Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Мастер класс для детей в детском саду старшего дошкольного возраста «Гжельская роспись тарелки»

Башмакова Юлия Сергеевна Башмакова Юлия Сергеевна
DOCX
331
7
Предпросмотр

Мастер-класс «Гжельская роспись тарелки » Программное содержание: Познакомить с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью. Учить создавать узоры, используя характерные элементы гжельской росписи: точки, линии, завитки, капельки. Учить изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков. Упражнять в использовании приема примакивания при закрашивании листьев и середины цветка. Закреплять умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей

(слайд№1)Синие птицы по белому небу,Море цветов голубых.Кувшины и кружки-Быль или небыль?Изделия рук золотых!Да! Эта синяя сказка-Глазам загляденье,Словно морозный узор!Ласка, забота, тепло и терпенье-Сказочная Гжель!(слайд №2)(слайд №3) В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стоит деревенька Гжель. Жили там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера и мастерицы. (слайд №4) Нашли они в родной сторонушке чудесную белую глину и делали из неё посуду. Собрались они однажды и стали думать, как бы украсить такую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят.(слайд№5) А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, (слайд№6)вдалеке синий лес виднеется, (слайд№7) синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.(слайд№8) Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Стали дальше думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. (слайд№9) Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. (слайд№10) При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

(слайд№11) Другой мастер слепил масленку в виде кита. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. (слайд№12) Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Рыбка хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. (слайд№13)Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные. (слайд№14) Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. (слайд№15) Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» (слайд№16) И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (слайд№17) У каждого художника есть свой узор любимый. На весь мир прославили гжельские мастера свой край. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

Я предлагаю вам тоже побывать в сказке и почувствовать себя настоящими мастерами.(слайд№18)Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров – точки, прямые линии. (Тонкие линии рисуются кончиком тонкой кисти. Толстые линии удобно рисовать боковой стороной кисти. Точки разных размеров рисуются кончиком кисти.) С детьми лучше начинать с рисования прямых линий и только потом можно переходить к их различным вариациям.   2) Бордюры - простейшие орнаменты, состоящие из волнистых линий: детям необходимо уловить их закономерность.(слайд№19) 3) Капельки. Из них очень просто рисовать растительные мотивы: листочки, веточки. Детям проще всего делать капельки - примакиванием кисти. (Капля рисуется сначала еле касаясь кончиком поверхности, затем усиливая нажим примакиваем.) (слайд№20) 4) Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Кстати, для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет! Пожалуй, самый излюбленный узор– гжельская роза - «агашка». (Многих мастериц в ту пору звали именем Агафья –оно было очень модным и распространённым, -отсюда и пошло название «агашка».) (слайд№21) Художники изображают не только растительные композиции, но и сказочных птиц. (оставш.слайды) Посмотрите, какую красивую посуду создают мастера Гжели.   Для основы можно использовать одноразовую бумажную тарелочку. Рассматривание образца. Давайте рассмотрим с Вами блюдце, которое я сама украсила гжельской росписью. Что изображено в середине блюдца?  А из чего нарисованы лепестки? А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?  А чем украшено блюдце по краям? Показ воспитателя с объяснениями. Ребята, посмотрите, как я буду рисовать петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии. Потрудились вы на славу. Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Занятие окончено, всем спасибо, молодцы!