Публикации воспитателей детских садов
О проекте

М. Королёва. Влияние музыкотерапии на развитие вокальных навыков ребенка

Королёва Марина Борисовна Королёва Марина Борисовна
DOC
62
0
Предпросмотр

                                                       Королёва Марина Борисовна, аспирант
                                                        ЛГУ им. А. С. Пушкина; музыкальный
                                                        руководитель МДОУ № 13, г. Отрадное.
 
ВЛИЯНИЕ  МУЗЫКОТЕРАПИИ НА  РАЗВИТИЕ  ВОКАЛЬНЫХ
                                    НАВЫКОВ  РЕБЕНКА.
 
          Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности. Эту проблему решает образование, обеспечивающее условия для гармонического развития ребенка посредством культуры и искусства.
          Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
          Использование в педагогике различных средств лечения искусством (арттерапии), в частности, музыкой, получившее  название музыкотерапии (см. работы Л. С. Брусиловского, 1979 и др.), вызывает особый интерес. В основе музыкотерапии лежит использование различных методов воздействия музыкой: пения, танцев, музицирования. Как к лечебному, профилактическому и коррекционному средству, к музыке начинают обращаться с конца XX века.
          О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Уже с начала возникновения человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы и педагоги использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма и формировании духовного мира личности.
            Самая древняя притча об исцелении музыкой есть в Ветхом Завете: Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона и его сына Асклепия являлись символами связи искусства и медицины. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае, Индии.
          Древнегреческие философы Пифагор (VI век до н. э.), Аристотель и Платон (IV век до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка восстанавливает порядок во Вселенной и нарушенную гармонию в человеческом теле, с помощью мелодии и ритма изменяет настроение человека. Известен случай, когда Пифагор музыкой предотвратил убийство, наиграв мелодию, «изгоняющую желчь».
          Как и Пифагор, Демокрит придавал большое значение музыкотерапии. Он отмечал целительное воздействие звучания некоторых музыкальных инструментов на человека. Для лечения смертельных инфекций философ советовал слушать флейту.
          Платон также изучал целительное и благотворное воздействие музыки  и музыкального воспитания. Он предлагал для усиления воздействия целебных трав на головные боли использовать пение и музыку магического характера. По его мнению ритмы и лады воздействовали на мысль.
          Вслед за Платоном и Пифагором мысль о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в «учении о катарсисе».
           Древнегреческий врач Асклепий утихомиривал музыкой ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. По мнению древних греков и римлян музыка, исполняемая на цитре, улучшала пищеварение.
          Музыкотерапия, как метод воздействия посредством художественного искусства, особенно ценна для работы с теми,  кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает  сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции у детей. Музыкотерапия дает возможность для каждого ребенка быть услышанным, увиденным, почувствовать себя успешным. Работа в этой системе помогает снижению эмоционально-психического напряжения и улучшению общего эмоционального состояния детей, созданию взаимопонимания между педагогом и детьми, формированию социально-коммуникативных навыков, совершенствованию психических процессов, стимуляции речевой функции и нормализации просодики, формированию общей и тонкой моторики и развитию музыкальных способностей детей.
           Музыкотерапия включает в себя разные направления деятельности: прослушивание музыкальных произведений, пение песен (вокалотерапия), ритмические движения под музыку (логоритмика, кинезитерапия), сочетание музыки и театрализации (имаготерапия). Прекрасный терапевтический эффект дает сочетание музыки с изодеятельностью. 
           Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Оно давно используется как одно из реабилитационных  средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. В логоритмических занятиях пение играет большую роль. Этот вид исполнительского искусства оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и другие. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки. Пение улучшает звукопроизношение и ритмико-мелодическую сторону речи (темп, ритм, тембр, динамика). Оно помогает также исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. Занятия пением гармонизуют работу левого и правого полушарий. В результате занятий укрепляется голосовой аппарат ребенка, голос становится выразительным, не срывается, не дрожит. Голос является прекрасным средством сброса эмоционального напряжения. Формирование певческого голоса зависит от наследственных способностей, окружающей обстановки и процесса обучения.         
          Искусство пения имеет многовековую историю. Оно существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии и Древней Греции. В искусстве пения наилучшим образом проявлялось свойство голоса выражать чувства и эмоции. Древние ученые пришли к выводу, что вокалотерапия эффективна при врачевании. В античных источниках находится множество свидетельств чудесного исцеления благодаря воздействию пения.
          Обучение пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, оценивать качество исполнения. Певческая деятельность представляет собой сложный процесс звукообразования, в котором очень важна вокально-слуховая координация. Для правильного интонирования особое значение имеет развитие слуха у детей. Различные отклонения в строении голосового аппарата, слуха, речи, мышечного тонуса, несовершенство вокально-слуховой координации у детей с нарушениями в развитии влияют на качество пения. Система занятий музыкотерапией помогает устранить эти нарушения.
           В системе музыкотерапии развитие певческого голоса предлагается начинать с развития речевого голоса, так как речью дети уже владеют, а диапазон певческого голоса шире, чем диапазон речевого, который находится обычно в нижней части певческого диапазона и составляет примерно 4 – 7 тонов. На этом этапе можно почувствовать динамику, высоту голоса.
          В речевой этап входят артикуляционная гимнастика; игры с голосом, развивающие мимику, артикуляционную моторику, речевой и музыкальный слух; речевые зарядки. Он способствует развитию дыхания, дикции, певческого и речевого голоса, выразительных навыков правильной речи. Занятия в системе музыкотерапии готовят к управлению голосом, развивают фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух. В результате этих занятий происходит плавный переход к развитию вокальных навыков детей и их музыкальных способностей. О необходимости применении речевых игр и упражнений для развития музыкального слуха говорил и Карл Орф. Речевые упражнения помогают детям, особенно с речевыми нарушениями, освоить выразительные средства, общие для речи и музыки (темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, тесситура). Основой для них может послужить детский фольклор: потешки, прибаутки, дразнилки, кричалки, заклички и т.д.
           В пении очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации с мышечными и слуховыми ощущениями. Дети, вспоминая музыкальное звучание, всегда поют эти звуки про себя с мышечным напряжением. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, делать богаче переживания поющих. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы.
          Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Очень важна удобная тесситура песен для детей с речевыми нарушениями. Исследования Н. А. Ветлугиной показали, что ненапряженно звучат детские голоса в пределах «dh» первой октавы, хотя многие дети могут воспроизводить и более высокие звуки. Но на своей практике мы убедились, что у детей с речевыми нарушениями в большинстве случаев диапазон певческого голоса ограничен и более низкий – «hмf1».
          В отличие от Н. А. Ветлугиной некоторые теоретики и практики также считают, что зона примарного звучания певческого голоса детей расположена значительно ниже (Д. Е. Огороднов, В. В. Каменский), и при спонтанном пении детьми используются звуки около Cis1, а некоторыми даже около Fisм. Г. П. Стулова, изучая звучания голосов детей от 0 до 12 лет, убедилась, что значение средней высоты голоса меняется с возрастом в пределах D1A1. Исследования показали, что от рождения до 3-4 лет высота голоса понижается скорее всего за счет становления речевой функции и отсутствием целенаправленного музыкального воспитания. Дальше, при обучении в детском саду, у ребенка голос становится выше.
          Музыканты-педагоги предлагают упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Импровизация имен, звукоподражаний, музыкальных вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, завершение мелодии способствуют проявлению творческих способностей детей на музыкальных занятиях.
          У детей одной из проблем является работа над дыханием. Поэтому необходимо проводить на занятиях специальные дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого вдоха и продолжительного выдоха. Оно воспитывается постепенно, начиная с коротеньких попевок до более длинных музыкальных фраз. Дыхательные упражнения целесообразно предлагать детям в образном оформлении. Например, можно предложить детям сдуть с ладошки листик или снежинку (в зависимости от времени года), подуть на пушинку.
          Вместе с дыхательными упражнениями перед началом пения необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Ее цель – развитие артикуляционного аппарата. У ребенка он несовершенен, поэтому необходимо уменьшить напряженность артикуляционных мышц, но одновременно повысить их тонус и силу. На своих занятиях мы используем артикуляционную гимнастику с музыкальным сопровождением, способствующим более активному выполнению упражнений.  И обязательно  вводим яркие сказочные образы. Артикуляционная гимнастика превращается в сказку, которую дети с удовольствием слушают, выполняя упражнения, а  на следующих занятиях сами ее рассказывают.
            Непосредственно голосовые упражнения решают две задачи. Подвижность небной занавески развивается вокальными упражнениями, а избыточный носовой резонанс устраняется фонопедическими упражнениями. При пении мягкое небо поднимается и примыкает к задней стенке глотки. Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, активизируют всю мускулатуру гортани и глотки, заставляют ребенка шире открывать рот и увеличивать силу звука.
           Подбор вокальных упражнений должен быть индивидуальным для каждой группы детей, так как детский голос требует максимально щадящего отношения. Петь дети должны в соответствующем возрасту диапазоне, по возможности не использовать крайние ноты этого диапазона, исполнять короткие певческие фразы, интонировать негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма; пренебрежение этими правилами ведет к нарушению голосовой функции.
          Одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей является речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать… Музыка эффективно помогает в решении данной проблемы. Учеными доказана прямая связь между движениями рук и произношением слов (работой гортани), так как в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти руки расположены рядом.  Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие тонкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Развитие мелкой моторики, например, при игре на музыкальных инструментах или графическое их отображение в нотных тетрадях влияет на развитие речевой зоны, так как речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Поэтому с детьми рекомендуется чаще использовать пальчиковую гимнастику.
          Известно, что дети с различными проблемами нарушения здоровья быстро утомляются. Они вспыльчивы, замкнуты, неуверенны в своих силах. Душевное состояние этих детей находится в зависимости от погоды, новой обстановки, самочувствия педагогов, присутствия новых людей. У них нет жизненных сил, энергетическая активность низкая. Отрицательные эмоции блокируют функции мозга. Вывести детей из этого состояния может только радость, удовольствие, интерес. Музыкальное искусство здесь играет огромную роль.