Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Консультация для родителей на тему:"Знакомство детей с хохломской росписью ."

Вершинина Надежда Ивановна Вершинина Надежда Ивановна
DOC
89
0
Предпросмотр



консультация для родителей



Знакомство детей схохломской росписью




За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписные деревянные изделия, выполненные в стиле хохломской, городецкой и других росписей.
Эмоционального, творческого развития ребенка современная педагогика требует, прежде всего.Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд творчества».
Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развитияхудожественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.
Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивляемся мы красоте родной земли, обильному разнотравью ее лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медовый аромат, и гудят на все голоса мохнатые пчелы-труженицы?
Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ее, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой народной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполнены. К ним относится и хохлома.
Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться в России.
В наши дни производство изделий с хохломской росписью сосредоточено в г.Семенове, селах Семино, Новопокровское.
Интересен процесс изготовления хохломских изделий. Точеное или столярное изделие грунтуют жидкой глиной, пропитывают сырым льняным маслом, потом шпаклюют, покрывают олифой 3-4 раза с просушкой после каждого покрытия. Когда олифа на изделии высохнет, его покрывают слоем алюминиевого порошка. Далее изделие расписывают масляными крачками. Снова сушат при t 300 градусов. Лак темнеет, придает изделию золотистый оттенок.
Необходимо обратить внимание детей на главную особенность хохломской росписи: художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью, то есть кистевым приемом.
Эта роспись непосредственно от руки кистью и родилакудреватость хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев.
Но хохломские мастера работают не только кистью, а итрафаретом. Трафаретом или штампиком называют особое техническое приспособление, помогающее оттиснуть один и тот же узор.
Для хохломской росписи характерны два вида письма:верховая роспись – гибкие травинки наносятся концом кисти поверх золотого фона и роспись под фон – сначала наносится линейный контур рисунка, затем закрашивается фон и оживляется мягкими мазками оставленный не закрашенным серебряный орнамент. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья сверкают червонным золотом на алом или бархатном фоне.
Ведущей росписью является травное письмо. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и более – кустиком.
Травка обычно пишется красным или черным цветом. Ее основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра.
Роспись по дереву – яркая, красочная, украшает наше жилище, она вносит нарядную декоративность в жилой и общественный интерьер.
Знакомя детей с хохломской росписью, хохломскими изделиями в доступной для дошкольников форме, нужно рассказать о том, что все эти предметы изготовлены из дерева, а затем исписаны. Детей заинтересует то, что рисунок «золотой», никакого золота в приготовлении этих вещей не применялось (рассказать, как изделие подвергается тщательной, многогранной обработке).
Рассмотрев рисунок на чаше, ложке, нужно задать вопрос: «Что здесь нарисовано?» Дети без труда узнают ягоды клубники, рябины, цветы, листья. Работа проводится в два этапа:первый этапбеседа (выявление и уточнение знания о росписи),второй целевая экскурсия в природу для рассматривания и сравнения увиденного с образцами хохломской росписи.
Следует обратить внимание детей на то, что главная тема композиции узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию –завиток. На нем располагается самый крупный элемент рисунка – цветок, затем листья, ягоды, а потом идет «развилка» - травка, мелкие ягоды, штрих.



Дети постепенно приобретают простейшие знания об особенностях хохломской росписи. Они учатся выделять предметы прикладного искусства Хохломы в окружающем. Начинают обучаться под руководством взрослых итехническим навыкам: проводить широкие линии всей кистью, а тонкие линии и точки – концом кисти; держать кисть тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Дети учатся рисовать простейшие элементы: сначала наносить мазки кистью, составлять из них веточку и только потом рисовать ягоды смородины, листья, ромашку. Как говорил В.А.Сухомлинский:«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.



Консультация для родителей «Хохломская роспись»
Золотая хохлома - один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода . Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло. Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. В начале XX столетия хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различные блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, ложки, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты с золотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась новыми мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения. За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные Матвеевым традиции наставничества. «Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке. В 1931 году артель получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году - производственно-художественного объединения. В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, подставки, бо панно, музыкальные шкатулки. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. На предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе 400 художников. Многие из них - по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творческого наследия, свое видение рисунка и особый почерк. Ряд художников имеют почетное звание: «Заслуженный художник РФ», являются членами Союза художников России, награждены государственными премиями.