Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития.

Саутченкова Ольга Николаевна Саутченкова Ольга Николаевна
DOCX
0
0
Предпросмотр

Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития.

 
Совершенствование многих качеств и свойств личности детей связано с гармоничностью их физического и умственного развития, их врожденной нравственной чистотой и при этом неразрывно связано с воспитанием у детей эстетического отношения к жизни и искусству. Полученные в дошкольном возрасте музыкальные впечатления остаются у человека в памяти на всю жизнь, поэтому особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех эмоциональных воздействий в детском возрасте. Процесс музыкального воспитания должен быть постепенным, без излишеств в том или ином виде музыкальной деятельности – излишества порой наносят неисправимый вред всему делу музыкального развития. Поэтому в деле музыкального воспитания необходим учет возрастных возможностей детей, позволяющий определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны в том или ином возрасте.
В дошкольном периоде дети проходят огромный путь развития. Младший дошкольник с большим удовольствием напевает, приплясывает, бегает, то есть постепенно включается в мир музыки – но при этом исполнение им песни или пляски является очень приблизительным, его еще нельзя назвать настоящим исполнением, а лишь только частичным включением в данный процесс, как бы тренировкой будущего исполнения. В основном музыка вызывает у ребенка эмоционально-положительное состояние организма, и лишь постепенно, под воздействием взрослого, у ребенка появляется первый опыт музыкальной деятельности – формируется музыкальная память и, как следствие, возникает возможность обучаться музыке.
В возрасте 3–4 лет детские голоса еще слабы и неразвиты, дыхание неорганизовано, но уже постепенно начинает выявляться звуковысотная чувствительность и, как следствие, понемногу налаживается координация между слухом и голосом, хотя она еще и достаточно слаба. Дети в этом возрасте плохо ориентируются в пространстве во время плясок и игр, и их практическая музыкальная деятельность пока еще очень скромна. Поэтому для содействия музыкальному развитию ребенка 3–4 лет очень важен целенаправленный отбор педагогом музыкального материала и системность его подачи.
К 5–6 годам у ребенка постепенно налаживается координация голоса и слуха, дифференцруются слуховые ощущения, он уже сознательно воспринимает музыку. В старшем дошкольном возрасте развитию музыкальной восприимчивости содействуют слушание музыки, систематиче-ские занятия пением, разучивание движений под музыку. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивыми, интересы – более прочными.
В результате систематического обучения в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются музыкальные и творческие способности, совершенствуются певческие и музыкально-ритмические навыки. Для более интенсивного музыкального развития детей в этом возрасте необходимо применять разнообразные виды музыкальной деятельности, используя различные вспомогательные средства и приемы.
А.Н. Зимина в своей работе «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»[1], отмечая сложность и многосоставность музыкального развития, выявляет разнообраз-ные сочетания внутренних процессов и внешних влияний, то есть проводит взаимосвязи между отдельными компонентами музыкальности: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; между внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку извне; между усвоением опыта и свершающемся при этом развитии. По ее мнению, музыкальное воспитание детей охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие личности, протекающее по внутренним личностным законам, всегда подчиняется воздействиям извне.
Умелое использование музыки в различных процессах жизнедеятельности людей может регулировать их состояние, так как внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. Физиологи И.П. Павлов и В.М. Бехтерев убедительно показали, что центральная нервная система человека неодинаково реагирует на различную по своему характеру и средствам выразительности музыку, – в одних случаях происходит сокращение или расслабление мышц, учащение или замедление дыхания, в других возникает возбуждение или угнетенное состояние, смена настроений. Таким образом, особенности строения и функции центральной нервной системы являются физиологической предпосылкой проявления эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Музыкальные образы, эстетически воздействуя на ребенка, в то же время содействуют укреплению его нервной системы, вызывая радостные переживания.
По мнению русского физиолога И.П. Павлова, в зависимости типа высшей нервной деятель-ности ребенка – художественного, мыслительного или среднего – музыка воспринимается всеми детьми по-разному, но, несмотря на эти различия, развитию подлежат даже такие особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, как подвижность нервных процессов и быстрота образования временных связей.
Н.А. Ветлугина в своей работе «Музыкальное развитие ребенка» отмечает: «В любой испол-нительской музыкальной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые анатомо-физиологические задатки. Для пения важно качество строения голосового аппарата: подвижность нёба, длина и толщина голосовых связок и т.д. Музыкальные задатки в виде слухового анализатора и голосового аппарата выполняют свою функцию очень наглядно… благодаря своеобразию сочетания нёба, связок и т.д. Одни безголосы, другие – прекрасные певцы. Но даже при наличии отдельных природных данных нужен немалый труд, чтобы сформировать певческий голос; функционирование моторно-двигательного аппарата также оказывает относительное влияние на его структуру – на строение тела ребенка, на его руку. Известны положительные результаты, достигаемые путем упражнений в танце, игре на инструментах, особенно впериод, когда организм наиболее пластичен.
Итак, у каждого человека разнообразны сочетания внутренних органов и их функций, своеобразен путь их формирования. Но очевидна и их обусловленность внешними воздействиями»[2].
Взаимосвязь воспитания и обучения с переживаниями обстоятельств внешней жизни являются движущими силами развития ребенка. Под воздействием музыкальных переживаний в психических процессах возникают качественные изменения, являющиеся движущими силами музыкального воспитания, так как на основании накопленного опыта и сформированности уровня способностей ребенок сам активно участвует в процессе развития. Процесс музыкального развития осуществляется не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях, и усвоение одного и того же музыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному.
Б.М. Теплов, обращая внимание на важность изучения индивидуальных различий в процессе музыкального развития детей, указывает: «Способность не существует иначе как в движении, в развитии... Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения»[3].
Развитие ребенка происходит в определенной последовательности в процессе обучения различным видам деятельности. При подготовке к обучению педагогу необходимо ясно представлять себе как желательный уровень развития, которого он хочет достичь в результате своей деятельности, так и источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, формирования умений и навыков. Отсюда следует, что музыкальное развитие и обучение взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Обучение способствует развитию, но и развитие определяет успешность обучения.
 
 

Значение музыкального воспитания

 
Музыкальное развитие – результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь, оно содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию. Следует подчеркнуть, что теория и методика музыкального воспитания детей рассматривают процесс музыкального развития с позиций педагогики и психологии и с опорой на теоретические основы эстетики. Такими основами являются положения, определяющие сущность музыкального искусства и его роль в жизни общества.
Единые принципы художественного освоения действительности конкретизируются в содержании и методах музыкального воспитания детей, учете их возрастных особенностей.
В процессе музыкального воспитания, обучения и развития решаются основные задачи музыкального воспитания.

С раннего детства у ребенка развивается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление создавать его. Ребенок приобщается к художественной деятельности, у него вырабатывается определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту.
Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить социальную жизнь в художественных образах; во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мысли людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, формировать их мировоззрение.
Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой – средством воспитания.
Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в других областях жизни. В процессе передачи этого опыта и применяется система целенаправлен-ных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность. Так, Н.А. Ветлугина пишет: «Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке»[4].
А.Н. Зимина, рассуждая о значении музыкального воспитания для дошкольников, пишет: «Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, способствует формированию его нравственности. Иногда музыка, напрямую обращаясь к чувствам ребенка, оказывает на него более сильное воздействие, чем уговоры или указания.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, понятием Родина, т.е. таким образом музыка способствует воспитанию патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.
Совместное пение, музыкально-ритмические движения охватывают детей общими переживаниями и требуют от них единых усилий. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положительно влияют на робких, неуверенных в себе детей, создают благодатную атмосферу для индивидуального развития.
На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения. Постоянная смена заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организованности, волевых усилий.
Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качество ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.
Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.
Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей»[5].
Таким образом, цель музыкального воспитания – помочь ребенку прикоснуться к тайне искусства, став участником таинства общения с музыкой и, посредством эстетического роста, со временем развиться в высоконравственную личность. А.Н. Зимина в своей книге «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», рассматривая задачи музыкального воспитания, объединила в одном понятии «музыкальность» две стороны: первую – эмоциональную отзывчивость, то есть умение переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием, и вторую – развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слушания, различения главных компонентов в звуковой ткани произведения. Эти две стороны, по мнению А.Н. Зиминой, являются едиными и воспитываются одновременно: «Благодаря развитию музыкальности дети начинают тоньше чувствовать прообразы окружающего их мира, что, в свою очередь, играет важную роль в познании ими окружающей жизни, формировании эстетических оценок, художественного вкуса. Музыкальность ребенка воспитывается путем его активной музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. У детей появляется сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание ее слушать. Они перестают быть безучастными. Настроения, переданные в музыке, вызывают у них ответные переживания.
Пути воспитания эмоциональной отзывчивости различны. Необходимо продуманными методическими приемами привлекать детей к исполнению музыкальных произведений, к участию в танцах, играх.
Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Чем чаще ребенок слушает знакомые музыкальные произведения, тем более активной и целеустремленной становится его музыкальная деятельность. Более осознанному восприятию музыки помогает беседа педагога. Использование им на занятиях игрушек, картинок, поэтического и образного слова углубляет переживания, вызванные музыкой. Так развивается эмоциональная отзывчивость и наряду с ней более тонкое восприятие музыки»[6].
Что же представляет собой восприятие ребенком музыкального произведения?
Восприятие любого искусства – сложная психическая деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты. Умение воспринимать произведения искусства не может возникнуть само собой – этому нужно учиться.
Восприятие музыки формируется у ребенка с раннего детства, с первой колыбельной, вызывающей чувство спокойствия и уверенности. Постепенно происходит накопление эмоционально-музыкальных впечатлений, чему способствуют пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки.
Дети младшего дошкольного возраста узнают знакомую музыку, различают ее по характеру и простейшим жанрам (марш, пляска, колыбельная), но не умеют выразить это словами.
В 4–5-летнем возрасте дети более дифференцированно воспринимают характер, форму и средства выразительности музыкального произведения. На вопросы педагога они дают словесные ответы, а в 6–7 лет могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т.д. К семи годам дети уже переживают и осмысливают содержание музыкальных произведений. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

Эстетическое восприятие произведения искусства предполагает сочетание трех основных компонентов: эмоциональности, сознательности и воображения. Вне эмоционального отношения к воображаемому не может быть и эстетического восприятия. Так как музыкальный образ является конкретно-чувственным, то восприятие музыкального произведения начинается с чувства, которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетаются две стороны: первая – осмысливание несложного, понятного ему содержания и вторая – радость, являющаяся непосредственной эмоцией при восприятии этого содержания, облаченного в художественную форму. Когда ребенок воспринимает музыкальное произведение, у него остается след в сознании – образ услышанной музыки в целом. При повторном слушании музыки развиваются музыкальные представления.
Формирование музыкального восприятия ребенка происходит по пути «от простого к сложному», то есть при помощи постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств выразительности и формы. При этом педагогу необходимо особое внимание уделить подбору музыкального материала, разнообразного по тематике и, используя разнообразные методические приемы, научить ребенка дифференцированно воспринимать звуковой язык музыки.
Это умение развивается при проведении простейшего анализа музыкальных произведений, в которых внимание детей обращается на средства музыкальной выразительности. Постепенно ребенок начинает разбираться в своеобразии музыки – характере мелодии, ритме, темпе и т.д.
При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка. Такой подход к организации процесса детского музыкального восприятия обеспечивает естественность и непринужденность вхождения детей в мир музыки. Уважение к ребенку, доверие к его силам и возможностям должны стать для педагога той основой, на которой будет происходить дальнейшее расширение и обогащение интонационного, музыкального, а через него – и жизненного опыта малыша.
При помощи правильно подобранного музыкального репертуара педагог-музыкант помогает ребенку накопить опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах, инновационной специфике музыки разных композиторов. Примеры таких музыкальных произведений, как правило, рекомендуются образовательными дошкольными программами. Это произведения:
– небольшие по объему, время их заучивания не должно превышать 5–8 минут, что связано с особенностями детского внимания и недостаточностью развития произвольных процессов;
– с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
– разнообразные по стилям и жанрам;
– программные и непрограммные.
Чтобы вызвать активную деятельность детей, педагог активизирует воображение ребенка, раскрывая при помощи образного или поэтического слова содержание песни, игры, пьесы для слушания. Это вовлекает ребенка в «мысленное действие», вызывая в нем художественные образы в соответствии с реальным или предполагаемым сюжетом музыкального произведения.
В результате этого восприятие музыки ребенком становится эмоционально-осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Для того чтобы у ребенка сформировался музыкальный вкус, ребенок должен научиться воспринимать музыкальное произведение в целом и осмысливать его содержание; по возможности научиться исполнять это произведение, а также проводить простейший анализ музыкального произведения.
 
 
 
 
 
 


[1]А.Н. Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010. С. 22-27.

.