексия 
7.     Музыкальная пауза
1. Презентация на тему: «Роль фольклора в развитие речи детей старшего дошкольного возраста.».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи речевого развития детей старшей  группы:
 - развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
- обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
- воспитывать интерес к письменным формам речи.
- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
- развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и  их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Задачи речевого развития детей подготовительной  группы:
- поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
- поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
- воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
- развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
- развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
- обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), многообразии жанров.
         Развитие речи происходит через чтение художественной литературы.
Задачи образовательной деятельности:
- расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
- углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
- способствовать освоению художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре – драматизации.
         Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленной на развитие читательских интересов детей, развитие способностей восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.
         Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
          Одним из важных принципов является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитании дошкольников, при этом предоставляет родителям возможность высказывать свою точку зрения.
         Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
        
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
- обогащают словарь,
- развивают артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- дают образцы для составления описательных рассказов.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.
 Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.
 


2. Практическая часть.
4. Чай – пауза «Русский самовар»
  5. Игра с участниками семинара «Счастливый случай»
Цель: Формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми с использованием малых форм фольклора.
Правила игры: игра состоит из разминки и четырех основных конкурсов. В каждом конкурсе по 16 вопросов, по 4 в каждой теме. В разминке вопросы более простые, они подразделяются по темам:
«Поэзия пестование»;
«Бытовой фольклор»;
«Потешный фольклор»;
«Игровой фольклор»
Каждая тема – по 4вопроса. За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 40 (первый правильный ответ 10, второй 20 и т. д.) . За неправильные ответы баллы минусуются. В остальных конкурсах предлагаются вопросы по темам:
«Герои народного фольклора»;
«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора»;
«Народные сказки»;
«Фольклор и русская литература».
За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 40, соответственно вычитаются за неправильные.
В игре принимают участие две команды. Победившей считается та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Разминка.
I часть «Поэзия пестования».
1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?
Ответ: (колыбельные) – 10 баллов
2 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?
Ответ: (пестушки) – 20 баллов
3 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?
Ответ: (прибаутка) – 30 баллов
4 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?
Ответ: (конкретно образное мышление) – 40 баллов
Вывод:
Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.
II часть «Бытовой фольклор»
1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?
Ответ: (заклички) – 10 баллов
2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?
Ответ: (приговорки) – 20 баллов
3 вопрос – Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»
Ответ: (дразнилки) – 30 баллов
4 вопрос – Кому принадлежат слова «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии»
Ответ: (Л. С. Выготскому) – 40 баллов
Вывод:
Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.
III часть «Потешный фольклор»
1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:
У Ивашки - рубашка,
у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки,
рубашка - у Ивашки.
Ответ: (скороговорки) – 10 баллов
2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?
Ответ: (К. И. Чуковский) – 20 баллов
3 вопрос – Как еще называют перевертыши?
Ответ: (скоморошины) – 30 баллов
4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?
Ответ: (загадки) – 40 баллов
Вывод:
Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.
IV часть «Игровой фольклор»
1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т. д.
Ответ: (хороводные) – 10 баллов
2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?
Ответ: (считалки) – 20 баллов
3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?
Ответ: (с народными обрядами) – 30 баллов
4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?
Ответ: (правил) – 40 баллов
Вывод:
Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом
Конкурсы.
I часть «Герои народного фольклора»
1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.
Ответ: (медведь) – 10 баллов
2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?
Ответ: (баба-яга) – 20 баллов
3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?
Ответ: (курочка-ряба) – 30 баллов
4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: комар-пискун, слепень-жигун, муха-горюха?
Ответ: (терем-теремок) – 40 баллов
Вывод:
Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.
II часть «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»
1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».
Ответ: (при купании) – 10 баллов
2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?
Ответ: (прибаутка) – 20 баллов
3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?
Ответ: (ознакомление с природой, с животными) – 30 баллов
4 вопрос – В каких режимных моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?
Ответ: (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать) – 40баллов
Вывод:
Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в проблеме разностороннего развития ребенка.
III часть «Народные сказки»
1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?
Ответ: (петушок-золотой гребешок) – 10 баллов
2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?
Ответ: (волк и семеро козлят) – 20 баллов
3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?
Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов) – 30 баллов
4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.
Ответ: («Теремок» — дружба; «Репка» — трудолюбие; «Кот, петух и лиса» — дружба, взаимовыручка и др.) – 40 баллов
Вывод:
Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.
IV часть «Фольклор и русская литература»
1 вопрос – В произведении, какого поэта есть строки:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали …
Ответ: (Василий Жуковский, баллада «Светлана») – 10 баллов
2 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».
Ответ: (Михаил Пришвин) – 20 баллов
3 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?
Ответ: (об аленьком цветочке) – 30 баллов
4 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?
Ответ: (Владимир Даль) – 40 баллов
Вывод:
Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.
Заключительная часть.
Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.
Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
         6. Рефлексия
В зал входят  Баба Яга и Василиса Премудрая с корзинами в руках. Участникам предлагается угостить яблоком, на котором написано мнение о семинаре – практикуме, если понравилось – Василису, если не понравилось – Бабу Ягу.
    7. Музыкальная пауза
Танец «Веселые матрешки»