Публикации воспитателей детских садов
О проекте

МКДОУ Павловский детский сад №5 Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений во второй младшей группе «День рождения Ёжика» 2 младшая группа

Нестеренко Светлана Викторовна Нестеренко Светлана Викторовна
DOCX
48
0
Предпросмотр

Анализ сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Владимир Фёдорович Одоевский был необыкновенным и очень разносторонним человеком. Он знал философию и математику, физику и химию, сам писал музыку и изобретал музыкальные инструменты. Он собирал и изучал русские народные песни. А еще он очень любил детей и писал для них рассказы и сказки, от которых, как заметил В.Белинский, веет теплотою и жизнью. Лучшими из детских произведений Одоевского являются сказки «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович».
«Мороз Иванович» впервые был опубликован в сборнике «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» в 1840 году. Имя Ириней было придумано автором за несколько лет до написания книги. И хотя автору на момент написания сборника было всего 40 лет, критики восторженно писали: «…В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной.
Сказка «Мороз Иванович» представляет собой вариацию на тему русской народной сказки «Морозко». И поэтому и сюжет, и персонажи, и язык близки к традициям русских сказок.
Композиция сказки четкая и ясная, в ней логично выделяются девять частей:
1часть: Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей.
2часть: В колодце.
3часть: Дом Мороза Ивановича.
4часть: Диковинки Мороза Ивановича.
5часть: Служба у Мороза Ивановича. Награда для Рукодельницы.
6часть: Возвращение домой Рукодельницы.
7часть: Ленивица в колодце.
8часть: Ленивица в доме у Мороза Ивановича. Награда для Ленивицы.
9часть: Возвращение домой Ленивицы.
Мороз Иванович
Нам даром без труда ничего не дается,
- недаром исстари пословица ведется.
1 часть. В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.
Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки ,одевалась, а вставши (синоним) с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а (многосоюзие)потом на колодец за водой ходила. (В предложении много глаголов совершенного вида, настоящего времени)
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать,(эпифора) так скажет спросонья: "Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки", а потом заговорит: "Нянюшка, нет ли булочки?".(композиционный стык-лексический повтор ) Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело(синоним) да сколько (эпифора- лексический повтор в конце преложения) улетело (синоним). Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку - да спать не хочется; ей бы покушать - да есть не хочется; ей бы (эпифора) к окошку мух считать – да(многосоюзие) и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты ( сравнение). (В предложении много глаголов)
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то (ирверсия) знай проходит сквозь песок да (эпифора) сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная(сравнение); а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще (композиционный стык) рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда(инверсия): то за тем, то за (композиционный стык) другим делом, а тут, смотришь, и вечер – день (антонимы)прошел.(Много глаголов в предложениях).
2 часть. Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то(инверсия) и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:
- Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.(анафора –лексический повтор) Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватиласьза веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке (композиционный стык) сидит пирожок (олицетворение), такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает (олицетворение): - Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! Рукодельница, нимало не мешкая (архаизм), схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.
Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки (эпитет); яблочки (композиционный стык) листьями шевелят и промеж себя говорят(олицетворение): - Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной(архаизм) росой обмывалися(диалектизм, олицетворение); кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет. Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.
Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой(повтор-редупликация); сидит он (композиционный стык) на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар.(сказочное выражение) - А! - сказал он. – Здорово(диалектизм), Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно (редупликация) уж я ничего горяченького не ел.
Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.
- Знаю я, зачем ты пришла, - говорит Мороз Иванович, - ты ведерко в мой студенец (архаизм) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. (сказочное выражение)А теперь, - прибавил Мороз Иванович, - мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.
3 часть. Рукодельница послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты(сравнение). На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели (архаизм) и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом (архаизм) стоит, а делать нечего - работают бедные люди.
4часть - Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. (архаизм) Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки. - Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь? - Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, и вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь.(познавательная часть)
- Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, - сказала Рукодельница, -зачем ты в колодце-то сидишь? - Я затем в колодце сижу, что весна подходит, - сказал Мороз Иванович. - Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.
- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься? - А я затем в окошко стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтоб не забывали неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.(познавательная часть)
Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель.
5 часть. Рукодельница меж тем все в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала (архаизм). Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед( композиционный стык) был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко(композиционный стык) я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать.
Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет божий.
6часть. Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила; увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал:
Кукареку, кукареки! (повтор-редупликация)
У Рукодельницы в ведерке пятаки!
Когда Рукодельница пришла домой и рассказала все, что с ней было, нянюшка очень дивовалась(архаизм), а потом примолвила: - Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало. Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.
7 часть. Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Смотрит - перед ней печка, а в печке (композиционный стык)сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает: - Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмет, тот со мной и пойдет.(сказочное выражение) А Ленивица ему в ответ: - Да, как бы не так! Мне себя утомлять - лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.
Идет она далее, перед нею сад, а в саду (редупликация) стоит дерево, а на дереве (редупликация) золотые яблочки; яблочки (композиционный стык) листьями шевелят да промеж себя говорят: - Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.(сказочное выражение) - Да, как бы не так! - отвечала Ленивица. - Мне себя утомлять – ручки подымать, за сучья тянуть... Успею набрать, как сами нападают! И прошла Ленивица мимо них.
8 часть. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал. - Что тебе надобно, девочка? - спросил он. - Пришла я к тебе, - отвечала Ленивица, - послужить да за работу получить. - Дельно ты сказала, девочка, - отвечал старик, - за работу деньги следует, только посмотрим, какова еще твоя работа будет! Поди-ка взбей мне перину, а потом кушанье изготовь, да платье мое по вычини (архаизм), да белье по выштопай. (архаизм)
Пошла Ленивица, а дорогой думает: "Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на не взбитой перине уснет". Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лег в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень было ей посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас (многосоюзие) - всё по порядку. Думала она, думала(редупликация), кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как все было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и (многосоюзие) уксус да еще кваску подлила, а сама думает: - Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке все вместе будет. Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатерцы (диалектизм) не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах. - Хорошо ты готовишь, - заметил он, улыбаясь. - Посмотрим, какова твоя другая работа будет. Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел, (редупликация) да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню (архаизм) .
После обеда старик опять лег отдохнуть да припомнил Ленивице, что у него платье не починено (архаизм), да и белье не выштопано. (архаизм) Ленивица по надулась, а делать было нечего: принялась платье и белье разбирать; да и тут беда: платье и белье (редупликация) Ленивица нашивала, а как его шьют,(редупликация) о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила. А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал, да еще спать уложил. А Ленивице то и любо; думает себе: "Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит".
На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить. - Да какая же была твоя работа? - спросил старичок. - Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил. - Да, как же! - отвечала Ленивица. - Я ведь у тебя целых три дня жила. - Знаешь, голубушка, - отвечал старичок, - что я тебе скажу: жить и служить - разница, да и работа работе рознь; (афоризм) заметь это: вперед пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.(афоризм)
С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку - пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.
9 часть. Пришла домой и хвастается. Вот, говорит, - что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжелый, да и брильянт-то чуть не с кулак... Уж на это можно к празднику обнову купить... Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал(олицетворение):
Кукареку-кукарекулька,(редупликация)
У Ленивицы в руках ледяная сосулька!
А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что
сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...(афоризм)
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Чем литературная сказка отличается от народной?
Литературные сказки отличаются он народных не только развернутыми описаниями, более замысловатыми сюжетами, разнообразием форм. Читателю легко отличить сказки одного писателя от сказок другого, потому что у каждого из них свой творческий почерк, особый сказочный мир. В.Ф Ододевский через сказочных героев учит добру, его сказки познавательны и увлекательны. В них гармонично сочетаются все три составляющие развития детской литературы обучение, воспитание и развлечение.
Фольклорные традиции в литературной сказке «Мороз Иванович».
Фольклорные традиции в литературной сказке проявляются в нескольких направлениях.
В сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народных сказок:
Сильнее выражена изобразительность. Например, описание Рукодельницы:
« …Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки ,одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила…» Автор использует в описании девочки большое количество глаголов, характеризуя, её деятельность.
Образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры. Например, Мороз Иванович:
«…Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар…»
Ярко выражена авторская позиция:
«…А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...»
Наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность: например,
«…Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?
- Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, и вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь…»
В литературной сказке используются народные средства поэтической речи: эпитеты (золотые яблочки ), сравнения (вода словно хрустальная) олицетворения (сидит пирожок поглядывает, да приговривает..), троекратные повторы (отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; ), пословицы и поговорки («жить и служить - разница, да и работа работе рознь») и т. д. Литературная сказка провозглашает те же идеалы, что и сказка народная: она укрепляет веру в торжество добра и справедливости, учит его сочувствовать герою.
Особенности литературной сказки
В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме и чаще всего она больше по объему.
В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Например, описание дома Мороза Ивановича
«…Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего…»
Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
Например, рассуждения Ленивицы:
«…Пошла Ленивица, а дорогой думает: "Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснет".
…Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как все было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да еще кваску подлила, а сама думает: - Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке все вместе будет.
…А Ленивице то и любо; думает себе: "Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит"…»
В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями.
Завязка начинается со знакомства с героями сказки. В сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек Рукодельница и Ленивица.
Рукодельница - добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная.
«…Рукодельница была умная девочка: рано вставала, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила…»
Ленивица - злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.
«…А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело…»
Автор показывает читателю, как за работой Рукодельнице скучать некогда «… а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер – день прошел…», а Ленивице делать нечего, вот ей и скучно «…Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку - да спать не хочется; ей бы покушать - да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать – да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты…»
Развитие действия начинается с того момента когда Рукодельница роняет ведро в колодец: «…- Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай…» - говорит нянюшка девочке. Рукодельница и пошла беду свою поправлять, ошибку свою исправить. Даже попадая в волшебную среду Рукодельница продолжает трудится:
«…Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху…», «… Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник…», да ещё и проявляет личные качества доброту и щедрость - делит пирожок и яблочки золотые с Морозом Ивановичем.
Вторая часть заканчивается мотивацией: «…отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже…» - говорит Мороз Иванович, побуждая читателей к размышлению, что значит быть умным, а что – ленивым?
В доме у Мороза Ивановича Рукодельница сталкивается с трудностями: «…Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего - работают бедные люди…», преодолевая их Рукодельница узнаёт о чудесах Мороза Ивановича. Мороз Иванович отвечает Рукодельнице на её вопросы:
«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
«…Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, и вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь…»
«Почему вода в колодце и летом студеная?»
«…Я затем в колодце сижу, что весна подходит, - сказал Мороз Иванович. - Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета…»
«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
« …А я затем в окошко стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтоб не забывали неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно…»
«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»
«…А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали…»
Эта часть сказки является познавательной.
На службе у Мороза Ивановича Рукодельница выполняет все его задания, за что и получает награду и похвалу: «… Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать…»
У Рукодельницы был мотив, в колодец спуститься - ошибку свою исправить, ведёрко достать. А Ленивицу нянюшка к Морозу Ивановичу послала денежек к празднику заработать, да позавидовала она Рукодельнице.
Ленивица, в колодце не утруждает себя работой, пирожок не вытащила из печи «… Мне себя утомлять - лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь…», яблочки золотые стряхнуть с яблоньки не захотела: «… Мне себя утомлять – ручки подымать, за сучья тянуть... Успею набрать, как сами нападают! И прошла Ленивица мимо них…»
За работу в доме Мороза Ивановича ей тоже браться не хочется: «…Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на не взбитой перине уснет…» Всё она норовит от работы отлынивать, а награду получить сполна хочет. А Мороз Иванович старик добрый и справедливый Ленивицу по труду и наградил: « …жить и служить - разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперед пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда…» Да недолгой у Ленивицы радость была растаяли подарки и осталась Ленивица ни с чем.
Круг основных событий: в сказке говорится о том, что труд развивает человека, препятствия на пути к цели всегда можно преодолеть, да ещё много нового узнать, да за свой труд и награду получить, проблема Ленивицы в том, что ничего не делая, хочет награду получить.
Рукодельница всё сама делала, сама вставала, сама одевалась, за работу принималась, за работой ей не скучно было, да и всему она научилась убирать, шить, готовить, за петушком ухаживать. А все потому, что она умная девочка была и понимала, что без труда, без умений разных тяжело в жизни придётся. Мороз Иванович ей так говорит: « …будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже…» Рукодельница так поступает потому, что она привыкла трудиться, труд приносит ей радость и счастье. Черты характера Рукодельницы трудолюбие, доброта и любознательность. Морозу Ивановичу она помогла три дня ему служила.
Ленивица же сама ничего делать не хотела, не умела ничем не интересовалась. Ленивице оттого и скучно было, что заняться ей было нечем. Поэтому Морозу Ивановичу пришлось ей служить, что б самому голодным не ходить.
Автор формулирует проблему труд - это добро, лень – зло, показаны они в параллели друг с другом не пересекаются, нет тут и борьбы между добром и злом. Читатель сам должен сделать вывод как должно ему поступать. Произведение учит быть трудолюбивым, любознательным, добрым, щедрым, поступать по совести, тогда ждут тебя в жизни радость, счастье и удача.
В результате анализа сказки мы пришли к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем. Мороз Иванович, в отличие от мифического Морозко, похож на строгого и справедливого учителя.
Концовкой, гуманной и нравоучительной, сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
Параллельно со сказочным сюжетом детям дается представление о закономерности смены времен года, о тепле и холоде, о крестьянском труде, о внимании к неимущим, особенно важном в морозные дни. А процессу очистки Рукодельницей воды позавидует любой производитель фильтров.
Несмотря на то, что сказка создана уже почти 200 лет назад, она по-прежнему любима читателями.
В записной книжке В. Одоевского сохранилась запись, которая прекрасно его характеризует: «Смеются надо мной, что я всегда занят! Вы не знаете, господа, сколько дела на сём свете; надобно вывести на свет те поэтические мысли, которые являются мне и преследуют меня; надобно вывести те философские мысли, которые открыл я после долгих опытов и страданий; у народа нет книг, - и у нас нет своей музыки, своей архитектуры; медицина в целой Европе ещё в детстве; старое забыто, новое неизвестно; наши народные сказания теряются; древние открытия забываются; надобно двигать вперёд науку; надобно выкачивать из-под праха веков её сокровища …».