Публикации воспитателей детских садов
О проекте

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Груничева Наталья Михайловна Груничева Наталья Михайловна
DOCX
67
0
Предпросмотр

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
“Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”.
А. В. Луначарский
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самоосознания.
Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести  ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное  и осознанное  отношение к ней. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.
Для достижения поставленной цели использую различные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).
При исполнении произведения стараюсь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений.
Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью в детский сад приглашаются с концертами учащиеся детский школы искусств №6. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников - воспитание культурного слушателя и зрителя.
Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов).
Использую для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.
Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).
Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказываю о музыкальном произведении увлеченно, интересно. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов».
Беседуя с детьми о музыке, расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир. Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.
Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках)
Применяю музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Венгерский танец №5» И. Брамса ритм в 1 и 3 частях показываем на металлофоне, а спокойную 2 часть – колокольчиками и треугольниками. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.
Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства. С целью развития музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей мной была создана картотека музыкально-дидактических игр и упражнений.
Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта; изживаются страхи и разного рода опасения.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения на каждом занятии использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Прием индивидуально-дифференцированного подхода
В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Ввожу кукольные персонажи, использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.
Таким образом, использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения, методики, различные виды музыкальных занятий позволяют детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказывают положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.
Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.
Список литературы
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
4. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2006. – 89 с.
5. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников /В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2000. – 48 с.
8. Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1999.-№ 1,2,10.
9. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.


Приложение
Картотека Музыкально-дидактических игр
Веселые матрешки.
Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте.
Игровые пособия: матрешки трех величин по числу играющих.
Музыкально-дидактический материал: металлофон.
Ход игры: воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.
Какой инструмент звучит.
Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: карточки с изображением музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактический материал: детские музыкальные инструменты.
Ход игры: дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент.
Колокольчики.
Программное содержание: учить детей различать силу звучания.
Игровые пособия: наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры: педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.
Угадай-ка.
Программное содержание: учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков.
Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игры: дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.
Прогулка.
Программное содержание: различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.
Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э.Пралова.
Ход игры: дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши.
Море и ручеек.
Программное содержание: учить детей различать темп музыки.
Игровые пособия: наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Музыкально-дидактический материал: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.
Ход игры: При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря.
2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка.
3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом.
Три медведя.
Программное содержание: учить детей различать высоту звуков.
Игровые пособия: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал: «Мишка» А.Раухвергера.
Ход игры: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.
2-й вариант Дети изображают медведей и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
В лесу.
Программное содержание: учить детей различать регистровое звучание музыки.
Игровые пособия: изображения медведя, зайца, птички.
Музыкально-дидактический материал: «Медведи», «зайчики», «Птички» Т.Ломовой.
Ход игры: дети поднимают фигурки животных в соответствии с музыкальными произведениями.
Букеты.
Программное содержание: учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал: бубен.
Ход игры: педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.
Лесная прогулка.
Программное содержание: учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Игровые пособия: шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.
Музыкально-дидактический материал: барабан, бубен, погремушка.
Ход игры: детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна– зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.
Кошки и мышки.
Программное содержание: учить детей различать громкие и тихие звуки.
Игровые пособия: шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.
Музыкально-дидактический материал: металлофон, любая плясовая мелодия.
Ход игры: дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.
Козлята и волк.
Программное содержание: учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений.
Игровые пособия: шапочка - маска волка.
Музыкально-дидактический материал: «Козлята», «Волк» Т.Ломовой.
Ход игры: Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят.
Ах, как песенку поем!
Программное содержание: учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.
Музыкально-дидактический материал: детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен.
Ход игры: педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню.
Бабочки.
Программное содержание: учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.
Музыкально-дидактический материал: металлофон.
Ход игры: под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки.
Барабан и погремушка.
Программное содержание: учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения.
Игровые пособия: барабаны и погремушки.
Музыкально-дидактический материал: «Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева.
Ход игры: Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках.
«Оркестр».
Программное содержание: учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.
Игровые пособия: карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.
Музыкально-дидактический материал: «Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П.Родыновой «Музыкальные шедевры».
Ход игры: детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.