Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Научная статья: "Особенности развития воображения у дошкольников"

Лисова Анна Александровна Лисова Анна Александровна
DOCX
56
0
Предпросмотр

Особенности развития воображения у дошкольников


Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов [23].
Дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения, вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы), а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Дошкольники с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит воображение.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка: построение образа конечного результата его деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределённости; создание образов, заменяющих деятельность; создание образов описываемых объектов [11].
В дошкольном возрасте развивается и существенно обогащается воображение детей; этому способствует учение, самостоятельное чтение, расширение отношений с товарищами и взрослыми. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами, и в первую очередь с восприятием и мышлением - ведь воображение ставится на службу решения именно познавательных задач. В детском саду широко применяются разнообразные наглядные средства. Это рисунки, таблицы, графики, карты, диапозитивы, кинофильмы. Детей учат рассматривать, наблюдать, видеть изображение, анализировать в изображенном, сравнивать объекты по величине, форме, объему и т. д. Такая интеллектуальная работа не может не наложить отпечаток на сами образы воображения.
Выполняя задания, дети научаются воссоздавать не только те предметы, явления или состояния, которые прямо описаны в тексте, но и те, которые лишь подразумеваются в нем, закономерно из него следуют. Воссоздающее воображение очень важно для учения. При чтении географических или исторических описаний ребенку необходимо ярко представить себе то, что описывается: явления природы, предметы быта, внешность исторических деятелей. При изучении естествознания надо воссоздать в своём воображении образы животных или растений, никогда не виденных в натуре.
Воссоздающее воображение развивается не только в работе над словесным описанием, но и при оперировании с абстрактными схемами, чертежами, математическими символами. Ребенок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, усложняются его отношения с другими людьми - все это обогащает воображение, позволяет ребенку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчетливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события в действительности [18].
Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов. Но работа кружков должна быть организована так, чтобы дети видели результаты своего труда, творчества. Дошкольники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения по картине. При этом для одних детей нужна определенно и четко сформулированная тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя из них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления. Другим же детям подсказки и ограничения только мешают. Если они пишут сочинение на заданную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки [17].
Л.С. Выготский сформулировал три закона развития творческого воображения.
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировка это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства [6].
Воображение позволяет ребенку углублять и закреплять такие ценные качества личности, как смелость, решительность, находчивость, организованность; сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения, развивает и упражняет свои природные склонности. На долю воображения в детском возрасте выпадает воспитательная функция, смысл которой - организовать поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться для будущего.Воображение, имеющее важное значение для осуществления деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать [15].
В дошкольном возрасте происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (наглядность), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество.
Исследование путей формирования воображения дало возможность определить в данном процессе 3 этапа, в которых организуется деятельность детей:
1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.
2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменять, улучшать сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.
3. Задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, рисования, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и поделок, концерты и т.п.) [13].
В результате постоянной работы воспитателя, развитие воображения происходит по следующим направлениям:

  1. Сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее он становится более точным и определенным. Требуется опора на конкретный предмет или образ.

  2. В образе отражается вначале только несколько признаков, а к 6-7 годам гораздо больше, причем, существенных.

  3. Происходит переработка образов, образы становятся обобщеннее и ярче.

  4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет, а далее развивается опора на слово. Именно оно позволяет дошкольнику создать мысленно новый образ.

  5. При стимулировании творческой активности ребенка, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  6. Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать ему прямых инструкций, помогать действовать независимо.

  7. На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.

  8. Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  9. Стараться не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

  10. Предлагать детям возникшие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

  11. Взрослый должен оказывать помощь, но не «руководить» ребенком, не регламентировать его творческую деятельность.

  12. В процессе изобразительной деятельности необходимо учитывать основные принципы развития творческого воображения:

  13. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, необходимо сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

  14. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

  15. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

  16. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия.

  17. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

  18. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы [11].

Показателями творческого воображения дошкольников являются:
- количественная продуктивность их деятельности;
- гибкость использования идей;
- оригинальность воображения.
Характерными особенностями творческого воображениядошкольников являются:
- различная легкость преобразования реальности в воображении;
- импульсивность и эмоциональный настрой;
- отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе [16].
Итак, воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. У детей дошкольного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приёмов, действий в той или иной области творческой деятельности.