Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Требования ФГОС ДО к музыкальному руководителю детского сада

Широких Ульяна Николаевна Широких Ульяна Николаевна
ZIP
61
0
Предпросмотр

Требования ФГОС ДО к музыкальному руководителю детского сада
1.Реализация требований ФГОС ДО в практике детских садов: точки напряжения.
2.Цели и ценности ФГОС – новые ориентиры в развитии музыкального образования детей дошкольного возраста.
3. Особенности разработки Программы музыкального воспитания в контексте требований ФГОС ДО к структуре ОП дошкольного образования.
 

 
1.Реализация требований ФГОС ДО в практике детских садов: точки напряжения
 
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.10.2013 года №1155,требует реализации новой стратегии в практике работы детских садов. И, несмотря на то, что многие положения продолжают идеи Концепции развития дошкольного образования, предложенныееще в 1989 году, ценностные ориентиры, сформулированные в данном документе, требуют глубокого осмысления и согласованияинтерпретаций Стандарта между всеми участниками образовательного процесса. Без этого согласования реализация требований ФГОС ДО практически невозможна и напоминает известную басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука».
Однако, методологическое осмысление и,тем более,согласование целей и ценностей современного дошкольного образования со всеми участниками образовательных отношений – то есть, с родителями, педагогами, руководителями образовательных организаций, а также со специалистами, контролирующими их деятельность – чрезвычайно сложная задача. Ее реализация связана с эволюцией сознания,то есть, с изменением годами устоявшихся убеждений, взглядов, методических подходов, критериев оценки результатов деятельности и требует длительного времени (возможно- смены поколений в системе образования).
Поскольку ФГОС ДО уже введен Приказом №1155, у нас нет времени«поступать как Моисей»(сорок лет водить евреев по пустыне в ожидании нового поколения, не помнящего рабство).Важно обсуждать проблемы реализации новых требований, объективно оценивая все точки напряжения,возникающие, как правило, в результате субъективного понимания и трактовки ценностных ориентиров Стандарта, его основных целей, задач, принципов и других положений.
·         
С этой точки зрения проблема согласования целей, ценностей, задач музыкального воспитания в контексте ФГОС ДО является базовой задачей в системе обновления содержания музыкального образования (в контексте художественно-эстетического развития детей) и упорядочения деятельности музыкальных руководителей.
Вторая проблема реализации требований ФГОС ДО – это концептуальный стиль формулировок основных положений, который сложно конкретизировать на языке педагогической практики (это, в свою очередь, и  порождает разные  интерпретации, а далее  -  различные, и часто несогласованные требования).
Третья проблема в реализации ФГОС ДО – неготовность, слабая мотивация  педагогических кадров к изменению стереотипа профессиональной деятельности, тем более – в  ситуации неопределенности и противоречивости требований.Таким образом, необходимо конкретизировать основные положения ФГОС ДО по отношению к деятельности музыкальных руководителей детских садов,а также дать методические рекомендации к обновлению образовательного процесса с целью достижения ожидаемого качества музыкального воспитания детей в условиях детского сада.
2. Цели и ценности ФГОС – новые ориентиры в развитии музыкального образования детей дошкольного возраста
Основа любой деятельности, и тем более – педагогической – это ее   методологическое обоснование, ценностный стержень, где цели задачи, ожидаемые результаты логически выстроены и связаны едиными смыслами.
 Вот в этой ключевой точке и начинаются проблемы  педагогов-практиков – как воспитателей, так и музыкальных руководителей детских садов. Конкретизируем основные положения ФГОС ДО.
1.     «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека…»
Данное требование конкретизируется в самом тексте Стандарта  (п.1.4), и это означает, что важно так организовать жизнь детей в детском саду, чтобы каждый ребенок «жил здесь и сейчас», радовался жизни, получал удовольствие от общения со сверстниками и педагогами, имел возможность реализовать свои базовые потребности - прежде всего, в познании окружающего мира, в игре, в творчестве, в общении со сверстниками и т.д.
Чрезвычайно важным является  принцип «Уважение личности ребенка», а это означает ( п.1.2.) «личностно-развивающий и  гуманистический характер взаимодействия взрослых с детьми».
Данный принцип легко сформулировать и написать, но его выполнение требует иного построения образовательного процесса в детском саду, иной системы оценки качества педагогической  деятельности (о чем будет идти речь далее).
Ценностные ориентиры ФГОС ДО – это, прежде всего, «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  становится субъектом образования» (п.1.3.2.).
С точки зрения организации музыкального воспитания в детском саду – то есть, привычных фронтальных занятий, детских праздников и развлечений, на которых все дети исполняют общие танцы, песни – это требование Стандарта выполнить крайне сложно. Следовательно, нужно переосмыслить привычные формы музыкального воспитания и найти такие способы, формы организации  музыкально-творческой деятельности, которые бы способствовали «поддержке инициативы детей»  на основе «сотрудничества детей и взрослых», … «признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» ( п.1.4).
Анализ общих требований  Стандарта также показывает, что многие знакомые, привычные, а точнее - традиционные принципы, цели и  задачи остаются актуальными.
 Это и «приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи,  общества и государства», и «формирование познавательных интересов» ребенка, и охрана, укрепление физического и психического здоровья детей, …в том числе – их эмоционального благополучия» и др. Требование «возрастной адекватности» дошкольного образования всегда присутствовало в виде принципа «доступности».
 Однако для музыкальных руководителей этот принцип,  как правило, использовался при определении   образовательных задач, и особенно – при выборе музыкального репертуара в соответствии  конкретному возрасту. Более того, это принцип «доступности» являлся ( и до сих пор является во многих  современных программах) ведущим при  отборе программного репертуара по музыкальному воспитанию.
 Например, для детей 3- 4 лет рекомендуются  песни, соответствующие диапазону «ре-соль» первой октавы ( «Петушок» - р.н.песня), для детей 4-5 лет – песни с тесситурой «ре-ля», и т.д.
 Стандарт подчеркивает, что все дети разные, с разными способностями, возможностями здоровья, различными темпом развития.  С этой точки зрения Программа не должна  жестко рекомендовать музыкальный репертуар для каждой возрастной группы. Индивидуальный подбор должен делать педагог – с учетом всех данных ребенка и образовательной ситуации.
Стандарт дает также новый подход к пониманию преемственности дошкольного и начального образования, где не ребенка нужно подтягивать, готовить к требованиям школы, и школа должна уметь работать с разными детьми. Только такой подход обеспечит выполнение требований к «созданию  благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».  Новый взгляд на преемственность в образовании – не «снизу—верх», а «сверху-вниз» обеспечивает бережное отношение к каждому ребенку, индивидуализацию и гуманизацию педагогического процесса.
 Однако этот новый принцип еще не осмыслен как представителями системы образованиями, так и родительским сообществом.
Приоритетным в содержании музыкального руководителя должны быть ценности «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
Еще раз подчеркнем, что данные требования – для всех участников педагогического процесса, в том числе – и для музыкального руководителя, деятельность которого не сводится только к подготовке детей к праздникам и выступлениям.  И для реализации этих требований ФГОС ДО предлагает использование «вариативных форм  организации деятельности с детьми, возможности формирования Программ различной направленности (в том числе – музыкальной), создания социокультурной среды, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования детей»… ( в том числе – вопросах музыкального воспитания).
 Таким образом, цели  музыкального воспитания детей должны быть сформулированы с точки зрения общих ценностей, а не только  предметных задач.
 Например, цель музыкального воспитания детей в детском саду – целостное развитие ребенка средствами музыкального воспитания.
 То есть, музыкальное воспитание направлено  не столько на развитие музыкальных способностей или  на  подготовку к музыкальной или балетной школе, а на  «формирование общей культуры личности ребенка», его личностное развитие, эмоциональное благополучие и  позитивную социализацию.
Развитие музыкальных способностей у дошкольников – важная задача, но не основная цель.  Детский сад  -  не музыкальная школа, поэтому в соответствии с ФГОС ДО создаются условия для развития общей культуры и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
Обеспечение  реализации основных целей и задач требует разработки Программы, в том числе – и по музыкальному воспитанию детей.
 
3.Особенности разработки Программы музыкального воспитания в контексте требований ФГОС ДО к структуре ОП дошкольного образования
Разработка Программы на основе требований ФГОС ДО – сложная задача для педагогов-практиков, несмотря на то, что в Стандарте дается четкое описание ее структуры. Рассмотрим основные положения в этом вопросе, конкретизируя их примерами.
1.     Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В этом требовании – доверие к педагогам как профессионалам, предоставление каждому  специалисту, в том числе и музыкальному руководителю, возможности выбора содержания, форм, методов и репертуара для реализации поставленных целей и задач музыкального воспитания.
Как указывается в Примерной образовательной программе дошкольного образования (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), «по своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой».
В Примерной программе подчеркивается, что «Образовательные области, в том числе и область «Художественно-эстетическое развитие» , выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа  Организации».
Таким образом, музыкальный руководитель должен разработать модуль «Музыка», или «Музыкальное воспитание», который войдет в основную общеобразовательную Программу детского сада.
Поскольку «модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования», музыкальный руководитель может использовать материалы различных  образовательных программ по музыкальному  и художественно-эстетическому воспитанию детей, приведя их в соответствие к требованиям ФГОС ДО, а также в соответствии с логикой ОП детского сада.
  Разработка  содержания модуля должна соответствовать:
 1). требованиям ФГОС ДО к структуре ООП ДО;
2) содержанию модуля «Художественно-эстетическое развитие», разработанного коллегами по образовательной организации;
3) особенностям контингента воспитанников детского сада;
4) собственным профессионально-личностным особенностям, возможностям  и интересам музыкального руководителя.
Кроме того,  важно обратить внимание на то, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений»  - то есть, в данном случае – музыкальным руководителем. Далее в Стандарте подчеркивается, что «обе части являются взаимодополняющими», то есть – содержание должно быть целостным, комплексным,  необходимым и достаточным для реализации поставленных целей и задач.
 Безусловно, соотношение объемов обязательной части – 60% и самостоятельно разработанной (составленной) участниками образовательных отношений – 40%,  дано условно. Никто эти проценты реально посчитать не сможет, поэтому данное соотношение – примерное, «на глазок».
 Чем отличаются эти части?
 Стандарт дает следующий ответ:
 «Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих областях» (п.2.5 Стандарта).  Это значит, что содержание модуля «Музыка»  интегрирует задачи, которые являются общими и для других образовательных областей (например, задачи эстетического развития детей, воспитания познавательной активности, развития эмоциональной сферы, речи, навыков ориентировки в пространстве, развития творческого потенциала каждого ребенка, и т.п.).
Далее Стандарт конкретизирует содержание части, формируемой участниками образовательных отношений.
 Это самостоятельно выбранные «Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные Программы, методики, формы организации образовательной деятельности)».
То есть, музыкальный руководитель может выбрать (или разработать) программное содержание по развитию детей     в различных видах музыкальной деятельности, опираясь на известные и апробированные в многолетней практике работы детских садов программы. Это могут  быть и комплексные  программы музыкального воспитания  -  например, «Тутти», авторы  А.И.Буренина, Т.Э.Тютюникова, «Гармония» К.В.Тарасовой, «Камертон» Э.Костиной и др. 
Можно содержание модуля дополнить и  парциальными программами, например, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, или методическими пособиями по театрализованной деятельности ( «Театр Всевозможного» А.И.Бурениной, «Кукляндия, А.И.Бурениной, М.И,Родиной и др.). Опытные и творческие педагоги могут включить в данный  программный модуль и свои авторские разработки.
 Таким образом, музыкальный руководитель включает в  образовательный модуль «Музыка» все то, что уже  успешно апробировано в практике работы с детьми по музыкальному воспитанию (из известных программ и своих авторских разработок), но при этом нужно структурировать содержание в соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре ООП.
  В соответствии с требованиями  Стандарта «Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается  обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных  отношений».
 Целевой раздел включает в себя Пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.
 Пояснительная записка раскрывает актуальность и значение данной деятельности для развития детей, а также цели и задачи Программы, принципы и подходы к ее реализации, характеристики особенностей развития контингента воспитанников и региональные особенности, важные для образовательной деятельности.
 Приведем примеры текста Пояснительной записки.
  «Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве,  в интеграции различных видов художественной деятельности.
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным,  современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, формировании таких  тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному»*.
Как правило, обоснование актуальности Программы логически подводит к формулировке ее основной Цели, например:
Главная цель начального музыкального образования программы -  игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни**.____________
*,**Программа «Тутти»,  А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнникова
В музыкальном образовании детей можно выделить  как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности. Например:
К общим задачам относятся (обязательная часть Программы – 60%):
 - приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
 - воспитание интереса и любви к музыке;
-  развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;
 - развитие креативных способностей:  творческого воображения и фантазии, потребности  к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
- развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности, и др.
- развитие речи;
- развитие движений, ориентировки в пространстве.
К специальным задачам  (40%) относятся:
 - развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности,
-развитие элементарных исполнительских навыков  детей в различных видах музыкальной деятельности.
-  профилактика и коррекции индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).
В Пояснительной записке Целевого раздела необходимо также сформулировать основные принципы реализации Программы
Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы  в соответствии с:
-  современными научными взглядами на дошкольную педагогику и психологию;
- ФГОС ДО к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования.
 Например, к основным принципам относятся:
  - принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью).
 - принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных вилах музыкальной деятельности);
  - научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);
 - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»);
  - единство образовательных  целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития);
- принцип целостности (новые знания  (в т.ч. и о музыке) раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
- принцип минимакса (разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными  возможностями);
- принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора  степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);
принцип творчества (обеспечение возможности  для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности);
 - принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);
  - принцип интеграции образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).
В качестве ведущего подхода к организации музыкального воспитания должен преобладать личностно-ориентированный подход, партнерские взаимоотношения, обеспечивающие субъектную, активную  позицию каждому ребенку.
В Пояснительной записке следует дать «значимые характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, то есть краткие описания психологических «портретов» для каждого возраста.
Например:
Дети 4-го года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на веселые и подвижные музыкальные произведения. У детей 3-4 лет   только начинают формироваться различные виды  музыкальной деятельности. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и  только подпевали взрослому, а  движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3-х до 4-х лет   дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и  уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.
Движение под музыку доставляет детям  большую радость. Однако возрастные особенности  строения тела малышей (большая голова, длинное туловище, короткие ноги и руки), а также особенности психических процессов (преобладание возбуждения над торможением, непроизвольность внимания, памяти, незрелая  координация и др.) приводят к тому, что  движения малышей еще недостаточно точные и ловкие, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнении еще невелик,  и движения носят, как правило, игровой характер.
 Дети четвертого года жизни склонны к подражанию, поэтому взрослый  должен вовлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическим движениями в игровой форме.
 Дети 5-го года жизни  уже приобрели некоторый опыт в  различных видах музыкальной деятельности. У них уже появились свои предпочтения в репертуаре, способах самовыражении.
Диапазон голоса у четырехлеток невелик – в основном от «ре» до «ля»  («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста  все еще есть проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные  навыки и  качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью,  они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны – у них еще не сформирована координация движений, что проявляется при исполнении  многих видов движений.  Однако именно в музыкально-ритмических движениях у детей наиболее ярко наблюдается динамика развития: движения становятся более ритмичными, энергичными и выразительными. Дети предпочитают быстрый  темп (в 3- 4 года они двигались, в основном,  в умеренном темпе), динамичный ритм, музыку танцевального характера.
Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти  и поведении по-прежнему требует от педагога поддерживать внимание игровыми приемами, подбирать музыку непродолжительного звучания.
В старшем дошкольном  возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
 Ребенок  5- 6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет  их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей 6-го года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально и в  целом дети 6-го года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.
7-й год жизни -  это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них  качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что  необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Пожалуй, самым сложным для педагогов-практиков является формулировка Целевых ориентиров (планируемых результатов) развития детей. Само понятие «Ориентиры» показывает, что в этом вопросе нельзя жестко требовать от детей достижения конкретных показателей развития (что меняет отношение к педагогической диагностике – см. IV раздел ФГОС ДО).  Педагоги должны создать все необходимые условия, способствующие достижению  детьми ожидаемых результатов.
Приведем пример формулировки целевых ориентиров для детей 3-4 лет.
Планируемые результаты музыкального развития детей 3-4 лет в реализации обязательной части Программы.
В младшем дошкольном возрасте главным показателем по всем формам деятельности является желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности:
·        Дети искренне радуются, когда звучит веселая музыка; не могут устоять, чтобы не двигаться под нее;
·        любят импровизированно двигаться в различных образах («зайчик», «мишка, «ветерок», «мячик»);
·        прислушиваются, когда слышат знакомую и незнакомую, привлекательную музыку;
·        любят слушать песенки в исполнении педагога и с удовольствием подпевают, хлопают в ладоши;
·        отличают музыку контрастного темпа, динамики, могут отражать это в своем движении (ходить-прыгать, бегать-остановиться);
·        могут повторить за педагогом простейшие короткие ритмы с речевой поддержкой.
Далее нужно сформулировать ожидаемые результаты освоения детьми содержания части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (то есть – музыкальным руководителем).
Так, например, можно сформулировать целевые ориентиры в певческой деятельности с детьми 3-4 лет:
- воспитание любви и интереса к пению;
- охрана детского голоса и развитие  его естественного звучания (Формирование навыка звукообразования);
 - развитие умения петь протяжно, пропевая все словаудерживая на дахании музыкальную  фразу –  до 2-х секунд (или одно слово).
-обогащение певческого опыта (исполнение народных песенок и потешек, несложных детских песен, различных по характеру).
  - развитие музыкальной памяти:  узнавание песенки по мелодии запева или припева.
- развитие способности петь эмоционально, в соответствии с характером песни по показу педагога (колыбельные – протяжно, игровые песенки – весело).
- побуждать  к игровому творчеству с использованием простейших певческих интонаций (самостоятельное  пропевание звукоподражаний  -  «Ку-ку-ре-ку!», «Ку-ку», «баю-баю» и др.).
Следующий – Содержательный раздел Программы, представляет «общее содержания, обеспечивающее полноценное развитие личности детей».
 В соответствии с ФГОС ДО Содержательный раздел должен включать:
- описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных примерных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- описание методов коррекции нарушений развития детей (если есть такие дети).
В данном разделе, как это указано выше,  необходимо описать содержание работы по реализации основных задач Программы, а именно -        развитие детей в основных видах музыкальной деятельности.
К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:
•        восприятие музыки;
•        исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);
•        музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);
•        музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
 А) особенности разных видов музыкальной деятельности .
В этом разделе можно дать ссылку на используемую Примерную Программу по музыкальному воспитанию, либо описать особенности каждого из музыкальных видов деятельности. Например:
Восприятие музыки — базовый вид деятельности, поскольку является основой для всех остальных, которые, как правило, используются комплексно в различных игровых формах.
Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, так как является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качества музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом.
Развитие музыкального восприятии - сложный и длительный процесс, который  идет  естественным путем «от внешнего – к внутреннему», от  активного действия – к сворачиванию его во внутренний план. В этой связи развитие музыкального восприятия  обусловлено приобретением чувственного опыта детей в  музыкальном исполнительстве, и особенно  - в  музыкально-ритмической деятельности, поскольку моторная, двигательная природа музыки ярче воспринимается  и выражается на телесном уровне.
Понимание этапов становления музыкального восприятия в дошкольном возрасте и грамотное его развитие являются главными задачами музыкального руководителя детского сада.
         Формирование  восприятия музыки у детей происходит на основе приобщения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и воспитания потребности в слушании музыки.
Далее  дается описание содержание работы по развитию дошкольников во всех видах деятельности (можно выписать из программы «Тутти», либо дать ссылку на страницы данной Программы).
В Содержательном разделе Программы требуется:
«описание вариативных форм, методов и средств реализации ее содержания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфике их  образовательных потребностей и интересов….- способы поддержки детской инициативы».
Приведем примеры описания реализации музыкальных видов деятельности в различных формах взаимодействия с детьми. Данная часть Программы  также может быть представлена на основе выбранных парциальных Программ (дается ссылка на эти программы, либо выписывается  содержание по данному разделу). Например:
Музыкальное развитие детей, осуществляемой в процессе организованной образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия  с воспитанниками.
Музыкально-творческое взаимодействие  с группой детей организуется на основе игрового сюжета, например: «В гостях у Матрешки», либо «Путешествие в осенний лес», и др. Основа организации педпроцесса – сюрпризы, затейничество, импровизация с использованием различных видов музыкально-художественной деятельности. Как правило, каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и  педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, и др., а также художественные иллюстрации, различные виды театрализации. Наиболее актуальными формами организации художественно-творческой деятельности являются:
- интегративные музыкальные образовательные ситуации, построенные на  основе какой-либо ведущей (доминирующей) деятельности (например, творческого музицирования)
- игровые  художественно-творческие проекты, организованные на основе театрализованной деятельности, для реализации которых необходима одна или несколько встреч; 
-игровые художественно-творческие, исследовательские проекты организованные на основе  освоения какой-либо познавательной темы.