Жанры детского фольклора (дошкольный возраст)
Тема: Жанры детского фольклора.
Цель: Дать понятие детского фольклора, познакомить с жанрами детского фольклора и их особенностями.
Задачи: 1.Образовательная: дать понятие детского фольклора, познакомить учащихся с основными жанрами детского фольклора, их особенностями, образцами казахского и русского детского фольклора.
2. Воспитательная: воспитывать бережное и чуткое отношение к УНТ, богатству языка, формировать культуру речи.
3. Развивающая: развивать речь, мышление, кругозор учащихся.
План:
Понятие детского фольклора.Виды детского фольклора.
Поэзия пестования (материнская поэзия)
Календарный детский фольклор.
Игровой фольклор.
Дидактический фольклор.
«Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества,
объединяющую мир детей и мир взрослых,
включающую целую систему поэтических
и музыкально-поэтических жанров фольклора»
М.Н.Мельников
1. Понятие детского фольклора. Виды детского фольклора.
Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых.
Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.
К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И.Даль при составлении знаменитого четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. В этой книге предпочтение отдано тем песням, в которых яснее всего проступает педагогическое наполнение текстов, отличающихся и совершенством художественной формы. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских. К народному творчеству обращаются поэты и прозаики, интерпретируя и обрабатывая его или заимствуя его формы.
В 60-е годы XIX века в России интенсивно развивается педагогическая мысль. Идеи К.Д.Ушинского распространяются и на сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в общей системе воспитания подрастающего поколения. Наибольшую известность в то время получили статьи и книги А.Н.Афанасьева - выдающегося исследователя и систематизатора фольклора. В 1870 году вышли собранные им «Русские детские сказки» - книга, ставшая на долгие годы хрестоматией народной педагогики. Составитель сборника писал: «Я решился выпустить для детей отдельное издание, не удерживая областных особенностей говора, не обременяя книги примечаниями и выбравши из нескольких вариантов лучшие по рассказу; при этом удобно будет и опустить те сказки, которые не должны попадать в руки детей...»
Следующая волна интереса к народному творчеству, в частности к детскому, поднимается с начала20-х годов XX века. Среди многочисленных сборников и исследований того времени и более позднего выделяются труды Г.С.Виноградова, О.Е.Капицы, К.И.Чуковского. Виноградов выпустил! такие работы, как «Детский народный календарь», «Народная педагогика», «Детский фольклор и быт» и многие другие. Капице; принадлежит множество исследований и сборников фольклорных текстов, например: «Детский быт и фольклор», «Живая вода», «Детский фольклор». Собранные данные и многочисленные наблюдения привели Капицу к выводам о возможностях использования фольклора в воспитании ребенка. Эти выводы легли в основу созданной ею методики обработки фольклорного материала для приспособления его к детскому мировосприятию. Чуковский включил записи детского словотворчества, а также свои размышления и научные выводы в неоднократно издававшуюся книгу «От двух до пяти»; особое внимание он обращал именно на связь детского творчества с фольклором.
Заметной вехой стала работа В.П.Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», вышедшая в конце 50-х годов.
Позже Аникин составил многотомный труд «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», первый выпуск которого посвящен младенчеству и детству.
Одна из последних по времени крупных работ - книга М.Н.Мельникова «Русский детский фольклор» (1987). По определению Мельникова, «детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора».
Виды детского фольклора.
Детский фольклор делится на несколько групп:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки
Календарный - заклички и приговорки
Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки,поддёвк ,перевёртыши.
дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
2. Поэзия пестования (материнская поэзия)
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких
«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.
Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.
В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.
Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик»... Слов-понятий в колыбельной обычно немного - лишь те, без которых первичное познание окружающего мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи.
Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:
Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой –
Сохранитель твой.
От всякого глазу,
От всякого плачу,
От всех скорбей,
От всех напастей:
Сколько в этой песне любви и горячего стремления охранить свое дитя! Простые и поэтичные слова, ритм, интонация - все направлено на почти магическое заклинание. Нередко колыбельная и была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.
Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. Некоторые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.
Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы. Говорят и чувствуют они, как люди. Наделение животного человеческими качествами называется антропоморфизмом. Антропоморфизм - отражение древнейших языческих верований, согласно которым животные наделялись душой и разумом и потому могли вступать в осмысленные отношения с человеком.
Народная педагогика включала в колыбельную не только добрых помощников, но и злых, страшноватых, не очень иногда даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было задабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вреда маленькому, а может быть, даже и помогали ему.
Знаток фольклора В.П.Аникин оценивал ее роль очень высоко: «Колыбельная песня - своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен».
Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай.
Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:
Потягушки-потягунушки,
Поперёк-толстунушки,
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с определенными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси летели, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами,ручками, ножками.
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…
Потешки- более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель постепенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.
Сорока, сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей наманила.
Кашку-то на стол,
А гостей на двор.
Первому - кашки,
Второму - бражки,
Третьему - пивца,
Четвертому - винца,
А пятому не досталось ничего.
Шу, шу! Улетела, на головку села.
Воспринимая через такую потешку первоначальный счет, ребенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего. Может, потому, что молоко не пьет? Вот ведь и коза бодает за это - в другой потешке:
Кто соску не сосет,
Молочко кто не пьет,
Того - бу-у! - забоду!
На рога посажу!
Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети того возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным. К тому же в сознании ребенка происходит движение не только к овладению прямым смыслом слова, но и к восприятию художественного оформления.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила,
Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.
Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?
Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры (в отличие от потешек). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке - туды ж по дорожке».
3. Календарный детский фольклор.
К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как
заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).
Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.
Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то вторые - к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.
В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя заклички, приговорки явно просматриваются следы древней магии. Это игры, проводившиеся в честь Солнца (Коляды, Ярилы) и других сил природы. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.
Произведения детского календарного фольклора исполнены веры во всемогущие силы природы. Произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых, наполняло верой и надеждой на обильный урожай, достаток.
4. Игровой детский фольклор.
Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как
игровые припевы и приговоры,
жеребьёвые сговорки,
считалки,
дразнилки,
поддёвки,
перевёртыши.
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Значение игровых припевов, приговоров – прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас глядит.
«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,
Букву «Р» не выговаривайте.
Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны.
Современная педагогика отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела, нам велела,
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим.
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Архип – старый гриб.
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Мишка-кубышка, Около уха - шишка.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!
-Скажи петух.
-Петух.
-Ты протух!
Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми.
Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая ценность ее состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире.
Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Ребенку постоянно приходится систематизировать явления действительности. В этой систематизации хаоса, а также и беспорядочно приобретенных клочков, обломков знаний ребенок доходит до виртуозности, наслаждаясь радостью познания. Отсюда его повышенный интерес к играм и опытам, где процесс систематизации, классификации выдвинут на первое место. «Перевертыш» в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе.
Подобный жанр бытует и у других народов, в том числе у англичан. Название «Лепые нелепицы», данное Чуковским, соответствует английскому «Topsy-turve rhymes» - буквально: «Стишки вверх дном».
Чуковский считал, что жажда играть в «перевертыши» присуща почти каждому ребенку на определенном этапе его развития. Интерес к ним, как правило, не угасает и у взрослых - тогда на первый план выходит уже не познавательный, а комический эффект «лепых нелепиц».
Середи моря овин горит.
По чисту полю корабль бежит.
Мужики на улице заколы бьют,
Они заколы бьют - рыбу ловят.
По поднебесью медведь летит,
Длинным хвостиком помахивает!
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
5. Дидактический фольклор.
Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.
К жанрам дидактического фольклора относятся скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
От топота копыт пыль по полю летит.
Проворонила ворона воронёнка.
Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Многие из скороговорок, отвечающие эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.
Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Перевыколпаковал?
Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками
Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно преполагается как вопрос для отгадывания.
В 1865 году в Удмуртии стали организовывать вечера, где старые загадывали загадки молодым по темам.
Значение загадок – развивают ум, дают возможность точно определять предмет.
Художественное своеобразие загадок:
1) олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ:
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Прямое сравнение: Длинна, как дорога,
Коротка, как блоха. (жизнь)
Я, как песчинка, мал и землю покрываю,
Я из воды, и сам её рождаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (снег)
Косвенное сравнение: Золотое решето чёрных домиков полно.
(подсолнух)
Отрицательное сравнение: Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.(книга)
Строение загадок:
загадка - краткое сообщение из одного предложения:
Стоит Антошка на тонкой ножке.
загадка – рассказ:
Шла девка с гор, несла на себе семь кож,
а как её раздевали, все над ней рыдали. (лук)
3. загадка – описание:
Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (петух)
загадка – вопрос:
Кто родится с усами? (кот)
загадка – задача:
Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек?
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Волков бояться – в лес не ходить.
Хочешь кататься – люби и саночки возить.
До пота поработаешь – со вкусом поешь. (каз.)
Кто трудится, тот и сыт. (каз.)
Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.
Дело мастера боится.
Цыплят по осени считают.
О джигите судят по его делам.
V. Закрепление изученного материала
VI. Подведение итога. Информация о домашнем задании. Оценивание.
ТРИ СЕКРЕТА ЗАГАДКИ
предмет, о котором загадывается загадка, не называется;
говорится о похожем на него предмете;
называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.
Практическая работа
по теме: «Жанры детского фольклора»
Цель: Научить определять жанры детского фольклора, знать их особенности.
Задание 1.
Определить жанр произведения.
а) Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь и восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам, обжора, не ходи».
Ну-ка, Мишенька, води.
б) Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга,
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
в) Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
г) Баю-баю-бай,
Поди, Бука, под сарай,
Саше спать не мешай!
Уж ты, Саша, усни,
Угомон тебя возьми.
д) А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елку укачал,
Я с елочки упал.
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.
е) Катя, Катя, Катюха,
Запрягла петуха,
Петух заржал,
На базар побежал.
ж) Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки –
Что угодно для души?
Что хотите, то берите,
Губки бантиком держите,
«Да» и «Нет» не говорите,
Черно с белым не берите…
Вы поедете на бал?
з) Коля, Коля, Николай,
Бросил шубу под сарай,
Шуба вертится,
Коля сердится.
и) Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
к) Умел ошибиться – умей и поправиться.
л) Не ошибается тот, кто ничего не делает.
м) Дружба что стекло: разобьешь – не сложишь.
н) Рыжий маленький зверек по деревьям скок-поскок.
Задание 2.
Отгадать загадки, определить художественное их своеобразие и строение.
а) Черная дорожка осыпана горошком.
б) Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется.
в) Зеленые телятки привязаны к грядке.
г) Не птица, а летит,
не жук, а гудит.
д) Само с кулачок,
красный бочок,
потрогаешь – гладко,
а откусишь – сладко.
е) В синем небе голосок, будто крохотный звонок.
ж) Чудо-дворник перед нами
загребущими руками
за одну минуту сгреб
преогромнейший сугроб.
з) Считает весь век, а не человек.
и) Кто на себе свой дом носит?
к) Кругла, а не месяц,
желта, а не масло,
с хвостиком, а не мышь.
л) На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.
м) Хозяин лесной,
просыпается весной,
а зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой.
Тестовые задания по темам «Специфика детской литературы. Устное народное творчество»
Вариант 1.
Задание 1
Установить соответствие
1) Эпические жанры УНТ А) любовные, свадебные песни, похоронные причитания
2) Драматические жанры УНТ В) былины, легенды, сказки, исторические песни
С) театр Петрушки, хороводы
_________________________________
Задание 2
Значение УНТ
А) слияние искусства слова с требованиями педагогики
В) отражение свода правил народной жизни
С) занимательность
Задание 3
Детское чтение – это_____________________________________________________
Задание 4
Особенности композиции произведений для детей:
1.
2.
3.
4.
Задание 5
Задачи книг для дошкольников:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 6.
УНТ – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тестовые задания по темам «Специфика детской литературы. Устное народное творчество»
Вариант 2.
Задание 1
Особенности произведений УНТ:
А) Любое произведение имело функциональный характер
В) Естественная народная речь
С) Слияние искусства слова с требованиями педагогики
Д) Хорошо разработанные законы композиции
Е) раскрытие характеров героев через поступки
Ж) Особая стилистика
Задание 2
Установить соответствие
1) Лирические жанры УНТ А) былины, легенды, сказки, исторические песни
2) Эпические жанры УНТ В) театр Петрушки, хороводы
С) любовные, свадебные песни, похоронные причитания
______________________________________
Задание 3
Детская литература – это _____________________________________________________
Задание 4
Требования, предъявляемые к детской литературе:
1.
2.
3.
Задание 5.
Учет возрастных особенностей в детской литературе:
1.
2.
3.
4.
Задание 6.
Фольклор – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________