Публикации воспитателей детских садов
О проекте

"управление профессиональным ростом педагогов в современном ДО"

Юнаш Галина Анатольевна Юнаш Галина Анатольевна
DOCX
5
0
Предпросмотр

Роль художественной  литературы в воспитании детей  и развитии их речи.


Период  дошкольного детства – очень  важный этап в воспитании ребенка, когда  закладываются основные черты его  характера, начинается становление  личности. Художественная литература оказывает неоценимую помощь педагогам  во всестороннем воспитании и развитии речи детей.  Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.     По словам  В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.  Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит, сочувствует одним осуждает  других. 
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. 
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель.    Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные чувства. 
 Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в  богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активнее отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус.  Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Возникающие в их представлении при слушании живые образы помогают им понять идейный смысл произведения.  Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, вводит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем мире.         В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируется способность правильно оценивать все то, о чем они узнали из рассказа, сказки или стихотворения.        Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей.           В процессе слушания литературных произведений у детей развивается интерес и любовь искусству слова, способность испытывать большое  удовлетворение от общения с ним. Это свидетельствует о зарождении у дошкольников начальных форм эстетического восприятия, открывает путь для плодотворного решения задач художественного воспитания.    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
       Н. С. Карпинская также считала, что  художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В  рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской  речи; в сказках – меткость, выразительность.
       Из  книги ребенок узнает много новых  слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и  поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к  прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, что  развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями  в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.
       При ознакомлении с книгой отчетливо  выступает связь речевого и эстетического  развития, язык усваивается в его  эстетической функции. Владение языковыми  изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.   Таким образом,  художественная литература – важное средство всестороннего развития ребенка.         Для того, чтобы со всей полнотой и эффективностью использовать богатые воспитательные возможности художественной литературы, необходимо учитывать о детьми особенности ее как искусства слова. Нужно добиваться не только понимания детьми содержания литературного произведения, но прежде всего, пробуждать их мысли и чувства. Этому способствует организация детской деятельности, связанная с восприятием художественной литературы, где  дети должны, используя впечатления полученные при слушании произведения, действовать самостоятельно, проявлять инициативу, посильное для них творчество. 
 
 
 



Особенности  восприятия и понимания детьми  литературных произведений разных  жанров.


       Исследованием особенностей  восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин  Е.А. Флерина, О.И. Никифорова, Н. С. Карпинская, Л.М. Гурович и многие другие.           Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершенствуется переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании героям, в перенесении на себя действий, мыслей, чувств персонажей.  Также ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, который характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.           О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения дошкольниками три стадии:         
-непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);          
-понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); -влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).          Эстетика и психология рассматривают восприятие художественного произведения как сложный творческий процесс. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. «Эстетическое восприятие  действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.  Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.        Е. А. Флерина отмечала наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).         Именно в дошкольном  возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклоров во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.    Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.       
Художественное  восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. В возрастных  особенностях восприятия дошкольниками литературного произведения выделяются два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным .             На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности восприятия: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Пробуждающийся интерес детей к тому, что им читают, активизирует их восприятие.          Дети младшего возраста любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к динамичным ритмам, плясовой, радостной мелодике. Детям нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слова, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка.                        Дети младшего дошкольного возраста способны при слушании осмысливать содержание художественного произведения в пределах, доступных их возрасту. То, что ребенком понято, пережито и в известной мере осмыслено оставляет глубокий след в их сознании.
       В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании  и осмыслении текста, что связано  с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. На основе того, что дошкольники приобрели на предшествующей возрастной ступни, у них вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере возникающие у них чувства и , руководствуясь ими, определять свое отношение к героям, событиям. В силу развития этой способности углубляется восприятие детей.       Дошкольники начинают разграничивать в литературных произведениях  реальное и фантастическое, и возникает возможность формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ). Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей, при этом опираясь  на свои представления и обогатившийся личный опыт. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок является активным соучастником изображаемых событий, он переживает их вместе с героями. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. 
       По  словам К. И. Чуковского, начинается новая  стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес  к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.      
Восприятие художественной формы становится более дифференцированным сравнительно с младшим возрастом. Возросшая устойчивость внимания способствует тому, что дети в состоянии уже не просто слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности. Их уже можно учить различать на слух поэзию и прозу; нужно привлекать к некоторым приемам, характеризующий образный литературный язык (меткие эпитеты, сравнения)    Так  у детей постепенно воспитывается чуткость к поэтической речи, формируется чувство языка, культура слушания, необходимая для развития эстетического восприятия. 
       В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они  способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета  всех характеристик героя. У детей  формируется умение воспринимать текст  в единстве содержания и формы. Усложняется  понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности  формы произведения (устойчивые обороты  в сказке, ритм, рифма).       Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
       В исследованиях отмечается, что у  ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося  наглядностью, уже вполне сформирован.
       Умение  воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием  и особенности художественной выразительности  не возникает спонтанно, оно формируется  постепенно на протяжении всего дошкольного  возраста. 
 3.Принципы  отбора произведений для  чтения  рассказывания детям
       Для решения задач всестороннего  воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской  деятельности.         Значимость продуманного отбора книг для детского чтения и рассказывания определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное  развитие ребенка, на формирование его  литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитании отношения к книге: интереса любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший а ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения.          Ребенок стремиться подражать героям книг, которые ему симпатичны, и сюжеты этих книг становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают духовный и нравственный опыт. Правильный выбор книг для детского чтения и рассказывания оказывает благотворное  влияние  на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей.        Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует его форму,  в результате многократного повторения яркого, живого слова, игре со словом.            В настоящее время детская литература богата по составу м содержанию. Для детей издаются  произведения устного народного творчества русского народа и народов зарубежных стран, произведения русской и зарубежной классики , детские книги современных отечественных и иностранных авторов.                               Охватить все издания невозможно и здесь важную роль играют критерии отбора произведений для детского чтения и рассказывания, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
      При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические инравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.             Критерии отбора книг для детей можно условно разделить на две группы: критерии художественности, дающие возможность оценивать достоинства книг и вводить в круг детского чтения произведения различных видов, жанров, тематики, и педагогические критерии, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они способствовали развитию ребенка.