Публикации воспитателей детских садов
О проекте

"Развитие общения дошкольников через театрализованную деятельность"

Тальянова Ильмира Зуфаровна Тальянова Ильмира Зуфаровна
DOCX
70
0
Предпросмотр

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»








Мастер - класс на тему «Развитие общения дошкольников через театрализованную деятельность»










Тальянова Ильмира Зуфаровна, воспитатель


г. Шарыпово


Цель мастер – класса: презентация опыта работы по развитию общения дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию общения детей посредством театрализованных игр;

  • представить участникам мастер – класса разные виды театра и формы организации театрализованной деятельности в работе с дошкольниками;

  • сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе театрализованных игр для развития общения дошкольников.


Ход мастер – класса


Теоретическая часть
Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Научить ребенка играть, брать на себя роль
и действовать, вместе с тем помогая
ему приобретать жизненный опыт,
– все это помогает осуществить – ТЕАТР.


Актуальность: На современном этапе общество испытывает высокую потребность в специалистах творческого потенциала в разных областях деятельности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка, когда закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер стали заменять и детям и взрослым общение.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, это еще и один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Средством развития общения детей дошкольного возраста, возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, являетсятеатрализованная игра.
  Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
В режиссерской игре невозможно играть молча. Ребенок становится и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.
Для занятий театрализованной деятельности в группе необходимо создать благоприятный климат для общения, создать такую среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир, название которому – театр!
В младшем дошкольном возрасте - насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В предметно-игровой среде средней группы кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая  носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать  и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику. Игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка, в том числе, диалогической, обогащается опыт общения в различных ситуациях, обогащается словарный запас. Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира.
Для развития общения, творческой активности детей необходимо иметь в группе разные виды театра (Приложение).
Практическая часть
Для начала предлагаю разделиться на 5 групп.
Для каждой группы участников мастер – класса приготовлены «волшебные сундучки», где спрятались герои из сказок.
1задание участникам групп: определить вид театра и по наличию героев назвать сказку.
Мастер: Представьте, что в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
Предлагаю взять героев сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» (или по выбору героев других сказок) и поместить их в новую сказку, которую вы сочините сами. Чтобы сочинить сказку надо придумать сюжет.
Вопросы участникам:
• Как называются части, которые входят в сюжет сказки? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
 2 задание участникам групп: выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
Время на придумывание сказки: 5 минут.
После чего участники мастер – класса озвучивают свой сюжет сказки.
Заключение: организуя театральную деятельность в детском саду, нужно стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому считается, что театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, не четко выполнят движения, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцены и т.д. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы. Когда дети сами придумывают диалоги действующих лиц, самостоятельно ищут выразительные особенности для своего героя, используют мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Рефлексияучастников мастер – класса. Каждый участник высказывает свое мнение об увиденном.







ПРИЛОЖЕНИЕ


Пальчиковый театр








Театр картинок (фланелеграф)









Вязанный театр








Конусный театр








Театр - передвижка






Театр из коробочек